Решение по делу № 2а-3740/2021 от 18.11.2021

УИД- 38RS0003-01-2021-005075-44

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 9 декабря 2021 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Жидковой С.Г.,

при секретаре судебного заседания Хоренко Ю.А.,

с участием старшего помощника прокурора г. Братска Чагочкина Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3740/2021 по административному исковому заявлению МУ МВД России «Братское» к Маслениковой Наталии Сергеевне об установлении административного надзора,

УСТАНОВИЛ:

МУ МВД России «Братское» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Маслениковой Н.С., в котором просит установить административный надзор в отношении Маслениковой Н.С. сроком на два года, с применением административных ограничений в виде: запретить выезд за пределы муниципального образования города Братска Иркутской области; обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации два раза в месяц; запретить на пребывание в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.

В обоснование заявленных требований указал, что Масленикова Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес> была осуждена 16.11.2016 года Братским городским судом Иркутской области по ч.1 ст. 228.1, ч.1 ст.228 УК РФ к 05 годам 04 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Отбывала наказание с 25.08.2016 года по 09.07.2019 года в ГУФСИН России по Иркутской области. Постановлением Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 25.06.2019 года не отбытый срок наказания в виде лишения свободы заменен на наказание в виде исправительных работ сроком 02 года с ежемесячным удержанием 10% из заработной платы в доход государства сроком до 1 года 11 месяцев 15 дней. После освобождения Масленикова Н.С. была поставлена на учет в участковый пункт полиции, как ранее судимая, состояла на учете в филиале по Центральному округу г.Братска ФКУ УИИ ГУФСИН России по Иркутской области, 24.09.2021 года была снята с учета филиала в связи с отбытием срока наказания в виде исправительных работ. В соответствии со ст.15 УК РФ преступление, предусмотренное ст. 228.1 ч.1 УК РФ, за которое осуждена Масленикова Н.С. относится к категории тяжких преступлений. В силу ст.86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления Маслениковой Н.С. судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления погашается по истечению восьми лет после отбытия наказания). Судимость Маслениковой Н.С. за совершение преступления, предусмотренного ст. 228.1 ч.1УКРФ погашается 24 сентября 2029 года. В соответствие с приговором Братского городского суда Иркутской области от 16.11.2016 года в действиях Масленниковой Н.С. усматривается особо опасный рецидив преступлений, что в соответствии с ч.2 ст.3 ФЗ № 64 является основанием для установления в отношении нее административного надзора. По месту жительства Масленикова Н.С. характеризуется удовлетворительно, имеет временную подработку без оформления трудовых отношений, проживает с матерью М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и несовершеннолетней дочерью Т.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С учетом изложенного, в целях предупреждения совершения Маслениковой Н.С. новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, срок административного надзора в отношении Маслениковой Н.С. должен быть установлен в соответствии с требованиями п.1ч.1 ст.5 Федерального закона № 64 - ФЗ, то есть на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть не свыше 24 сентября 2029 года. Просит установить в отношении Маслениковой Наталии Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес> административный надзор сроком до погашения судимости, то есть до 24 сентября 2029 года, с момента вступления решения в законную силу. Установить в отношении Маслениковой Н.С. следующие административные ограничения в виде: запрета на выезд за пределы территории муниципального образования города Братска Иркутской области; обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации один раз в месяц.

В судебное заседание представитель административного истца МУ МВД России «Братское» не явилась, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в её отсутствие.

В судебное заседание административный ответчик Масленикова Н.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в её отсутствие, согласно заявлению, исковые требования признает в полном объеме.

Выслушав заключение старшего помощника прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 1 статьи 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Таким федеральным законом является, в частности Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в котором законодатель в развитие указанного конституционного положения в рамках предоставленной ему дискреции определил случаи, когда в отношении судимого лица может устанавливаться административный надзор.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены гл. 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

На основании статьи 2 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно части 1 статьи 3 указанного Федерального закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 3, пункта 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", при определении продолжительности срока административного надзора в годах, месяцах, днях совершеннолетнему лицу, имеющему неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо за совершение преступления против половой свободы или половой неприкосновенности несовершеннолетнего или за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, следует иметь в виду, что период, истекший после отбытия наказания указанным лицом до установления административного надзора, не включается в устанавливаемый судом срок административного надзора (пункт 3 части 1, часть 2 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 5 Закона).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.

Согласно части 8 статьи 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

Как указано в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона.

Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что приговором Братского городского суда Иркутской области от 16.11.2016 Масленикова Н.С. была осуждена к наказанию по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ в виде лишения свободы на срок 4 года 3 месяца, по ч.1 ст. 228 УК РФ в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев. На основании ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет. На основании ст. 70,71 УК РФ к наказанию, назначенному по настоящему приговору частично присоединено не отбытое наказание по приговору Братского городского суда Иркутской области от 19 марта 2014 года и окончательно по совокупности приговоров назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Приговором суда в действиях Маслениковой Н.С. установлен особо опасный рецидив преступлений.

Согласно справке об освобождении отбывала наказание с 25.08.2016 года по 09.07.2019 года в ФКУ ОИК-1 ИК-40 ГУФСИН России по Иркутской области. Освобождена 09.07.2019 года по постановлению Эхирит-Булагатского суда от 25.06.2019 года на основании ст. 80 УК РФ, не отбытый срок 2 года 3 месяца 29 дней заменен на более мягкий вид наказания в виде исправительных работ на срок 2 года с удержанием 10% из заработной платы в доход государства.

Из представленных сведений Филиала по ЦО г. Братска ФКУ УИИ ГУФСИН России по Иркутской области установлено, что Масленикова Н.С., 24.09.2021 года снята с учета филиала в связи с отбытием срока наказания в виде исправительных работ.

Согласно характеризующему рапорту, Масленикова Н.С. проживает по адресу: <адрес> совместно с матерью М.А. и несовершеннолетней дочерью Т.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р. По месту жительства характеризуется удовлетворительно, порядок проживания в быту не нарушает, имеет временный заработок без оформления трудовых отношений. К административной ответственности с течение 2020-2021 г не привлекалась. Состоит в участковой пункте полиции как ранее судимая.

Поскольку Масленикова Н.С. совершила, в том числе тяжкое преступление, при особо опасном рецидиве преступлений, установление в отношении неё административного надзора является обязательным независимо от наличия каких-либо оснований.

В соответствии со ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, за которое осуждена Масленикова Н.С. относится к категории тяжких преступлений.

В силу ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления Маслениковой Н.С.) судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, погашается по истечению восьми лет после отбытия наказания.

Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.

Поскольку сведений о погашении судимости в материалах дела не имеется, соответственно, судимость Маслениковой Н.С. за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК РФ погашается 24.09.2029 года.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что имеются все основания для установления в отношении Маслениковой Н.С. административного надзора на срок до 24.09.2029 года, т.е. на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Часть 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ).

Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.

При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).

Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

В случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре).

При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.

В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении:

1) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения;

2) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

Таким образом, срок административного надзора Маслениковой Н.С. следует исчислять со дня постановки на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Довод административного истца об исчислении срока административного надзора Маслениковой Н.С. с момента вступления решения в законную силу, в данном случае, основан на неверном толковании закона.

При таких обстоятельствах, учитывая сведения об образе жизни и поведении Маслениковой Н.С., суд приходит к выводу, что имеются все основания для установления в отношении Маслениковой Н.С. административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, т.е. до 24.09.2029 со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, установив ей административные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации один раз в месяц; запрета на выезд за пределы территории муниципального образования г.Братска Иркутской области, поскольку указанные ограничения будут направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, будут оказывать воспитательное воздействие на Масленикову Н.С. в целях недопущения совершения ею правонарушений или антиобщественного поведения. При этом, указанные административные ограничения не будут несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица.

На основании изложенного, учитывая, что указанные в административном иске органа внутренних дел ограничения для поднадзорного соответствуют ограничениям, предусмотренным ст. 4 Закона, а также признание Маслениковой Н.С. исковых требований, суд считает возможным удовлетворить иск МУ МВД России «Братское», при этом, административный надзор установить в отношении Маслениковой Н.С. на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с применением указанных судом ограничений.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования МУ МВД России «Братское» удовлетворить.

Установить административный надзор в отношении Маслениковой Наталии Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, т.е. до 24.09.2029, который исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Установить Маслениковой Наталии Сергеевне следующие административные ограничения:

- запретить выезд за пределы территории муниципального образования города Братска Иркутской области;

- обязать являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

Разъяснить ответчику, что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.

В случае оставления данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.

Наблюдение за соблюдением ответчиком установленных судом административных ограничений возложить на орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение десяти дней, со дня его составления в окончательной форме.

Судья Жидкова С.Г.

Мотивированное решение суда составлено 9 декабря 2021 года

Судья Жидкова С.Г.

2а-3740/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Братска
МУ МВД России «Братское»
Ответчики
Масленикова Наталия Сергеевна
Суд
Братский городской суд Иркутской области
Судья
Жидкова Светлана Геннадьевна
Дело на странице суда
bratsky.irk.sudrf.ru
18.11.2021Регистрация административного искового заявления
18.11.2021Передача материалов судье
18.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2021Судебное заседание
09.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее