Дело № 2а-1258/2021
УИД 25RS0002-01-2021-000736-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2021 года город Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., с участием помощника Верстюк Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Попова Олега Леонидовича к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению муниципальной собственности <адрес> (далее - УМС г. Владивостока) о признании решения незаконным, возложении обязанности. В обоснование требований указал, что дата обратился в администрацию г. Владивостока с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, в собственность за плату для эксплуатации принадлежащего на праве собственности индивидуального жилого дома. Письмом от дата № административный ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Административный истец с принятым решением не согласен, указывает, что имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка. Указанное в решение основание отказа, что данный земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером №, не соответствует действительности, что подтверждается ответом ФГБУ «ДВО РАН» от дата №. С учетом этого, просит признать незаконным решение УМС <адрес>, оформленное письмом от дата № об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером №, обязать УМС <адрес> направить подписанное решение о предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> руб.
В судебном заседании ФИО2 и его представитель ФИО4 поддержали заявленные требования.
Представитель УМС <адрес> ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. В материалы дела представлен письменный отзыв, в котором указано, что границы испрашиваемого административным истцом земельного участка совпадают с местоположением земельного участка с кадастровым номером №, границы которого не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Российской Федерации. УМС <адрес> не уполномочено на предоставление испрашиваемого земельного участка.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ДВО РАН» ФИО6 в судебном заседании поддержала требования административного истца, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что ФИО2 обладает исключительным правом на получение в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>. Указанный земельный участок относится к государственной собственности, права на которую не разграничены.
Представитель заинтересованного лица – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в судебное заседание не явился, извещен, об отложении не ходатайствовал.
Выслушав пояснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что дата ФИО2 обратился в УМС <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, в собственность за плату для эксплуатации принадлежащего на праве собственности индивидуального жилого дома на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
Отказывая административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, административный ответчик в решении от дата № указал, что границы испрашиваемого земельного участка совпадают с местоположением земельного участка с кадастровым номером №, границы которого не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем имеется запись о регистрации от дата №. С учетом этого, указано, что Управление не уполномочено на предоставление испрашиваемого земельного участка.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого решения требованиям действующего законодательства и о нарушении указанным решением прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Статьей 39.17 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно положений статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из перечисленных в статье оснований. Приведенный в данной статье перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Оспариваемое решение вышеприведенным требованиям не соответствует, так как не содержит оснований отказа, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально определенной вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учет (часть 7 статьи 1 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Из материалов административного дела следует, что границы земельного участка с кадастровым номером № в предусмотренном законом порядке не установлены, сведения об уникальных координатах характерных точек границ земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, то есть земельный участок учтен декларативно, в связи с чем вывод административного ответчика, приведенный в оспариваемом решении, о наложении границ земельных участков не может быть признан обоснованным.
Вместе с тем, согласно представленным заинтересованным лицом ФГБУ «ДВО РАН» сведениям, по результатам проведенных работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером № испрашиваемый ФИО2 земельный участок не входит в границы земельного участка с кадастровым номером №.
При таких обстоятельствах, решение административного ответчика, оформленное письмом от дата № не может быть признано соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению с возложением на УМС <адрес> обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО2 путем повторного рассмотрения заявления от дата о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, в собственность за плату для эксплуатации принадлежащего на праве собственности индивидуального жилого дома в установленный законом срок и в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ расходы по оплате государственной пошлины в размере № руб. подлежат взысканию с административного ответчика в пользу ФИО2
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ №, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <...> ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░