Решение по делу № 33-5359/2024 от 27.02.2024

дело № 33-5359/2024 (№ 2-3592/2023)

УИД 66RS0044-01-2023-003874-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 25 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Мехонцевой Е.М.,

судей Тяжовой Т.А., Коршуновой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Проняевой А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Каревой Светлане Анатольевне, Кареву Василию Ивановичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости, по апелляционным жалобам ответчиков Каревой Светланы Анатольевны, Карева Василия Ивановича, третьего лица Администрации городского округа Первоуральск на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 13.12.2023.

Заслушав доклад судьи Мехонцевой Е.М., объяснения ответчиков, представителя третьего лица Администрации городского округа Первоуральск, судебная коллегия

установила:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к Каревой С.А., Кареву В.И. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером <№>, распложенный по адресу: <адрес>, в части его наложения на лесной участок с кадастровым (условным) номером <№> в части выдела 11 квартала 181 Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества площадью 1290 кв.м, в приведенных координатах характерных точек, исключении из Единого государственного реестра недвижимости исключении сведений о земельном участке с КН <№> в части его наложения на лесной участок с кадастровым (условным) номером <№> в части выдела 11 квартала 181 Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества площадью 1290 кв.м, в вышеуказанных координатах характерных точек.

В обоснование исковых требований указано, что ответчикам Каревой С.А., Кареву В.И. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <№>, распложенный по адресу: <адрес>

Ссылаясь на то, что границы участка с кадастровым <№> полностью находятся в границах земель лесного фонда Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества в части выдела 11 в квартале 181, входящем в границы участка с кадастровым номером <№>, право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРН, площадь пересечения согласно заключению Уральского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» составляет 1 285 кв.м, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с настоящим иском.

Определением Первоуральского городского суда Свердловской области от 17.10.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Первоуральск.

Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 13.12.2023 иск Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворен.

Не согласившись с принятым решением, ответчики Карева С.А., Карев В.И. третье лицо Администрации городского округа Первоуральск подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное определение подлежащих установлению обстоятельств, недоказанность установленных обстоятельств, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.

В заседании суда апелляционной инстанции ответчики и представитель третьего лица Администрации городского округа Первоуральск ( / / )11 доводы жалоб поддержали.

Учитывая, что иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем направления извещений по почте, телефонограммами, а также публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание не явились, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, материалы дела № 3а-1/2022, дела № 2-2249/2019, заслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом на основании исследованных материалов дела, в пользу Российской Федерацией 31.12.2003 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 1152986058 кв.м с кадастровым номером <№> (единое землепользование), расположенный по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – для ведения лесного хозяйства.

Истец оспаривает право собственности на земельный участок с кадастровым номером <№>, распложенный по адресу: <адрес> <адрес>, ссылаясь на то, что он находится в границах земельного участка в собственности Российской Федерации, у Администрации городского округа Первоуральск не было полномочий на распоряжение участком, участок не выбыл из владения истца, на нем произрастает лесная растительность.

Судом первой инстанции дана оценка предоставленным доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены положения статьи 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977 (далее – Основы лесного законодательства), статьи 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статей 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 № 4616-1, частями 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года), статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», пункте 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, сделал вывод о том, земельные участки в составе земель лесного фонда, в том числе колхозные леса, предоставленные колхозам в бессрочное пользование, находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (в первоначальной редакции) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.

Исходя из правил названных норм, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

Государственный лесной реестр на момент государственной регистрации права собственности на участок с кадастровым номером <№> велся на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласовывались с системой ведения геодезической основы в виде списка координат характерных (поворотных) точек.

Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 4.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно статье 4.4 указанного Закона (в первоначальной редакции), если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.

Как указано истцом, сведения о площади земельного участка с кадастровым номером <№> в ЕГРН были внесены с предоставлением краткой характеристики территорий, описания лесных участков, не по результатам межевания, а по данным материалов лесоустройства и государственного учета лесного фонда, с предоставлением плана лесного участка.

В состав указанного участка входит квартал 181 Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества, что следует из выписки из государственного лесного реестра № 418, с описанием лесных участков, в том числе выдел 11, с целевым назначением – защитные леса, в том числе леса, расположенные в лесопарковой зоне, из характеристик лесного участка и его насаждений договора аренды № 15 от 28/.01.2008материалов планшетов учета лесных угодий (л.д. 29-31). В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Билимбаевского лесничества Свердловской области, утвержденным приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 01.02.2018 № 50 (в редакции приказа от 29.11.2021 № 1401) в состав Билимбаевского лесничества входит участок Крутихинский 2 часть, Новоуткинского участкового лесничества, квартал 181.

Лесной участок площадью 19598 га с местоположением: Свердловская область, Билимбаевское лесничество (бывший Билимбаевский лесхоз) участок Крутихинский 1 часть Новоуткинского участкового лесничества кварталы 85, 87, участок Крутихинский 2 часть Новоуткинского участкового лесничества кварталы 86, 88-105, 107-112, 115-119, 123-127, 130-159, 165-178, 181, участок Кузинский Кузинского участкового лесничества кварталы 1, 2, 4, 14, 15, 19-55, 57-70, 72, 78-82, 88-91, 93, 94, 96, 97, 102-105, 113-116, 122-126, 132-136, передан по договору аренды лесного участка от 28.01.2008 № 15 на срок 49 лет ЗАО «Торгово-промышленная фирма «ЮТ» для заготовки древесины, в том числе сплошной и выборочной рубки, а также ухода за лесом в отношении защитных лесов.

Вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 30.03.2022 по административному делу № 3а-2/2022 по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании недействующим в части нормативного правового акта, признано недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Решение Думы Первоуральского городского округа от 29.03.2012 № 782 «Об утверждении Генерального плана городского округа Первоуральска за исключением г. Первоуральска» (в редакции решения Первоуральской городской Думы от 30.09.2021 № 466) в части включения в границы населенных пунктов лесных участков: пос. Прогресс – лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Билимбаевское лесничество, Новоуткинское участковое лесничество, Крутихинский участок, квартал 181, выделы 1-16, квартал 182 часть выдела 17….

Данным решением установлено, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» графического совмещения (картографического наложения) материалов лесоустройства Билимбаевского лесничества Новоуткинского участкового лесничества, Крутихинский участок, квартал 181, выделы 1-16, с границами пос. Прогресс установлено включение в границы пос. Прогресс лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда, а именно с землями лесного фонда Билимбаевского лесничества Новоуткинского участкового лесничества, Крутихинский участок, квартал 181, выделы 1-16. Вышеприведенные обстоятельства объективно подтверждаются выполненным ФГБУ «Рослесинфорг» совмещением материалов лесоустройства с границами населенного пункта. При этом само по себе отсутствие в текстовой части проекта Генерального плана сведений о включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, не опровергает вышеприведенные доказательства, представленные ФГБУ «Рослесинфорг». Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером <№> (в состав которого входит, в том числе квартал 181 Билимбаевского лесничества Новоуткинского участкового лесничества, Крутихинский участок) находится в федеральной собственности Российской Федерации. Как установлено судом, при принятии оспариваемого Решения от 29.03.2012 № 482 проект Генерального плана в части включения в границы городского округа Первоуральск вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом в установленном порядке согласован не был.

Ответчикам Каревой С.А., Кареву В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства, уточненной площадью 1 290 кв.м, право собственности зарегистрировано 23.03.2015.

Участок предоставлен на основании постановления Администрации городского округа Первоуральск от 02.10.2014 № 2467 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуальной жилой застройки. Границы участка с кадастровым номером <№> установлены на основании межевого плана, выполненного ООО «УралКомЗем», постановления Администрации городского округа Первоуральск от 14.12.2015 № 2679, которым предписано образовать из земельного участка с кадастровым номером <№> земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 1285 кв.м, с видом разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки (категория земель – земли населенных пунктов); уточнить вид разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства (категория земель – земли населенных пунктов).

Судебной коллегией приобщены дополнительные доказательства в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, реестровые дела в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <№>

Из выписки из ЕГРЗ по состоянию на 26.12.2003, материалов инвентаризации в перечне ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала <№>, утвержденных Руководителем комзема по г. Первоуральску по состоянию на 01.01.2002, следует, что земельный участок с кадастровым номером <№> является многоконтурным, находится в ведении лесного хозяйства, государственной собственности, ГУ «Белимбаевский лесхоз», имеет разрешенное использования для ведения лесного хозяйства.

Из выписок из ЕГРН, документов Администрации городского округа Первоуральск, решения суда от 01.10.2019 с учетом апелляционного определения от 03.02.2020 по делу № 2-2249/2019 следует, что земельный участок с кадастровым номером <№> образован из земельного участка с кадастровым номером <№>, декларативной площадью 18 142 087 кв.м (единое землепользование). Участок с кадастровым номером <№> поставлен на кадастровый учет 05.05.2005 как ранее учтенный на основании перечня ранее учтенных земельных участков от 01.01.2002, утвержденного руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Первоуральску. Согласно указанному перечню, данный участок имел площадь 2272 га, категорию земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение лесного хозяйства, вид права – государственная собственность.

В целях установления наложения границ земельных участков истцом в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера ( / / )12 ФБГУ «Рослесинфорг», а также схема, которые свидетельствуют о том, что границы земельного участка с кадастровым номером <№> пересекаются с землями лесного фонда Свердловской области, Билимбаевского лесничества Новоуткинского участкового лесничества Крутихинский участок в квартале 181, выдел 11. Площадь пересечения составляет 1 290 кв.м (спорный участок полностью расположен в квартале 181, выделе 11).

Из заключения кадастрового инженера ( / / )13 следует, что исследуемые участки, в том числе с кадастровым номером <№>, находятся в границах населенного пункта пос. Прогресс (границы населенного пункта пос. Прогресс внесены в ЕГРН 18.12.2022, реестровый номер 66:58-4.123, представитель Администрации городского округа в суде первой инстанции указала, что решение Свердловского областного суда от 30.03.2022 по административному делу № 3а-2/2022 не исполнено, квартал 181 из границ населенного пункта не исключен) и не пересекают территорию Билимбаевского лесничества (внесена в ЕГРН 01.08.2023, реестровый номер 66:00-15.33), но вместе с тем имеются противоречивые сведения о территории Билимбаевского лесничества, внесенных в ЕГРН, и территории Билимбаевского лесничества, содержащиеся в ГЛР. Так, согласно инвентаризации земель пос. Прогресс исследуемые участки находятся в контуре 9.24. В соответствии с поконтурными ведомостями площадей земельных участков данный контур относится к угодьям – пашня, категория земель – земли лесного фонда, при этом согласно условным обозначениям данный контур 9.24 находится в границах населенного пункта пос. Прогресс. В соответствии с ФГИС ЛК «Публичная лесная карта» исследуемые участки расположены в 181 квартале Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества.

Соответственно, сам по себе формальный учет участка с кадастровым номером <№>, участка с кадастровым номером <№> без установления границ как земель населенного пункта не свидетельствует о невозможности их отнесения к землям лесного фонда с учетом установленных судом фактических обстоятельств.

Доводы ответчика и третьего лица о том, что установленные решением суда от 01.10.2019 с учетом апелляционного определения от 03.02.2020 по делу № 2-2249/2019 обстоятельства являются обязательными, обоснованно отклонены судом первой инстанции, учитывая, что предметом спора являлись земельные участки с кадастровыми номерами <№> а также вопрос их наложения на земли лесного фонда в 96 квартале Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества.

Спорная территория, образованная из участка с кадастровым номером <№> земель лесного фонда в государственной собственности, исходя из того, что границы участка, его контуров не были установлены, предметом спора не являлся, данный участок представляет собой единое землепользование, состоит из нескольких контуров, границы которого являются деклараированными, и, как указано в приведенных судебных актах, его площадь меняется.

На момент формирования спорного участка (2015 г.) квартал 181 Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества был включен в границы населенного пункта пос. Прогресс городского округа Первоуральск Генеральным планом, и был исключен вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 30.03.2022 по административному делу № 3а-2/2022.

Таким образом, согласно Генеральному плану городского округа Первоуральск Свердловской области, утвержденному Решением Думы городского округа Первоуральск от 29.03.2012 № 482 «Об утверждении генерального плана городского округа Первоуральск за исключением г. Первоуральска» спорный земельный участок с кадастровым номером <№>, с учетом вышеуказанного решения Свердловского областного суда от 30.03.2022,незаконно включен в границы населенного пункта пос. Прогресс, соответственно не находится в границах населённого пункта.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является, среди прочего, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации), их неприменения в соответствии с абзацем 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если в соответствии с проектом Генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, участок с кадастровым номером <№> в части наложения на земельный участок с кадастровым номером <№> включен в границы пос. Прогресс незаконно, без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства, что установлено решением Свердловского областного суда от 30.03.2022.

Учитывая месторасположение лесного участка Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества в части выдела 11 в квартале 181, территория земель, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером <№>, не относится к собственности городского округа Первоуральск.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного иска.

Доводы о наличии оснований для применения к отношениям сторон Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории» судебная коллегия отклоняет в связи со следующим.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.09.2017 № 1795-О разъяснил, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Поскольку права ответчика и Российской Федерации на части одного и того же земельного участка зарегистрированы в ЕГРН, приоритет сведений о праве собственности ответчика на земельный участок в данном случае отсутствует, а имеется спор о праве (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2020 № 309-ЭС20-1395).

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

При рассмотрении настоящего спора установлено, что спорный земельный участок относился к лесам, не являлся землями населенного пункта. На основании изложенного, невозможно применение к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ, принятого в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, которые в настоящем деле отсутствовали, указанная норма не исключает возможность рассмотрения между сторонами спора о праве. Помимо этого, необходимым условием для применения к отношениям сторон указанных нормативных положений является добросовестность землепользователя – приобретателя земельного участка, то есть он не должен знать, что земельный участок является лесным и у него не должно быть противоправной цели.

Министерство природных ресурсов Свердловской области реализовывало полномочия собственника Российской Федерации в отношении лесного участка, заключив договор аренды лесного участка № 15 от 28.01.2008 с ЗАО «Торгово-промышленная фирма «ЮТ» сроком на 49 лет.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 21.04.2003 № 6-П, поскольку добросовестное приобретение в смысле статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно, только если имущество приобретается не непосредственно у собственника, а у лица, которое не имело права его отчуждать, последствием сделки, совершенной с таким нарушением, является не двусторонняя реституция, а возврат имущества из незаконного владения (виндикация); в этой ситуации права лица, считающего себя собственником имущества, подлежат защите путем удовлетворения иска об истребовании имущества из владения ответчика, если для этого есть предусмотренные данной статьей основания.

Судебная коллегия признает не добросовестным поведение Администрации городского округа Первоуральск и ответчиков, поскольку материалами дела подтверждается наличие на данной территории и на спорном участке лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до его предоставления. Согласно материалам лесоустройства на спорных земельных участках с кадастровым номером 66<№> произрастает лес, что не позволяет отнести участок к землям населенного пункта. Следовательно, до получения участка, с учетом нахождения на участке лесных насаждений, приобретатель участка должен был удостовериться в том, что настоящий участок не относится к землям государственного лесного фонда.

В суде первой и апелляционной инстанции ответчики пояснили, что на спорной территории, в том числе на участке с кадастровым номером <№>, имеются деревья, лес с многолетними деревьями, участок ответчики не разрабатывали, не огородили, не возвели никаких построек, окружающие участки также остаются свободными, заняты деревьями, порослью.

На спорном участке и на указанной территории участка с кадастровым номером <№> отсутствуют инфраструктура, обеспечивающая электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, снабжение топливом, дорожная сеть, обеспечение доступа к которым относится к перечню вопросов местного значения городских округов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 09.11.2017 № 2516-О разъяснил, что на положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящие часть определяемых посредством термина «организация» вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления – удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Ссылка Администрации городского округа Первоуральск на реализацию мер социальной поддержки многодетных семей, улучшении жилищных условий многодетных семей при распоряжении участками лесного фонда в собственности Российской Федерации в рамках социальных программ, при том, что они не обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения, в том числе необходимой инфраструктурой, подлежит отклонению.

Из материалов дела следует и установлено судебной коллегией, что ответчики с момента предоставления участка в 2015 г. не приступили к огораживанию, возделыванию участка, не приступили к возведению какой-либо постройки, окружающая участок территория также не используется в целях индивидуального строительства, участки не огорожены, на них располагаются только лесные насаждения, поросль, что следует из сведений из публичной кадастровой карты, наложений схем на аэрофотосъемки.

На основании изложенного, судебная коллегия считает невозможным применение к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Судом первой инстанции установлено то, что земельный участок с кадастровым номером <№> расположен на землях лесного фонда, что позволяет сделать вывод о нарушении права собственности Российской Федерации.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом

Распоряжение лесным участком, расположенным в границах участка с кадастровым номером <№>, произведено без согласия Российской Федерации в лице его уполномоченных органов Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу уполномоченного Федеральным агентством лесного хозяйства (Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Приказ Рослесхоза от 01.02.2018 № 41) и с нарушением порядка, предусмотренного законодательством.

Согласно пунктам 26, 32, 39 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление границ лесничеств, лесопарков и установление их границ.

В силу пунктов 5.4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, вышеперечисленные полномочия отнесены к компетенции Рослесхоза. Следовательно, нарушены права и законные интересы Рослесхоза.

Согласно пункту 5.20.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Рослесхоз осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 8, статьями 74, 81, пунктом 1 статьи 83, подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 11, пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», учитывая, что полномочиями по предоставлению земель лесного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области наделены Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамент лесного хозяйства Свердловской области, и установив, что земельный участок с кадастровым номером <№> полностью располагается в границах земельного участка с кадастровым номером <№>, относящегося к землям лесного фонда в собственности Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о предоставлении лесного участка администрацией в отсутствие соответствующих полномочий, а также в нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь абзацем тринадцатым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, верно указал на неприменение акта органа местного самоуправления, противоречащего закону (постановление о предоставлении спорного участка) и констатировал отсутствие права собственности ответчика на спорный земельный участок с кадастровым номером <№>

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, допущено не было.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 13.12.2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков, третьего лица – без удовлетворения.

Председательствующий Мехонцева Е.М.

Судьи Тяжова Т.А.

Коршунова Е.А.

дело № 33-5359/2024 (№ 2-3592/2023)

УИД 66RS0044-01-2023-003874-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 25 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Мехонцевой Е.М.,

судей Тяжовой Т.А., Коршуновой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Проняевой А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Каревой Светлане Анатольевне, Кареву Василию Ивановичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости, по апелляционным жалобам ответчиков Каревой Светланы Анатольевны, Карева Василия Ивановича, третьего лица Администрации городского округа Первоуральск на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 13.12.2023.

Заслушав доклад судьи Мехонцевой Е.М., объяснения ответчиков, представителя третьего лица Администрации городского округа Первоуральск, судебная коллегия

установила:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к Каревой С.А., Кареву В.И. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером <№>, распложенный по адресу: <адрес>, в части его наложения на лесной участок с кадастровым (условным) номером <№> в части выдела 11 квартала 181 Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества площадью 1290 кв.м, в приведенных координатах характерных точек, исключении из Единого государственного реестра недвижимости исключении сведений о земельном участке с КН <№> в части его наложения на лесной участок с кадастровым (условным) номером <№> в части выдела 11 квартала 181 Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества площадью 1290 кв.м, в вышеуказанных координатах характерных точек.

В обоснование исковых требований указано, что ответчикам Каревой С.А., Кареву В.И. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <№>, распложенный по адресу: <адрес>

Ссылаясь на то, что границы участка с кадастровым <№> полностью находятся в границах земель лесного фонда Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества в части выдела 11 в квартале 181, входящем в границы участка с кадастровым номером <№>, право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРН, площадь пересечения согласно заключению Уральского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» составляет 1 285 кв.м, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с настоящим иском.

Определением Первоуральского городского суда Свердловской области от 17.10.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Первоуральск.

Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 13.12.2023 иск Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворен.

Не согласившись с принятым решением, ответчики Карева С.А., Карев В.И. третье лицо Администрации городского округа Первоуральск подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное определение подлежащих установлению обстоятельств, недоказанность установленных обстоятельств, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.

В заседании суда апелляционной инстанции ответчики и представитель третьего лица Администрации городского округа Первоуральск ( / / )11 доводы жалоб поддержали.

Учитывая, что иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем направления извещений по почте, телефонограммами, а также публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание не явились, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, материалы дела № 3а-1/2022, дела № 2-2249/2019, заслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом на основании исследованных материалов дела, в пользу Российской Федерацией 31.12.2003 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 1152986058 кв.м с кадастровым номером <№> (единое землепользование), расположенный по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – для ведения лесного хозяйства.

Истец оспаривает право собственности на земельный участок с кадастровым номером <№>, распложенный по адресу: <адрес> <адрес>, ссылаясь на то, что он находится в границах земельного участка в собственности Российской Федерации, у Администрации городского округа Первоуральск не было полномочий на распоряжение участком, участок не выбыл из владения истца, на нем произрастает лесная растительность.

Судом первой инстанции дана оценка предоставленным доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены положения статьи 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977 (далее – Основы лесного законодательства), статьи 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статей 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 № 4616-1, частями 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года), статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», пункте 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, сделал вывод о том, земельные участки в составе земель лесного фонда, в том числе колхозные леса, предоставленные колхозам в бессрочное пользование, находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (в первоначальной редакции) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.

Исходя из правил названных норм, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).

Государственный лесной реестр на момент государственной регистрации права собственности на участок с кадастровым номером <№> велся на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласовывались с системой ведения геодезической основы в виде списка координат характерных (поворотных) точек.

Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 4.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно статье 4.4 указанного Закона (в первоначальной редакции), если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.

Как указано истцом, сведения о площади земельного участка с кадастровым номером <№> в ЕГРН были внесены с предоставлением краткой характеристики территорий, описания лесных участков, не по результатам межевания, а по данным материалов лесоустройства и государственного учета лесного фонда, с предоставлением плана лесного участка.

В состав указанного участка входит квартал 181 Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества, что следует из выписки из государственного лесного реестра № 418, с описанием лесных участков, в том числе выдел 11, с целевым назначением – защитные леса, в том числе леса, расположенные в лесопарковой зоне, из характеристик лесного участка и его насаждений договора аренды № 15 от 28/.01.2008материалов планшетов учета лесных угодий (л.д. 29-31). В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Билимбаевского лесничества Свердловской области, утвержденным приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 01.02.2018 № 50 (в редакции приказа от 29.11.2021 № 1401) в состав Билимбаевского лесничества входит участок Крутихинский 2 часть, Новоуткинского участкового лесничества, квартал 181.

Лесной участок площадью 19598 га с местоположением: Свердловская область, Билимбаевское лесничество (бывший Билимбаевский лесхоз) участок Крутихинский 1 часть Новоуткинского участкового лесничества кварталы 85, 87, участок Крутихинский 2 часть Новоуткинского участкового лесничества кварталы 86, 88-105, 107-112, 115-119, 123-127, 130-159, 165-178, 181, участок Кузинский Кузинского участкового лесничества кварталы 1, 2, 4, 14, 15, 19-55, 57-70, 72, 78-82, 88-91, 93, 94, 96, 97, 102-105, 113-116, 122-126, 132-136, передан по договору аренды лесного участка от 28.01.2008 № 15 на срок 49 лет ЗАО «Торгово-промышленная фирма «ЮТ» для заготовки древесины, в том числе сплошной и выборочной рубки, а также ухода за лесом в отношении защитных лесов.

Вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 30.03.2022 по административному делу № 3а-2/2022 по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании недействующим в части нормативного правового акта, признано недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Решение Думы Первоуральского городского округа от 29.03.2012 № 782 «Об утверждении Генерального плана городского округа Первоуральска за исключением г. Первоуральска» (в редакции решения Первоуральской городской Думы от 30.09.2021 № 466) в части включения в границы населенных пунктов лесных участков: пос. Прогресс – лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда, а именно: Билимбаевское лесничество, Новоуткинское участковое лесничество, Крутихинский участок, квартал 181, выделы 1-16, квартал 182 часть выдела 17….

Данным решением установлено, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» графического совмещения (картографического наложения) материалов лесоустройства Билимбаевского лесничества Новоуткинского участкового лесничества, Крутихинский участок, квартал 181, выделы 1-16, с границами пос. Прогресс установлено включение в границы пос. Прогресс лесных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда, а именно с землями лесного фонда Билимбаевского лесничества Новоуткинского участкового лесничества, Крутихинский участок, квартал 181, выделы 1-16. Вышеприведенные обстоятельства объективно подтверждаются выполненным ФГБУ «Рослесинфорг» совмещением материалов лесоустройства с границами населенного пункта. При этом само по себе отсутствие в текстовой части проекта Генерального плана сведений о включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, не опровергает вышеприведенные доказательства, представленные ФГБУ «Рослесинфорг». Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером <№> (в состав которого входит, в том числе квартал 181 Билимбаевского лесничества Новоуткинского участкового лесничества, Крутихинский участок) находится в федеральной собственности Российской Федерации. Как установлено судом, при принятии оспариваемого Решения от 29.03.2012 № 482 проект Генерального плана в части включения в границы городского округа Первоуральск вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом в установленном порядке согласован не был.

Ответчикам Каревой С.А., Кареву В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства, уточненной площадью 1 290 кв.м, право собственности зарегистрировано 23.03.2015.

Участок предоставлен на основании постановления Администрации городского округа Первоуральск от 02.10.2014 № 2467 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуальной жилой застройки. Границы участка с кадастровым номером <№> установлены на основании межевого плана, выполненного ООО «УралКомЗем», постановления Администрации городского округа Первоуральск от 14.12.2015 № 2679, которым предписано образовать из земельного участка с кадастровым номером <№> земельный участок с кадастровым номером <№>, площадью 1285 кв.м, с видом разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки (категория земель – земли населенных пунктов); уточнить вид разрешенного использования – приусадебный участок личного подсобного хозяйства (категория земель – земли населенных пунктов).

Судебной коллегией приобщены дополнительные доказательства в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, реестровые дела в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <№>

Из выписки из ЕГРЗ по состоянию на 26.12.2003, материалов инвентаризации в перечне ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала <№>, утвержденных Руководителем комзема по г. Первоуральску по состоянию на 01.01.2002, следует, что земельный участок с кадастровым номером <№> является многоконтурным, находится в ведении лесного хозяйства, государственной собственности, ГУ «Белимбаевский лесхоз», имеет разрешенное использования для ведения лесного хозяйства.

Из выписок из ЕГРН, документов Администрации городского округа Первоуральск, решения суда от 01.10.2019 с учетом апелляционного определения от 03.02.2020 по делу № 2-2249/2019 следует, что земельный участок с кадастровым номером <№> образован из земельного участка с кадастровым номером <№>, декларативной площадью 18 142 087 кв.м (единое землепользование). Участок с кадастровым номером <№> поставлен на кадастровый учет 05.05.2005 как ранее учтенный на основании перечня ранее учтенных земельных участков от 01.01.2002, утвержденного руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Первоуральску. Согласно указанному перечню, данный участок имел площадь 2272 га, категорию земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение лесного хозяйства, вид права – государственная собственность.

В целях установления наложения границ земельных участков истцом в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера ( / / )12 ФБГУ «Рослесинфорг», а также схема, которые свидетельствуют о том, что границы земельного участка с кадастровым номером <№> пересекаются с землями лесного фонда Свердловской области, Билимбаевского лесничества Новоуткинского участкового лесничества Крутихинский участок в квартале 181, выдел 11. Площадь пересечения составляет 1 290 кв.м (спорный участок полностью расположен в квартале 181, выделе 11).

Из заключения кадастрового инженера ( / / )13 следует, что исследуемые участки, в том числе с кадастровым номером <№>, находятся в границах населенного пункта пос. Прогресс (границы населенного пункта пос. Прогресс внесены в ЕГРН 18.12.2022, реестровый номер 66:58-4.123, представитель Администрации городского округа в суде первой инстанции указала, что решение Свердловского областного суда от 30.03.2022 по административному делу № 3а-2/2022 не исполнено, квартал 181 из границ населенного пункта не исключен) и не пересекают территорию Билимбаевского лесничества (внесена в ЕГРН 01.08.2023, реестровый номер 66:00-15.33), но вместе с тем имеются противоречивые сведения о территории Билимбаевского лесничества, внесенных в ЕГРН, и территории Билимбаевского лесничества, содержащиеся в ГЛР. Так, согласно инвентаризации земель пос. Прогресс исследуемые участки находятся в контуре 9.24. В соответствии с поконтурными ведомостями площадей земельных участков данный контур относится к угодьям – пашня, категория земель – земли лесного фонда, при этом согласно условным обозначениям данный контур 9.24 находится в границах населенного пункта пос. Прогресс. В соответствии с ФГИС ЛК «Публичная лесная карта» исследуемые участки расположены в 181 квартале Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества.

Соответственно, сам по себе формальный учет участка с кадастровым номером <№>, участка с кадастровым номером <№> без установления границ как земель населенного пункта не свидетельствует о невозможности их отнесения к землям лесного фонда с учетом установленных судом фактических обстоятельств.

Доводы ответчика и третьего лица о том, что установленные решением суда от 01.10.2019 с учетом апелляционного определения от 03.02.2020 по делу № 2-2249/2019 обстоятельства являются обязательными, обоснованно отклонены судом первой инстанции, учитывая, что предметом спора являлись земельные участки с кадастровыми номерами <№> а также вопрос их наложения на земли лесного фонда в 96 квартале Первоуральского участка Первоуральского участкового лесничества Билимбаевского лесничества.

Спорная территория, образованная из участка с кадастровым номером <№> земель лесного фонда в государственной собственности, исходя из того, что границы участка, его контуров не были установлены, предметом спора не являлся, данный участок представляет собой единое землепользование, состоит из нескольких контуров, границы которого являются деклараированными, и, как указано в приведенных судебных актах, его площадь меняется.

На момент формирования спорного участка (2015 г.) квартал 181 Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества был включен в границы населенного пункта пос. Прогресс городского округа Первоуральск Генеральным планом, и был исключен вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 30.03.2022 по административному делу № 3а-2/2022.

Таким образом, согласно Генеральному плану городского округа Первоуральск Свердловской области, утвержденному Решением Думы городского округа Первоуральск от 29.03.2012 № 482 «Об утверждении генерального плана городского округа Первоуральск за исключением г. Первоуральска» спорный земельный участок с кадастровым номером <№>, с учетом вышеуказанного решения Свердловского областного суда от 30.03.2022,незаконно включен в границы населенного пункта пос. Прогресс, соответственно не находится в границах населённого пункта.

В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является, среди прочего, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации), их неприменения в соответствии с абзацем 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если в соответствии с проектом Генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, участок с кадастровым номером <№> в части наложения на земельный участок с кадастровым номером <№> включен в границы пос. Прогресс незаконно, без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства, что установлено решением Свердловского областного суда от 30.03.2022.

Учитывая месторасположение лесного участка Крутихинского участка Новоуткинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества в части выдела 11 в квартале 181, территория земель, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером <№>, не относится к собственности городского округа Первоуральск.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного иска.

Доводы о наличии оснований для применения к отношениям сторон Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории» судебная коллегия отклоняет в связи со следующим.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.09.2017 № 1795-О разъяснил, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Поскольку права ответчика и Российской Федерации на части одного и того же земельного участка зарегистрированы в ЕГРН, приоритет сведений о праве собственности ответчика на земельный участок в данном случае отсутствует, а имеется спор о праве (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2020 № 309-ЭС20-1395).

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

При рассмотрении настоящего спора установлено, что спорный земельный участок относился к лесам, не являлся землями населенного пункта. На основании изложенного, невозможно применение к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ, принятого в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, которые в настоящем деле отсутствовали, указанная норма не исключает возможность рассмотрения между сторонами спора о праве. Помимо этого, необходимым условием для применения к отношениям сторон указанных нормативных положений является добросовестность землепользователя – приобретателя земельного участка, то есть он не должен знать, что земельный участок является лесным и у него не должно быть противоправной цели.

Министерство природных ресурсов Свердловской области реализовывало полномочия собственника Российской Федерации в отношении лесного участка, заключив договор аренды лесного участка № 15 от 28.01.2008 с ЗАО «Торгово-промышленная фирма «ЮТ» сроком на 49 лет.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 21.04.2003 № 6-П, поскольку добросовестное приобретение в смысле статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно, только если имущество приобретается не непосредственно у собственника, а у лица, которое не имело права его отчуждать, последствием сделки, совершенной с таким нарушением, является не двусторонняя реституция, а возврат имущества из незаконного владения (виндикация); в этой ситуации права лица, считающего себя собственником имущества, подлежат защите путем удовлетворения иска об истребовании имущества из владения ответчика, если для этого есть предусмотренные данной статьей основания.

Судебная коллегия признает не добросовестным поведение Администрации городского округа Первоуральск и ответчиков, поскольку материалами дела подтверждается наличие на данной территории и на спорном участке лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до его предоставления. Согласно материалам лесоустройства на спорных земельных участках с кадастровым номером 66<№> произрастает лес, что не позволяет отнести участок к землям населенного пункта. Следовательно, до получения участка, с учетом нахождения на участке лесных насаждений, приобретатель участка должен был удостовериться в том, что настоящий участок не относится к землям государственного лесного фонда.

В суде первой и апелляционной инстанции ответчики пояснили, что на спорной территории, в том числе на участке с кадастровым номером <№>, имеются деревья, лес с многолетними деревьями, участок ответчики не разрабатывали, не огородили, не возвели никаких построек, окружающие участки также остаются свободными, заняты деревьями, порослью.

На спорном участке и на указанной территории участка с кадастровым номером <№> отсутствуют инфраструктура, обеспечивающая электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, снабжение топливом, дорожная сеть, обеспечение доступа к которым относится к перечню вопросов местного значения городских округов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 09.11.2017 № 2516-О разъяснил, что на положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящие часть определяемых посредством термина «организация» вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления – удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Ссылка Администрации городского округа Первоуральск на реализацию мер социальной поддержки многодетных семей, улучшении жилищных условий многодетных семей при распоряжении участками лесного фонда в собственности Российской Федерации в рамках социальных программ, при том, что они не обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения, в том числе необходимой инфраструктурой, подлежит отклонению.

Из материалов дела следует и установлено судебной коллегией, что ответчики с момента предоставления участка в 2015 г. не приступили к огораживанию, возделыванию участка, не приступили к возведению какой-либо постройки, окружающая участок территория также не используется в целях индивидуального строительства, участки не огорожены, на них располагаются только лесные насаждения, поросль, что следует из сведений из публичной кадастровой карты, наложений схем на аэрофотосъемки.

На основании изложенного, судебная коллегия считает невозможным применение к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Судом первой инстанции установлено то, что земельный участок с кадастровым номером <№> расположен на землях лесного фонда, что позволяет сделать вывод о нарушении права собственности Российской Федерации.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом

Распоряжение лесным участком, расположенным в границах участка с кадастровым номером <№>, произведено без согласия Российской Федерации в лице его уполномоченных органов Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу уполномоченного Федеральным агентством лесного хозяйства (Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Приказ Рослесхоза от 01.02.2018 № 41) и с нарушением порядка, предусмотренного законодательством.

Согласно пунктам 26, 32, 39 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление границ лесничеств, лесопарков и установление их границ.

В силу пунктов 5.4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, вышеперечисленные полномочия отнесены к компетенции Рослесхоза. Следовательно, нарушены права и законные интересы Рослесхоза.

Согласно пункту 5.20.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Рослесхоз осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 8, статьями 74, 81, пунктом 1 статьи 83, подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 11, пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», учитывая, что полномочиями по предоставлению земель лесного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области наделены Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамент лесного хозяйства Свердловской области, и установив, что земельный участок с кадастровым номером <№> полностью располагается в границах земельного участка с кадастровым номером <№>, относящегося к землям лесного фонда в собственности Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о предоставлении лесного участка администрацией в отсутствие соответствующих полномочий, а также в нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь абзацем тринадцатым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, верно указал на неприменение акта органа местного самоуправления, противоречащего закону (постановление о предоставлении спорного участка) и констатировал отсутствие права собственности ответчика на спорный земельный участок с кадастровым номером <№>

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, допущено не было.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 13.12.2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков, третьего лица – без удовлетворения.

Председательствующий Мехонцева Е.М.

Судьи Тяжова Т.А.

Коршунова Е.А.

33-5359/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчики
Карева Светлана Анатольевна
Карев Василий Иванович
Другие
Управление Росреестра по Свердловской области
Министерство природных ресурсов экологии Свердловской области
администрация ГО Первоуральск
ООО Торгово-промышленная фирма ЮТ
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Мехонцева Елена Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
27.02.2024Передача дела судье
25.03.2024Судебное заседание
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2024Передано в экспедицию
25.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее