Докладчик - Загорьян А.Г. Дело № 33-343/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 февраля 2023 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Загорьян А.Г.,
судей Прокопец Л.В. и Качура И.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевичем А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Авадани Александра Георгиевича к администрации муниципального образования «Холмский городской округ», Департаменту финансов администрации муниципального образования «Холмский городской округ», Министерству строительства Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на формирование списков участников Подмероприятия «Компенсация расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар» незаконным, возложении обязанности возместить расходы, связанные со строительством индивидуального жилого дома, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе истца Авадани А.Г. на решение Холмского городского суда Сахалинской области от 22 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Загорьян А.Г., объяснения истца Авадани А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика администрации муниципального образования «Холмский городской округ» Чернуха А.А., возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
07 апреля 2022 года Авадани А.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Холмский городской округ» (далее – администрация МО «Холмский ГО») о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на формирование списков участников Подмероприятия «Компенсация расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар» незаконным, возложении обязанности возместить расходы, связанные со строительством индивидуального жилого дома, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 07 апреля 2017 года в рамках действия Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ему предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок с кадастровым № площадью 9945 кв.м, на котором он построил индивидуальный жилой дом. 16 марта 2020 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении компенсации расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар», на которое ему было сообщено, что компенсация будет предоставлена после утверждения порядка предоставления субсидии на компенсацию расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома для получателей 1 гектара земли.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 29 марта 2021 года №106 «О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 06 августа 2013 года № 428 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем» раздел программы 8 «Государственная поддержка граждан, построившим индивидуальный жилой дом в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар» признан утратившим силу. При этом ответчиком работа по разработке и принятию данного порядка возобновлена. В связи с бездействием ответчика по непринятию нормативного правового акта, регулирующего порядок предоставления субсидии на компенсацию расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома для получателей земельного участка в рамках программы «Дальневосточный гектар» он был незаконно лишен права на компенсацию расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программ «Дальневосточный гектар». Кроме того он испытал нравственные и физические страдания, вследствие чего приобрел заболевание псориаз, которое часто обостряется и причиняет ему массу неудобств в повседневной жизни и на работе. По изложенным основаниям просил суд, признать бездействие ответчика в непринятии мер, направленных на формирование списков участников Подмероприятия Компенсация расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар» незаконным, возложить обязанность возместить расходы, связанные со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар» в соответствии с показателями средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на 4 квартал года, предшествующего финансовому в размере <данные изъяты>, взыскать компенсацию морального вреда – <данные изъяты>.
Определением суда от 12 мая 2022 года привлечены к участию в деле в качестве соответчика Департамент финансов администрации муниципального образования «Холмский городской округ» (далее – Департамент финансов администрации МО «Холмский ГО»), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Департамент по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования «Холмский городской округ» (далее – ДУМИиЗ администрации МО «Холмский ГО»).
Определением суда от 22 июня 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства Сахалинской области, Министерство финансов Сахалинской области.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Авадани А.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Суд первой инстанции проигнорировал тот факт, что исковое заявление было составлено Холмской городской прокуратурой по результатам проверки, которую инициировал прокурор Сахалинской области, что свидетельствует о нарушении его гражданских прав. Полагает, что если бы администрация МО «Холмский ГО» ответственно отнеслась к его письменным обращениям, то таких исковых требований не возникло. Считает, что вывод суда о том, что для получения компенсации он должен был представить определенный перечень документов, является неправильным, поскольку ни в одном письменном ответе, ни на личном приеме таких требований никто не предъявлял.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации МО «Холмский ГО» Чертова К.А., представитель Министерства финансов Сахалинской области Великая Я.В. и представитель Министерства строительства Сахалинской области Шипицын Н.Н. просят решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков Департамента финансов администрации МО «Холмский ГО», Министерство строительства Сахалинской области, Министерство финансов Сахалинской области, третье лицо – ДУМИиЗ администрации МО «Холмский ГО», которые извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 и 2 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, постановленного по делу в силу следующего.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, 07 апреля 2017 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Холмский городской округ» и истцом Авадани А.Г. заключен договор безвозмездного пользования земельным участком №, согласно которому истцу предоставлен в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 65:08:0000040:667, категория земель: «Земли населенных пунктов», площадью 9 945 кв.м., местоположение: Сахалинская область, Холмский район, в соответствии Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 119-ФЗ) (том 1, л.д. 229-233).
В соответствии с градостроительным планом земельного участка с кадастровым №, площадью 9 945 кв.м, утвержденным постановлением администрации МО «Холмский городской округ» от 09 апреля 2018 года № и на основании разрешения на строительство индивидуального жилого дома, выданного 07 мая 2018 года отделом архитектуры и градостроительства администрации МО «Холмский городской округ», истцом осуществлено строительство индивидуального жилого дома общей площадью 81,2 кв.м в селе Пятиречье по <адрес> на земельном участке с кадастровым № (том 1, л.д. 234-236. 237-242).
Постановлением Правительства Сахалинской области от 06 августа 2013 года № 428 утверждена государственная программа Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем», в которую Постановлением Правительства Сахалинской области от 16 октября 2017 года № 482 внесены изменения и пункт 5.3.5. дополнен подразделом «Основное мероприятие 8 «Государственная поддержка граждан, построивших индивидуальный жилой дом в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар», в следующей редакции: «Основное мероприятие 8 «Государственная поддержка граждан, построивших индивидуальный жилой дом в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар». Мероприятие 8.1. Компенсация расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар», что предусматривало право участников Подмероприятия на получение компенсации расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома путем представления в администрацию муниципального образования либо уполномоченный ею орган документов, указанных в постановлении. При этом предусмотрено, что порядок формирования списков участников Подмероприятия разрабатываются администрациями муниципальных образований.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 29 марта 2021 года №106 в постановление Правительства Сахалинской области от 06 августа 2013 года № 428 «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем» внесены изменения и подраздел «Основное мероприятие 8 «Государственная поддержка граждан, построивших индивидуальный жилой дом в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар» признан утратившим силу.
Кроме этого, распоряжением Правительства Сахалинской области от 24 июля 2017 года №417-р «О мерах государственной поддержки, предоставляемых в Сахалинской области гражданам - получателям 1 гектара земли в рамках реализации Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержден Перечень мер государственной поддержки граждан - получателей 1 гектара земли на территории Сахалинской области пунктом 2.1.1 которого предусматривалась компенсация расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома (на заявительной основе) в размере 30 % от среднерыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Сахалинской области в соответствии с приказом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, с учетом предельного размера общей площади жилья и не более 40 % фактической стоимости построенного индивидуального жилого дома.
Распоряжением Правительства Сахалинской области от 14 июля 2021 года №338-р в приведенное выше распоряжение Правительства Сахалинской области внесены изменения, и из Перечня мер государственной поддержки исключено указание на такую меру поддержки как компенсация расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома.
16 марта 2020 года Авадани А.Г. обратился в администрацию МО «Холмский городской округ» с заявлением о предоставлении информации о том, в какой отдел администрации, и какие документы ему необходимо представить по программе компенсации стоимости строительства деревянного дома участником программы «Дальневосточный гектар» (том 1, л.д. 55-56).
25 марта 2020 года администрацией МО «Холмский ГО» в адрес истца направлен ответ, в котором разъяснено, что в настоящее время разрабатывается проект Порядка предоставления субсидии на компенсацию расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома для получателей 1 гектара земли. После утверждения проекта Порядка информация о предоставлении субсидии будет направлена заявителю (тои 1, л.д. 64).
06 апреля 2020 года Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области дан ответ на обращение 18 марта 2020 года Авадани А.Г. по поводу компенсации расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома в рамках реализации программы «Дальневосточный гектар», в соответствии с которым истцу разъяснено какие документы необходимо предоставить для получения компенсации, в том числе:
- договор безвозмездного пользования земельным участком, заключенный с администрацией муниципального образования (либо уполномоченным ею органом), на территории которого построен дом, в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ;
- уведомление о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной на земельном участке, предоставленном в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, принадлежащем участнику Подмероприятия;
- договор подряда со строительной компанией (индивидуальным предпринимателем), являющейся(имся) членом саморегулируемой организации, на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, предоставленном в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ;
- документы, подтверждающие постоянную регистрацию участника Подмероприятия и всех членов его семьи в построенном на земельном участке, предоставленном в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, жилом доме;
- документы, подтверждающие оплату полной стоимости строительства индивидуального жилого дома, построенного на земельном участке, предоставленном в рамках реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, в соответствии с заключенным договором подряда.
Также истцу разъяснено как определяется размер предоставляемой компенсации и сообщено, что Порядок предоставления компенсации находится в разработке в администрации МО «Холмский ГО» (том 1, л.д. 250-253).
10 декабря 2022 года Авадани А.Г. обратился с заявлением на имя мэра МО «Холмский ГО», в котором просил направить в его адрес проект Порядка предоставления субсидии на компенсацию расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома для получателей 1 гектара земли. 29 декабря 2022 года истцу сообщено, что предоставить проект нормативно-правового акта не представляется возможным, поскольку он не принят (том 1, л.д. 96-97).
Дав анализ представленным по делу доказательствам, руководствуясь положениями статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации; Федеральным законом № 119-ФЗ; Постановлением Правительства Сахалинской области от 06 августа 2013 года № 428 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем», с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Сахалинской области от 16 октября 2017 года № 482, а также Постановлением Правительства Сахалинской области от 29 марта 2021 года № 106; Распоряжением Правительства Сахалинской области от 24 июля 2017 года № 417-р «О мерах государственной поддержки, предоставляемых в Сахалинской области гражданам - получателям 1 гектара земли в рамках реализации Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», с учетом изменений, принятых Распоряжением Правительства Сахалинской области от 14 июля 2021 года № 338-р, суд первой инстанции исходил из того, что в период действия такой меры государственной поддержки, как компенсация расходов на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, предоставленном в рамках Федерального закона № 119-ФЗ, Авадани А.Г. с заявлением о предоставлении такой меры государственной поддержки не обращался, при этом зная о необходимости предоставления пакета документов, перечень которых содержится в нормативно-правовом акте, а также в ответе Министерства имущественных и земельных отношений от 06 апреля 2020 года, их не представил, а такие документы, как уведомление о соответствии индивидуального жилого дома требованиям градостроительного законодательства, наличие регистрации в жилом доме, в том числе и всех членов семьи, истцом суду не представлены, в связи с их отсутствием.
Установив, что на период действия Подмероприятия у истца отсутствовали документы, являющиеся обязательным условием для участия в мероприятии, суд первой инстанции пришел к выводу, что не принятие администрацией МО «Холмский ГО» мер по разработке Порядка формирования списков участников мероприятия, не повлекло нарушение прав истца, следовательно, не состоит в причинно-следственной и не может служить основанием для возложения обязанности по возмещению расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они основаны на представленных сторонами доказательствах, исследованных и оцененных судом по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правильного распределении бремени доказывания по смыслу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы истца Авадани А.Г. не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку повторяют правовую позицию, занятую стороной в судебном заседании, которая была предметом исследования в судебном заседании, и по мотивам, изложенным в решении, суд обоснованно с ней не согласился.
Как следует из содержания Постановления Правительства Сахалинской области от 16 октября 2017 года № 482, которым внесены изменения в Постановление Правительства Сахалинской области от 06 августа 2013 года № 428 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем», право на получение компенсации расходов, связанных со строительством индивидуального жилого дома, имеют участники Подмероприятия, представившие в администрацию муниципального образования либо уполномоченный ею орган документы, указанные в Постановлении. Иного основания для получения мер государственной поддержки не содержится.
Поскольку истцом не представлены суду доказательства, подтверждающие факт его обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением и предоставлением необходимых документов, вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав Авадани А.Г. судебная коллегия находит правильным. При этом указание истца на незнание того, какие именно документы необходимо предоставить для участия в Подмероприятии, опровергается материалами дела.
Указание в апелляционной жалобе на то, что судом не принято во внимание составление искового заявления Холмской городской прокуратурой, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку законность и обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергает, оснований для переоценки которых у судебной коллегии не имеется.
Нарушений требований процессуального законодательства влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Холмского городского суда Сахалинской области от 22 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Авадани А.Г. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 февраля 2023 года.
Председательствующий А.Г. Загорьян
Судьи: Л.В. Прокопец
И.О. Качура