Дело № 2а-3846/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 ноября 2016 года г.Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Юзеевой Л.Н., при секретаре Чат А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным бездействия в не рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка, обязании рассмотрения заявления,
установил:
Л. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее- Министерство) о признании незаконным бездействия в не рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка, обязании рассмотрения заявления, в обоснование указав, что с 2008 года является пользователем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СО №, <адрес> (кадастровый №), и использует данный земельный участок для ведения садоводства. В настоящее время он является членом садового общества № (далее – СО №) и оплачивает членские взносы. Указанный участок сформирован и принят на кадастровый учет, правопритязания на данный участок отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ за входящим номером №он обратился в Министерство с заявлением о предоставлении указанного земельного участка, для ведения садоводства. На свое ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ о предоставлении дополнительных сведений для дальнейшего рассмотрения заявления, а именное проекта организации и застройки территории, согласованное с Мэрией г.Кызыла и решение общего собрания о приеме его в члены садоводческого общества. ДД.ММ.ГГГГ им была направлена заверенная копия выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ о приеме его в члены садового общества, а также указано о невозможности предоставления проекта организации и застройки территории СО №. ДД.ММ.ГГГГ Министерством ему сообщено, что направлен запрос в Мэрию г.Кызыла о предоставлении данного проекта, после предоставления ответа на который, он получит ответ на свое обращение. Вместе с тем, до настоящего времени ответа на свое обращение он не получил. Считает, что указанное бездействие Министерства нарушает его конституционные права. Просит признать бездействие Министерства по рассмотрению его заявления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Министерство заявление Л. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка.
Административный истец Л., полностью поддержав свои уточенные требования, просил рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представитель административного истца С. полностью поддержала исковые требования по указанным в нем основаниям.
Представитель третьего лица Ч., просил удовлетворить требования Л., указал, что границы СО № утверждены, испрашиваемый земельный участок сформирован, Л. является челом СО № с ДД.ММ.ГГГГ, вносит членские взносы.
В судебном заседании представитель административного ответчика К. просил отказать в удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица Филиала ФБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Тыва просил рассмотреть дело без из участия.
Выслушав пояснения участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на предъявления административного иска Л. предусмотрено ч.1 ст.218 КАС РФ.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В соответствии с п. 3 ст.14 Федерального закона от 15 апреля 1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу п.4 ст.14 указанного Закона распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином (п.п.1, 4 статьи 28 названного Закона).
Из анализа перечисленных норм следует, что приобретение права собственности на земельный участок в установленном ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» порядке предполагает наличие в совокупности следующих правовых условий: нахождение испрашиваемого к оформлению земельного участка в пределах законных границ садоводческого объединения; некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом некоммерческого объединения и пользоваться земельным участком на законных основаниях.
Как следует из материалов дела, из архивной выписки из решения исполнительного комитета Кызылского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельных участков предприятиям и организациям города», УКК Министерства торговли Тувинской АССР отведен земельный участок площадью <данные изъяты> в обществе садоводов № (п.13)
Согласно решению исполнительного комитета Кызылского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, Садоводческому товариществу отведен земельный участок площадью <данные изъяты> га.
На основании приказа Управления федерального кадастра объектов недвижимости по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории <данные изъяты> сознаны 120 кадастровых квартала, утверждены схемы взаимного расположения кадастровых кварталов и описание прохождения границ кадастровых кварталов.
Согласно оценочной описи «акт определения кадастровой стоимости земельных участок», испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, СО №, <адрес> кадастровым номером 17:18:0101001:112, категории земель- земли поселений, с разрешенным использованием- для садоводства, общей площадью <данные изъяты> кв.м. имеет кадастровую стоимость <данные изъяты> рублей.
Постановлением мэрии г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены границы СО №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес>, с разрешенным использованием (назначением- для размещения Садоводческого общества №, относящийся к зоне сезонного проживания (Ж- 4), категории земель населенных пунктов (п. 4 Постановления).
Согласно пояснениям председателя СО № Ч., описание прохождения границ земельного участка, расположенного в СО № <адрес>, пользователем которого является Л., следует, что данный земельный участок соответствует местоположению земельного участка, указанного в описании и фактически используется Л. по назначению, указанный земельный участок находится в границах СО №, членом которого с ДД.ММ.ГГГГ является Л.
В соответствии с п.1 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п.8 ст.39.15 или ст.39.16 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Л. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СО №, <адрес>, для ведения садоводства.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Министерство сообщило, что Л. согласно п.4 ст.28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» необходимо предоставить описание местоположения земельного участка, заключение правления некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен земельный участок и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином, а также проект организации и застройки территории, согласованное с Мэрией г.Кызыла и подтверждение правомерности отнесения того или иного гражданина к членам некоммерческого объединения путем предоставления заверенной копии решения общего собрания.
ДД.ММ.ГГГГ Л. предоставлена выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Министерство сообщило, что по обращению Л. направлен запрос в Мэрию г.Кызыла о предоставлении проекта организации и застройки территории СО № от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером №. После получения ответа на которых, Л. будет направлен ответ, в связи с чем сроки рассмотрения заявления продлены на 30 дней.
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Л. просит сообщить результаты обращения от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Министерство сообщило Л., что на заявление от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Вместе с тем, данное извещение не является доказательством рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в силу ст.39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает определенные действия, указанный месячный срок также предусмотрен Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Представителем Министерства не представлено суду доказательств, что обращение административного истца от ДД.ММ.ГГГГ разрешено в законом установленные сроки и ответ Министерства получен истцом.
Изучив, предоставленный истцу ответ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ, суд установил, что Министерством не был разрешен вопрос по обращению Л. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СО №, <адрес>, для ведения садоводства.
В этой связи, бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва при поступлении заявления Л. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СО №, <адрес>, для ведения садоводства установлено судом.
При изложенных обстоятельствах, судом признается бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, возложив на Министерство обязанность по рассмотрению заявления Л. в установленном законом порядке.
Таким образом, суд полагает, что административные исковые требования Л. подлежат удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая, что административным ответчиком не предоставлено суду доказательств того, что на заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ дан мотивированный и обоснованный ответ, судом принимается решение о возложении на ответчика в течение двухнедельного срока с момента вступления решения в законную силу обязанность решить вопрос по рассмотрению заявления Л. в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями ст.39.18 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Л. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным бездействия в не рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка, обязании рассмотрения заявления, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в не рассмотрении заявления Л. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, СО №, <адрес>.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва рассмотреть заявление Л. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка, в соответствии с требованиями ст.39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации в течение двухнедельного срока с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено- 8 ноября 2016 года.
Судья Л.Н. Юзеева
Копия верна, судья Л.Н. Юзеева