Судья Прыткова Е.В. УИД 16RS0050-01-2021-015236-18
дело № 2-549/2022
№ 33-3301/2023
учет № 129г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 апреля 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Нурмиева М.М.,
судей Абдуллиной Г.А. и Габидуллиной А.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Закировой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Щелокова Д.В., Щелоковой Л.А. – Майоровой Д.Ю. на решение Приволжского районного суда г.Казани от 22 ноября 2022 года, которым постановлено:
исковые требования Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (....) к Щелокову Дмитрию Вячеславовичу ....), Щелоковой Лилии Акрамовне (....) об обязании обеспечить доступ в жилое помещение для проведения инспекторского обследования, удовлетворить.
Обязать собственников квартиры <адрес> - Щелокова Дмитрия Вячеславовича, Щелокову Лилию Акрамовну обеспечить Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан доступ в жилое помещение для проведения инспекторского обследования (проверки) в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Щелокова Дмитрия Вячеславовича, Щелоковой Лилии Акрамовны государственную пошлину в размере 300 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, по 150 рублей с каждого.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Щелокова Д.В., Щелоковой Л.А. и их представителя Майоровой Д.Ю. в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителя Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан Копаровой А.Н. и третьего лица Зяббаровой Э.А. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (далее - ГЖИ РТ) обратилась в суд с иском к Щелокову Д.В., Щелоковой Л.А. о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение для проведения инспекторского обследования.
В обоснование иска указано, что в ГЖИ РТ поступило обращение по вопросу незаконной перепланировки квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, собственниками которой являются ответчики. 7 июля 2021 года ГЖИ РТ осуществила проверку в корпусе .... многоквартирного <адрес>.
В связи с вышеуказанным обращением в адрес ответчиков ГЖИ РТ 7 июня 2021 года был направлен запрос об обеспечении доступа в жилое помещение, а также о предоставлении необходимых сведений в отношении квартиры. Уведомление о предоставлении доступа было получено ответчиками 16 июня 2021 года. Однако данные требования ГЖИ РТ ответчиками были проигнорированы.
На основании изложенного, ГЖИ РТ просила в судебном порядке обязать ответчиков обеспечить доступ в спорное жилое помещение для проведения инспекторского обследования (проверки) в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца ГЖИ РТ в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчики Щелоков Д.В., Щелокова Л.А., их представитель, в судебном заседании иск не признали.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Зяббарова Э.А. поддержала позицию истца.
Суд иск удовлетворил и постановил решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель ответчиков просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Выражает несогласие с выводами суда об отсутствии доступа в квартиру. Считает, что истцом не доказан факт уклонения или отказа собственника от предоставления доступа в помещение. Отмечает, что уведомление ГЖИ РТ о предоставлении доступа в квартиру датировано 7 июня 2021 года, тогда как решение о проведении проверки принято государственным органом 7 июля 2021 года. Почтовое уведомление о получении Щелоковыми письма ГЖИ РТ 16 июня 2021 года не может служить доказательством получения именно уведомления от 7 июня 2021 года, поскольку опись вложения отсутствует, а у ответчиков имеется многочисленная переписка с истцом в связи с обращениями Зяббаровой Э.А. и судебными разбирательствами об узаконении реконструкции, перепланировки квартиры. Кроме того, акт об отсутствии доступа от 9 июля 2021 года составлен одним сотрудником ГЖИ РТ, без привлечения соседей, ТСЖ. В указанную дату никто из сотрудников ГЖИ РТ в квартиру ответчиков не приходил. Отмечает, что требование о предоставлении доступа в помещение основано на обращениях Зяббаровой Р.М., Зяббаровой Э.А. по вопросу законности выполненной перепланировки, реконструкции, однако, данный вопрос в настоящее время является предметом рассмотрения суда. В рамках гражданского дела по сохранению жилого помещения в перепланированном состоянии проведена судебная экспертиза, по результатам которой установлено, что произведенная в квартире ответчиков перепланировка соответствует строительным нормам и правилам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Таким образом, в настоящее время все основания для проведения обследования жилого помещения отпали. Оспариваемое судебное решение нарушает конституционное право ответчиков на неприкосновенность жилища и на спокойную жизнь.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ч.4 ст.17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:
4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Согласно подпункту «е» п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Из материалов дела следует, что ответчикам на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>.
В Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан 12 мая 2021 года поступило обращение Зяббаровой Р.М. по вопросу самовольного занятия общедомового имущества и незаконной перепланировки квартиры, занимаемой ответчиками.
В связи с этим обращением в адрес Щелоковой Л.А., Щелокова Д.В. 7 июня 2021 года ГЖИ РТ направлены уведомления об обеспечении доступа в жилое помещение 9 июля 2021 года в 13.00 часов, а также о предоставлении необходимых сведений в отношении квартиры. (том 1, л.д. 43,44).
Уведомления получены ответчиками 16 июня 2021 года (том 1, л.д. 42)
Однако в доступе в жилое помещение инспектору ГЖИ РТ ответчиками было отказано.
Также ответчики отказались от предложенной возможности предоставления доступа в квартиру представителем ГЖИ РТ в заранее согласованное время во внесудебном порядке для проверки данных обстоятельств.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в рамках осуществления своих полномочий должностные лица ГЖИ РТ вправе требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения жильцами требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации. Поскольку перепланировка жилого помещения представляет собой изменение конфигурации жилого помещения, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, собственники не вправе ограничивать доступ представителям Инспекции в обследовании квартиры в целях установления фактов наличия или отсутствия угрозы жизни и здоровью жителей многоквартирного дома.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и требованиям закона не противоречат.
Согласно ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требование о предоставлении доступа в помещение основано на обращениях ФИО11, Зяббаровой Э.А. по вопросу законности выполненной перепланировки, реконструкции, однако, данный вопрос в настоящее время является предметом рассмотрения суда, не может служить основанием для отмены решения суда и отказа в иске, поскольку рассмотрение дела по иску о сохранении жилого помещения в перепланированном (реконструированном) состоянии не исключает осуществление мер государственного надзора по обращению граждан.
Данное обстоятельство установлено также вступившими в законную силу судебными актами: определением Верховного Суда РТ от 19 мая 2022 года по данному делу (л.д. 211 т.1), которым отменено определение Приволжского районного суда г. Казани от 14 марта 2022 года о приостановлении производства по делу, апелляционным определением Верховного Суда РТ по делу № 33а-16909/2022, которым на ГЖИ РТ возложена обязанность по проверке доводов заявлений Зяббаровой Э.А. по фактам незаконной реконструкции чердачного помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, выполнение проверки органом государственного жилищного надзора имеет самостоятельную цель. Отсутствие либо наличие нарушения прав и законных интересов жителей дома может быть установлено только по результатам проведенной проверки уполномоченным органом, осуществляемой посредством осмотра жилого помещения, позволяющего оценить его состояние.
Кроме того, решение суда по спору о сохранении жилого помещения в перепланированном (реконструированном) состоянии в настоящее время не вступило в законную силу. Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2023 года апелляционное определение Верховного Суда РТ от 8 декабря 2022 года по данному делу отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Также отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что ответчики не препятствовали органам государственного надзора в доступе в жилое помещение, поскольку позиция ответчиков основана на том, что необходимости в осуществлении осмотра жилого помещения сотрудниками ГЖИ РТ не имеется в связи с наличием в производстве суда спора по вопросу законности выполненной перепланировки, реконструкции.
Такое поведение ответчиков, свидетельствующее об умышленном воспрепятствовании должностным лицам ГЖИ РТ в обеспечении доступа в жилое помещение в целях проверки соблюдения собственниками квартиры требований жилищного законодательства в части использования ими общего имущества в многоквартирном доме, нельзя признать правомерным.
То обстоятельство, что уведомление ГЖИ РТ о предоставлении доступа в квартиру датировано 7 июня 2021 года, тогда как распоряжение о проведении проверки принято государственным органом 7 июля 2021 года, не свидетельствует о наличии существенных нарушений, препятствующих проведению проверки, поскольку уведомления были направлены в связи с обращением Зяббаровой Э.А. от 12 мая 2021 года (л.д.7 т.1), в распоряжении о проведении проверки от 7 июля 2021 года также указано как на основание проведения проверки - обращение граждан от 12 мая 2021 года № З-7851 (л.д.47 т.1).
Порядок извещения ответчиков о необходимости допуска в жилое помещение для выполнения проверки соблюден путем вручения уведомления 16 июня 2021 года. Получение данного уведомления ответчиками подтверждается, в том числе, содержанием апелляционной жалобы и дополнений к ней (л.д.206 т.2).
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
руководствуясь статьями 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда г.Казани от 22 ноября 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Щелокова Д.В., Щелоковой Л.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 2 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи