2а-2566/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Пермь 7 августа 2018 года
Индустриальный районный суд г.Перми в составе:
Федерального судьи Ивановой Е.В.,
при секретаре Чунихиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000,00 рублей (взыскатель гр.А.),
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Правительства Пермского края (далее - Правительство) поступило постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с должника Правительства Пермского края, в размере 50 000,00 руб. по делу гр.А..
Предметом исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ является возложение обязанности на Правительство Пермского края предоставить гр.А., ДД.ММ.ГГГГ., по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям и общей площадью не менее 33 кв.м., в пределах Бардымского муниципального района Пермского края.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику (Правительству) установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления. Кроме того, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, а также в случае непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Основными условиями применения исполнительского сбора являются: неисполнение должником исполнительного документа полностью или в части; надлежащее уведомление должника о возбуждении исполнительного производства; истечение срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа; отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа.
Только при совокупности всех четырех условий возможно вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП и ИИ УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № фс № от ДД.ММ.ГГГГ, по делу гр.А., выданного Осинским районным судом Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ г. данное постановление было получено Правительством.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава - исполнителя была направлена информация, где были указаны причины невозможности исполнить решение суда в пятидневный срок.
ДД.ММ.ГГГГ гр.А. выразил согласие на предоставление ему жилого помещения по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ с гр.А. был заключен договор найма жилого помещения № дс по вышеуказанному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства ввиду фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей - сирот в ДД.ММ.ГГГГ., регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения в многоквартирных строящихся домах по государственным контрактам ДД.ММ.ГГГГ. на территории г. Перми планировалось в ДД.ММ.ГГГГ
Государственный контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей был заключен ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от ДД.ММ.ГГГГ Согласно техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью государственного контракта срок исполнения контракта составлял до ДД.ММ.ГГГГ Однако застройщиком ООО «Торговый дом Пермского завода теплоизоляционных изделий» жилые помещения приобретаемые по данному гос. контракту были переданы Покупателю (Министерству строительства и ЖКХ Пермского края) ранее установленного срока.
ДД.ММ.ГГГГ г. в соответствии с приказом Министерства строительства и архитектуры пермского края № жилые помещения по адресу: <адрес>, были включены в специализированный жилищный фонд Пермского края.
Таким образом, Правительство предпринимало все необходимые меры для исполнения решения суда. В настоящее время решение Осинского районного суда Пермского края исполнено, жилое помещение взыскателю предоставлено.
Реальное исполнение судебного решения, а именно: предоставление жилого помещения в пятидневный срок было невозможным вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот - длительная процедура, обусловленная приобретением жилых помещений путем проведения аукционов по закупке жилья, что является обязательным в силу действующего законодательства.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год путем:
приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством;
участия в долевом строительстве многоквартирных домов; строительства многоквартирных домов; строительства жилых домов.
Таким образом, процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также строительство жилья и проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер.
На основании изложенного Правительство полагает, что вина в не предоставлении жилого помещения в установленные сроки, отсутствует, поскольку договор на приобретение жилых помещений в г. Пермь был заключен, условия договора со стороны Правительства не нарушены. Взыскатель был информирован о сложившейся ситуации. Правительство представило доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, а так же представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ.
В связи с этим просит освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения иска надлежащим образом.
Административные ответчики: судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М., УФССП по Пермскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, просят рассмотреть заявленные требования без их участия.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 6,14 КАС РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на предоставление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Согласно ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
В силу положений статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном, производстве" суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
В силу ч.3 ст.363 КАС РФ если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.358 КАС РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Аналогичное разъяснение дано в п. 78 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 50 от 17 ноября 2015 года "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства", в соответствии с которым исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Юридически значимым обстоятельством по данному делу является возможность либо невозможность по уважительным причинам исполнить требование неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок.
Суд вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Из совокупности содержания приведенных нормативных положений следует, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, и поэтому отношения сторон, связанные со взысканием исполнительского сбора, носят публичный характер.
Таким образом, спор об освобождении от взыскания исполнительского сбора является частноправовым, в связи с чем подлежит разрешению в соответствии с положениями КАС РФ, регулирующими порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений. Из материалов дела следует, что решением Осинского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить гр.А. благоустроенное жилое помещение, специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м. в пределах территории Бардымского муниципального района Пермского края на условиях договора найма специализированного жилого помещения. В порядке исполнения указанного решения выдан исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-6 материалы исполнительного производства №-ИП).
На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – Правительство Пермского края, срок для добровольного исполнения требований установлен до 5 дней (л.д.7), получено Правительством ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу – исполнителю от Правительства Пермского края была направлена информация о том, что исполнить решение суда, предоставить гр.А. помещение и заключить договор найма специализированного жилищного фонда в 5-дневный срок не представляется возможным, поскольку свободное жилье, которое можно предоставить взыскателю, отсутствует (л.д.8).
Таким образом, должник в установленный для добровольного исполнения судебного акта пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не исполнил решение Осинского районного суда Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. с должника Правительства Пермского края по исполнительному производству №-ИП (л.д.10).
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Вместе с тем, судом принято во внимание то обстоятельство, что упомянутым выше решением суда обязанность Правительства Пермского края предоставить гр.А. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение поставлена в зависимость от его территориального расположения.
Согласно п.2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем:
3.2.1. приобретение жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством;
3.2.2. участие в долевом строительстве многоквартирных домов;
3.2.3. строительство многоквартирных домов;
3.2.4. строительство жилых домов.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Пермского края и ПАО ТД «Пермского завода теплоизоляционных изделий» был заключен государственный контракт № о приобретении 50 жилых помещений в многоквартирном доме по адресу <адрес> (л.д. 22-28).
ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и архитектуры Пермского края вынесло приказ № о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд (л.д.19-21).
ДД.ММ.ГГГГ гр.А. написал согласие на предоставление жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ Приказом ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» №, гр.А. было предоставлено жилое помещение по адресу <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» в лице директора Валько Е.В. и гр.А. был заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 13-15).
Определением судебного пристава-исполнителя МО и ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. исполнительное производство №-ИП окончено фактическим исполнением (л.д.30).
Из вышеизложенного следует, что должником принимались реальные меры, направленные на исполнение судебного акта, что учитывается судом при вынесении решения. Решение было исполнено в срок менее года с даты возбуждения исполнительного производства.
При этом суд также учитывает социальную направленность должника.
В соответствии с бюджетным процессом произвольное расходование бюджетных средств не допускается.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что истец проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу, неисполнение решения суда в установленный срок стало возможным лишь вследствие недостаточного финансирования из средств бюджета Пермского края, длительности закупочных процедур и длительных сроков строительства.
Таким образом, исковые требования Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП (взыскатель гр.А.).
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Иванова Е.В.