дело №2-616/2024
УИД 22RS0067-01-2023-005724-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2024 года г.Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Федотовой Т.М.,
при секретаре Севагине М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания Смарт» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором (с учетом уточнений) просила возложить обязанность на ответчика производить начисление денежных средств в соответствии с показаниями прибора учета потребляемой тепловой энергии и произвести перерасчет задолженности за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, по фактическим показаниям теплового счетчика за предшествующий период 2021-2022 годы.
В качестве обоснования заявленных требований указано на то, что ранее в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> имелся прибор учета потребляемой тепловой энергии, в соответствии с показаниями которого производился расчет и осуществлялась оплата. Обязанность по обслуживанию прибора учета лежит на обслуживающей организации. Несмотря на это, прибор учета демонтирован управляющей компанией, расчет потребляемой тепловой энергии производится без учета показаний счетчика.
Истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, указывала, что обязанность производить начисление в соответствии с показаниями прибора учета следует возложить с ДД.ММ.ГГГГ.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки суд не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствие данных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, заслушав показания свидетеля, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого помещения – <адрес> по адресу: <адрес>.
Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> осуществляет МУП УК «Смарт».
ДД.ММ.ГГГГ введен в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии №, установленный в спорном многоквартирном жилом доме, что следует из акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя.
Межпроверочный интервал прибора учета составляет 4 года, что отражено в паспорте на прибор учета тепловой энергии.
В последующем проведена поверка прибора учета, прибор учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует акт периодической проверки узла учета тепловой энергии.
Сторонами не оспаривается, что в указанный период времени количество тепловой энергии определялось, исходя из показаний прибора.
Также стороны не оспаривают, что в апреле 2022 года поверка общедомового прибора учета не проводилась.
Исходя из ответа третьего лица ООО «Сибирская теплосбытовая компания», следует, что исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, является МУП «УК Смарт». Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> оборудован общедомовым прибором учета №, начисление платы за потребленную тепловую энергию в доме за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилось в соответствии с предоставленными показаниями ОДПУ.
ОДПУ снят с коммерческого учета с ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием срока поверки прибора учета. Так согласно акта периодической проверки узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ проведена поверка прибора учета, узел учета некоммерческий с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ расчет потребленной тепловой энергии производился по среднемесячным значениям на основании п.59 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ количество потребленной тепловой энергии определялось за данный период, исходя из норматива потребления коммунальной услуги на отопление в соответствии с п.42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 по формуле 2(4) приложения 2.
ДД.ММ.ГГГГ прибор принят на коммерческий учет. Начисление за ДД.ММ.ГГГГ производилось в соответствии с показаниями ОДПУ, которые принимаются с использованием автоматизированной системы дистанционного сбора данных. При этом из акта периодической проверки узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что прибор учета допущен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (и отопление, и ГВС). При проверке настроечных параметров тепловычислителя выявлено не соответствие текущего времени в тепловычислителе с фактическим (время в тепловычислителе отстает на 3 часа). Представителем обслуживающей организации произведена корректировка времени в тепловычислителе. В результате чего произошло обнуление архивных данных.
Обращаясь с иском в суд, истец указывала на самовольное снятие управляющей компанией прибора учета тепловой энергии, не проведение поверки прибора учета в установленные сроки и необоснованное начисление тепловой энергии по нормативам потребления, что является основанием для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет задолженности за потребленную тепловую энергию.
Исходя из п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Под распределителем понимается устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.
Согласно подп. «е» п.4 Правил №354 отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п.15 приложения №1 к настоящим Правилам.
В соответствии с подп. «к» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Пункт 18 абз.2 гл.2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года №290 предусматривает, что общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, включают в себя проверку исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах).
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виду деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за тепловую энергию (отопление).
В силу ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из п.42(1) Правил №354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения №2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения №2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения №2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В соответствии с п.59 Правил №354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с п.42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с п.42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Согласно п.59(1) Правил №354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений п.44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с ч.1 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ, согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Для случаев выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации п.59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, п.60(1) Правил устанавливает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления (в порядке, указанном в абз.2 п.42(1) Правил).
Из изложенных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил следует, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится за расчетные периоды, когда эта услуга непосредственно предоставляется, и которые входят в отопительный период. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст.544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно ст.19 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что порядок определения количества полученной энергии, а также порядок расчетов за энергию могут быть установлены законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В данном случае таким правовым актом являются Правила.
Положения п.п.59(1), 60(1) Правил, определяющие объем коммунальной услуги по отоплению в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении 3 расчетных периодов после выхода из строя - в порядке, предусмотренном в п.42(1) (абз.2), согласуются с положениями ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми и были приняты указанные Правила.
Какого-либо федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется.
Учитывая, что в данном случае установлено, что расчет тепловой энергии в период с 1 октября 2022 года производится по нормативам потребления, в связи со снятием с коммерческого учета общедомового прибора учета тепловой энергии, что отвечает вышеприведенным положениям закона, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Ссылка стороны истца на то, что данное обстоятельство стало возможным в связи с невыполнением управляющей компанией своих обязанностей по содержанию общего имущества, в виде не проведения поверки общедомового прибора учета, учитывая предмет заявленных исковых требований, основанием для их удовлетворения не является.
Представленный стороной истца расчет и способ, в соответствии с которым истец полагала возможным произвести перерасчет, судом первой инстанции признается необоснованным. Данный расчет противоречит вышеприведенным положениям законодательства, регулирующим спорные правоотношения, поскольку не позволяет в полной мере учесть показатели среднесуточной температуры наружного воздуха и напрямую связанные с ними среднесуточные значения параметров теплоносителя, а также различное количество дней в расчетном и отопительном периодах, не отвечает законодательно установленному принципу оплаты потребителем фактически потребленной тепловой энергии.
В связи с этим суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.М. Федотова
Мотивированное решение составлено 1 июля 2024 года