Дело № 2а-3268/2021
32RS0027-01-2021-002821-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2021 года гор. Брянск
Советский районный суд гор. Брянска в составе:
председательствующего судьи Любимовой Е.И.
при секретаре Тычина Е.В.
с участием представителя ИФНС России по г.Брянску Климовцовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Брянска к Анищенко Сергею Валерьевичу о взыскании задолженности по налоговым платежам и по административному иску Анищенко Сергея Валерьевича к ИФНС России по г.Брянску о признании задолженности безнадежной к взысканию,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г.Брянска обратилась с исковыми требованиями к Анищенко С.В. о взыскании задолженности по налоговым платежам, указывая на то, Анищенко С.В. как собственник имущества является плательщиком налога на имущество, а также имеет обязанность по оплате ранее образовавшейся задолженности в период ведения им деятельности как индивидуальным предпринимателем по оплате взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Судебные приказы о взыскании сумм задолженностей в связи с поступлением возражений Анищенко С.В. отменены. Задолженность до настоящего времени не погашена в полном объеме.
ИФНС России по г. Брянску с учетом уточнения требований просит взыскать с Анищенко С.В. задолженность в размере 27 050, 67 руб., в том числе:
-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пеня в размере 750, 54 руб.
-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 3927 руб., пеня в размере 383, 44 руб.;
-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 20020 руб., пеня в размере 1954.80 руб.
налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пеня в размере 14, 89 руб.
Анищенко С.В. обратился с исковыми требованиями к ИФНС России по г.Брянску, ссылаясь на положения Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также ст.ст.44, 59 Налогового кодекса РФ. Указывает, что ИФНС России по г.Брянску не предприняты все меры направленные на взыскание имеющейся у него задолженности, в связи с чем полагает, что возможность их принудительного взыскания утрачена.
С учетом уточнения исковых требований просил суд признать безнадежной к взысканию сумму задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды до 2017 г в размере 3796,85руб. и возложить обязанность на ИФНС России по г.Брянску по списанию данной суммы задолженности.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г.Брянску Климовцова О.В. требования ИНФС о взыскании с Анищенко С.В. задолженности по налоговым платежам, начисленных сумм пени поддержала, указав на то, что налоговым органом предприняты все меры для взыскания заявленных сумм- были направлены налоговые уведомления, требования, по заявлениям ИФНС вынесены судебные приказы, после отмены которых с соблюдением срока ИФНС обратилась о взыскании задолженности в порядке искового производства. Иск Анищенко С.В. полагала неподлежащим удовлетворению, поскольку оснований для признания безнадежной к взысканию заявленной им суммы задолженности не имеется и срок списания данной суммы не наступил.
Представитель ИФНС России по г. Брянску Хорькова Е.А. ранее в суде также не признала иск Анищенко С.В., указав, что его доводы основаны на неверном толковании Закона, иск ИФНС России по г. Брянску с учетом уточнения поддерживала, по основаниям изложенным в письменных пояснениях, согласно которым налоговым органом при расчете учтены поступившие от налогоплательщика суммы, а также исключены суммы налоговых платежей, признанные ИФНС безнадежными к взысканию по решениям принятым налоговым органом.
Анищенко С.В. и его представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Ранее в суде факт наличия задолженности не оспаривали, вместе с тем просили удовлетворить требования о признании части задолженности безнадежной к взысканию, ссылаясь на утрату налоговым органом права на взыскание задолженности с учетом положений Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ.Кроме того, Анищенко С.В. указывал на то, что при прекращении статуса ИП, а также после издания Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ему разъяснялось, что все задолженности будут списаны.
Иные лица в суд также не явились. В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя ИФНС России по г.Брянску, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П указал, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В силу статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается, что Анищенко С.В. состоит на налоговом учёте в ИФНС России по г. Брянску в качестве налогоплательщика.
Анищенко С.В., как собственник 1/4 доли в имуществе- квартире, расположенной <адрес>, согласно статье 400 НК РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии со статьей 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом количества времени (месяц) нахождения в собственности за налоговый период (календарный год).
Порядок определения налоговой базы, исходя из инвентаризационной
стоимости объекта налогообложения, установлен статьей 404 НК РФ. С 01.01.2016 на территории Брянской области по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в соответствии со статьей 403 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Для налогов, исчисленных после 01.01.2016, ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются согласно части 2 Решения Брянского Городского Совета Народных Депутатов «О налоге на имущество физических лиц» № 298 от 25.11.2015.
Пунктом 1 ст. 409 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В ранее действовавшей редакции НК РФ устанавливалось, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Вместе с тем, установлено, что налогоплательщик свои обязательства по своевременной и полной оплате налога не исполнял надлежащим образом, что привело к образованию задолженности и начислению пени по налогу на имущество.
Данное обстоятельство Анищенко С.В. не оспаривается.
Заявляемая ИФНС сумма пени по налогу на имущество включена в требование № 741515 от 09.10.2019г., которое, согласно представленным сведениям, направлялось налогоплательщику, но исполнено не было.
После чего ИФНС России по г. Брянску 27.02.2020г обратилась в мировой судебный участок с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании суммы задолженности, в том числе суммы пени по несвоевременной уплате налога на имущество, сложившейся за период с 01.12.2015года.
Определением мирового судьи судебного участка № 16 Советского судебного района г. Брянска - и.о. мирового судьи судебного участка № 13 Советского судебного района г. Брянска от 16.06.2020 судебный приказ № 2а- 610/2020 от 04.03.2020г в отношении Анищенко С.В. отменен и 16.07.2020 ИНФС России по г. Брянску обратилась в Советский районный суд г. Брянска с административным исковым заявлением о взыскании задолженности.
С учетом частичного погашения недоимки по налогу и задолженности по пене платежами, поступившими от территориального подразделения службы судебных приставов в рамках исполнения судебного приказа № 2а-610/2020 от 04.03.2020, ИФНС в настоящем иске заявляет требования о взыскании с Анищенко С.В. сумм пени по налогу на имущество в размере 14,89 руб.
Представленный расчет суммы пени соответствует требованиям ст. 75 НК РФ, не оспаривается налогоплательщиком, признается судом обоснованным. Сведений об уплате налога на имущество в срок, установленный Законом и в полном объеме, налогоплательщиком не представлено.
В связи с чем, иск ИФНС России по г. Брянску в данной части требований подлежит удовлетворению.
Согласно ОГРНИП №..., Анищенко С.В. состоял на учете в качестве ИП с <дата> по <дата>.
Индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и на обязательное медицинское страхование (ОМС) (ст. 419 НК РФ).
Обязанность по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Факты наличия у Анищенко С.В. ранее статуса ИП, прекращения данной деятельности, а также того, что налоговые платежи, начисленные за период осуществления предпринимательской деятельности не оплачены, подтверждаются представленными в деле доказательствами и не оспариваются налогоплательщиком.
В деле представлен подробный расчет задолженности, который составлен в соответствии с действовавшим на момент начислений законодательством, с учетом фактических погашений, а также решений налогового органа о признании частично задолженностей безнадежными к взысканию и их списании.
Анищенко С.В. и его представитель в полном объеме ознакомлены с расчетами и их обоснованием, представленным ИФНС России по г.Брянску, иных расчетов суду не представили.
Проверяя обоснованность требований ИФНС России по г. Брянску в части требований о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и на обязательное медицинское страхование (ОМС), пени, суд учитывает следующее.
Согласно Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование возложены на налоговые органы.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС регулируются главой 34 НК РФ.
Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определен ст. 430 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (ОПС), которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный (ОМС) размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Согласно п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения деятельности включительно.
С учетом изложенного, суммы фиксированных платежей на ОПС и ОМС за 2017 год рассчитаны ИФНС России по г. Брянску следующим образом:
ОПС: МРОТ * 10 * 26% +МРОТ / 30 * 8 *26% = 7 500 * 10 * 26% +7 500 /30 * 8* 26% =19500+520=20020 руб.
ОМС: МРОТ * 10 * 5,1% + МРОТ / 30 * 8 *5,1% = 7 500 * 10 * 5,1%+7 500 /30 * 8*5,1%= 3825+102= 3927 руб.
Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ уплата, страховых взносов должна быть произведена в течение 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе, в связи с чем, срок уплаты начисленных Анищенко С.В. налогов ОПС и ОМС за 2017 год – 23.11.2017г.Согласно статье 57 НК РФ в случае нарушения срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Расчет задолженности по сумме пени также представлен в материалах дела.
По ОПС за период с 16.09.2018г по 08.10.2019г. с учетом значений ставки рефинансирования, действовавшей применительно к определенному периоду
20020*1*7,25/300=4,84
20020*91*7,5/300=455, 46
20020*182*7,75/300=941,27
20020*42*7,5/300=210,21
20020*42*7,25/300=203,20
20020*30*7/300=140, 02
Итого:1954,80руб.
По ОМС за период с 16.09.2018г по 08.10.2019г.:
3927,00*1*7,25/300=0, 95
3927,00*91*7,5/300=89,34
3927,00*182*7,75/300=184,63
3927,00 *42*7,5/300=41,23
3927,00*42*7,25/300=39,86
3927,00*30*7/300=27,43
Итого:383,44 руб.
Как указывает ИФНС России по г.Брянску в письменных пояснениях, задолженность с учетом частичного погашения задолженности по пене платежами, поступившими от территориального подразделения службы судебных приставов в рамках исполнения судебных приказов, составляет: ОПС- 25 336,25 руб. (налог-20 020 руб., пеня - 5 316.25 руб.) ОМС -4 969,82 руб. (налог - 3 927 руб., пеня - 1 042.82 руб.)
К взысканию в настоящем деле за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года предъявляются суммы - налог ОМС в размере 3927 руб., пеня в размере 383, 44 руб.): налог ОПС в размере 20020 руб., пеня в размере 1954, 80 руб., что соответствует вышеприведенным расчетам.
Суд учитывает, что согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения судебного приказа и на момент обращения с административным иском), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Требование № 31262 от 04.12.2017г об уплате суммы налога по ОПС в размере 20020 руб. и налога ОМС в размере 3 927 руб. направлялось в адрес Анищенко С.В. с установлением срока исполнения 26.12.2017г.
02.04.2018г ИНФС России по г.Брянску обратилось с требованиями о взыскании задолженности в порядке приказного производства.
10.04.2018г мировым судьей судебного участка №13 Советского судебного района г.Брянска выдан судебный приказ №2а-440/2018г., который был отменен определением мирового судьи от 24.02.2021г., после чего ИФНС России по г.Брянску обратилось с административным иском, рассматриваемым в настоящем административном деле.
Сумма пени была выставлена в вышеуказанном требовании № 741515 от 09.10.2019г., затем была взыскана судебным приказом №2а-610/2020, отмененным в связи с возражением должника.
Судом исследованы материалы гражданских дел по заявлениям ИФНС России по г.Брянску №2а-610/2020, 2а-1454/2018, 2а-440/2018г.
Согласно содержанию заявлений о выдаче судебных приказов, заявляемые к взысканию ИФНС в настоящем споре денежные суммы были первоначально в судебном порядке взысканы в рамках судебных приказов, далее в 6-ти месячный срок после отмены судебных приказов (применительно к каждому приказу), ИФНС обратилась за взысканием сумм задолженностей в порядке искового производства.
Таким образом, ИФНС России по г.Брянску обратилась с рассматриваемыми требованиями с соблюдением положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административным ответчиком (налогоплательщиком) доказательств, опровергающих сведения, представленные ИФНС России по г.Брянску, не представлено, равно как и доказательств, подтверждающих своевременную уплату исчисленных налогов и погашения задолженностей.
С учетом представленных доказательств, расчетов, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ИФНС России по г.Брянску требований и взыскании с Анищенко С.В. в пользу ИФНС задолженности по следующим платежам:
-страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 3927 руб., пеня в размере 383, 44 руб.;
-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 20020 руб., пеня в размере 1954.80 руб.,
-налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: пеня в размере 14,89 руб.
В части требований ИФНС России по г.Брянску о взыскании суммы задолженности по сумме пени (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) в размере 750,54руб. оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.
Из материалов дела следует, что сумма задолженности непосредственно на которую произведено начисление заявленной пени по взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3796,85руб, ИФНС России по г. Брянску не взыскивается.
Согласно представленному расчету период начисления суммы пени с 12.01.2017г по 01.01.2019г.
Из представленной информации по страховым взносам ОМС и пеням, следует, что сумма задолженности 3 796, 85 руб. образовалась за 2016год по сроку уплаты 09.01.2017г и была передана в связи с изменением законодательства УПФР в УФНС России по Брянской области для взыскания.
Как указывает ИФНС России по г.Брянску, задолженность в размере 3796,85 руб. взыскивалась в рамках статей 46, 47 НК РФ, однако сведений о взыскании данной суммы в судебном порядке не имеется. После возврата исполнительного документа взыскателю, сведений о предъявлении данной суммы к взысканию не представлено.
Пеня как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов представляет собой согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае несвоевременной уплаты причитающихся сумм налогов.
Таким образом, начисление пени непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, при этом принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством
Налоговым органом не представлены доказательства соблюдения порядка принудительного взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 3 796,85 руб., на которую произведено начисление пени, в связи с чем взыскание их в судебном порядке отдельно от основной задолженности невозможно.
С учетом изложенного, административный иск ИФНС России по г.Брянску подлежит частичному удовлетворению.
Анищенко С.В. заявлены требования о признании безнадежной к взысканию суммы задолженности 3 796, 85 руб., которая (как указано выше) представляет собой сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016год.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пп. 2 и 3 ст. 44 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Как установлено статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в законную силу 29 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).
Статьей 59 НК РФ определены в подп. 1 - 4.3 п. 1 конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подп. 5).
По смыслу п. 1 названной статьи, решение о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию налоговым органом принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Сведений о взыскании задолженности по ОМС в размере 3 796, 85 руб. в судебном порядке налоговым органом не представлено.
Вместе с тем, Анищенко С.В., ссылаясь на наличие оснований для признания суммы налога безнадежной к взысканию, не учитывает, что спорная сумма задолженности взыскивалась ИФНС России по г.Брянску в рамках статей 46, 47 НК РФ постановлением от 08.08.2017г. на основании решения ИФНС №... в отношении сумм задолженностей по налогам и текущей задолженности в общем размере 35893, 81 руб. Данное решение выносилось после требования об оплате от 11.07.2017г.
Постановление о взыскании за счет имущества направлялось в Советский РОСП г.Брянска и было принято 09.08.2017г.Исполнительный документ возвращен взыскателю 08.12.2017г.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, в том числе, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные или иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Таким образом, постановление налогового органа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика в силу статьи 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" является исполнительным документом, на основании которого возбуждается исполнительное производство.
Часть 4.1 пункта 1 статьи 59 НК РФ предусматривает признание задолженности безнадежной к взысканию, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет.
Дата образования задолженности по ОМС в размере 3 796, 85 руб. за 2016г -09.01.2017г., в связи с чем пятилетний срок, предусмотренный вышеприведенной нормой на дату рассмотрения дела не наступил.
С учетом установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, оснований для признания заявленной Анищенко С.В. суммы налога безнадежной к взысканию с возложением обязанности на налоговый орган принять решение о списании данной задолженности на дату рассмотрения дела не имеется.
При этом, как следует из представленных суду сведений, пояснений представителей ИФНС России по г.Брянску, налоговым органом в соответствии с действующим законодательством самостоятельно принимаются решения о признании безнадежными к взысканию и списании сумм таких задолженностей в установленные сроки и с учетом конкретных сведений по каждой сумме.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Анищенко С.В.
Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Исходя из размера взысканной с Анищенко С.В. суммы задолженности по налоговым платежам в доход бюджета гор. Брянск подлежит взысканию государственная пошлина, которая с учетом статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 989руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ИФНС России по г.Брянска к Анищенко Сергею Валерьевичу о взыскании задолженности удовлетворить частично.
Взыскать с Анищенко Сергея Валерьевича в пользу ИФНС России по г.Брянска задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года:
налог в размере 3927 руб., пеня в размере 383, 44 руб.
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года):
налог в размере 20020 руб., пеня в размере 1954, 80 руб.,
по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов:
пеня в размере 14, 89руб.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с Анищенко Сергея Валериевича в доход бюджета г.Брянск государственную пошлину в размере 989руб.
В удовлетворении административного иска Анищенко Сергея Валериевича к ИФНС России по г.Брянску о признании задолженности безнадежной к взысканию- отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.И.Любимова
Решение в окончательной форме изготовлено 08.09.2021