Решение по делу № 2-2016/2024 (2-8904/2023;) от 17.11.2023

Дело № 2-2016/2024 (2-8904/2024)

УИД 59RS0007-01-2023-008312-07

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2024 года                                                                         г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,

при секретаре Костаревой А.А.,

с участием представителя истца Еременко И.А.,

представителя ответчика Балтиковой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Расулевой Ф. Х. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет и доплату пенсии, внести сведения в индивидуальный лицевой счет, о взыскании компенсации морального вреда, убытков, судебных расходов на юридические услуги,

У С Т А Н О В И Л :

Расулева Ф.Х. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ОСФР по Пермскому краю), указав, что является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что ответчиком неверно произведена оценка ее пенсионных прав при назначении страховой пенсии по старости, что повлекло нарушение ее прав и законных интересов. Полагает, что ответчик неправильно производит расчет ее пенсии. При определении размера пенсии ответчиком учтена заработная плата истца за <данные изъяты> месяцев подряд, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Соотношение заработной платы к среднему заработку по стране в указанный период составило <данные изъяты> (при максимальном значении <данные изъяты>). Указывает, что расчет размера пенсии при ее назначении произведен с нарушениями, поскольку ответчиком выбран невыгодный период для расчета. При учете справки о заработной плате истца за период с ДД.ММ.ГГГГ, указанной в справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, соотношение заработной платы к среднему заработку по стране составит <данные изъяты> что повлияет на размер пенсии. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который она оценивает в размере 30 000,00 руб.

В связи с изложенным, с учетом уточненного искового заявления, истец просит возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет пенсии с даты назначения – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произвести доплату недополученной страховой пенсии по старости в связи с ее перерасчетом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, внести в сведения индивидуального лицевого счета в части изменения суммы расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ. с <данные изъяты> руб. на <данные изъяты>.; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30 000,00 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 60 000,00 руб., убытки в размере 33 500,00 руб.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ее представитель Еременко И.А. требования искового заявления поддержала в полном объеме, пояснила, что истцу оценка пенсионных прав с даты назначения пенсии должна быть произведена на основании соотношения заработной платы пенсионера к среднему заработку по стране, исходя из 0,988. Пояснила, что истец неоднократно обращалась к ответчику заявлениями на перерасчет пенсии, но ей отказывали в перерасчете, произвели перерасчет уже с ДД.ММ.ГГГГ. На момент рассмотрения дела размер пенсии истцом не оспаривается. Считает, что за период с ДД.ММ.ГГГГ гг. истец недополучала пенсию по вине ответчика, в связи с чем компенсация морального вреда подлежит взысканию.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в отзыве, в котором указывает, что истцу с ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по старости. Считает, что доводы истца о наличии у нее каких-либо недополученных денежных средств в связи с неправильными действиями ответчика материалами дела не подтверждены. Пояснила, что пенсия истцу была назначена в определенном размере на основании справок о заработной плате, представленных истцом самостоятельно, при этом у пенсионного органа отсутствует обязанность запрашивать справки о заработной плате по всем периодам работы пенсионера. Заявления о содействии в истребовании документов истец не писала, о необходимости предоставления справок о заработной плате была предупреждена. Также указала, что в связи с проведением тематической проверки по заработной плате Отделением был направлен запрос о заработной плате истца. ДД.ММ.ГГГГ в Отделение потупила новая справка АО «ОДК-ПМ» о заработной плате истца, которая повлияла на соотношение заработной платы истца, в связи с чем истцу произведен перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, заслушав пояснения представителей истца, ответчика, изучив материалы гражданского дела, пришел к следующему.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.

В силу части 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-Ф3) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно ст. 2 Закона № 173-Ф3 расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона № 173-ФЗ, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Согласно ст. 29.1 Закона № 173-Ф3 сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;

ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона;

СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);

ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Закона № 173-Ф3 индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктами 7 и 8 статьи 17 Закона № 173-ФЗ, за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

Частями 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию установлено, что при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Расчетный размер трудовой пенсии в силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи (для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).

В силу частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.

Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий (1 671 рубль 00 копеек).

В соответствие с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = ЗР x СК, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности; из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 в общей сложности; из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0,75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.

Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.

То есть, статья 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав, а также позволяет пенсионному органу при отсутствии иного волеизъявления гражданина осуществить самостоятельный расчет пенсии истца по варианту, являющемуся наиболее благоприятным для получателя пенсии.

Согласно части 1 статьи 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

При этом согласно части 2 указанной статьи 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

Судом установлено, что Расулева Ф.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50), что подтверждается сведениями из пенсионного дела.

Оценка пенсионных прав истца произведена по п. 3 ст. 30 Федерального закона от Закона № 173-ФЗ, как наиболее выгодный для истца вариант оценки (л.д. 51-58), что истцом не оспаривалось.

Для определения размера пенсии общий трудовой стаж истца, учтенный по ДД.ММ.ГГГГ (для определения права на пенсию) для оценки пенсионных прав по п. 3 ст. 30 Федерального закона от Закона № 173-ФЗ составил <данные изъяты>

В стаж включены все периоды, указанные в трудовой книжке и подтвержденные данными индивидуального (персонифицированного) учета, данное обстоятельство истцом также не оспаривается.

Стажевый коэффициент составляет <данные изъяты> %, коэффициент валоризации – <данные изъяты>%.

Указанные показатели расчета размера пенсии истцом не оспариваются.

Для определения размера пенсии учтена среднемесячная заработная плата истца за период работы с ДД.ММ.ГГГГ гг. Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за этот же период составляет <данные изъяты> руб., среднемесячный заработок пенсионера составил <данные изъяты> руб. Отношение заработной платы истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период принят ответчиком как <данные изъяты> (данные о результатах расчета заработка, л.д. 52).

Среднемесячная заработная плата учтена ответчиком именно за указанный период времени, так как истцом при подаче заявления о назначении пенсии представлены справки о заработной плате <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ., <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ гг. (л.д. 20, 59, 59 оборот).

Впоследствии размер страховой пенсии корректировался в связи с повышением стоимости индивидуального пенсионного коэффициента, а фиксированная выплата индексировалась на соответствующие коэффициенты.

После назначения пенсии истец неоднократно обращалась к ответчику с устными обращениями о предоставлении сведений размере ее пенсии, о возможности перерасчета пенсии в связи с заменой страховых периодов не страховыми, об осуществлении выплаты средств пенсионных накоплений, что подтверждается представленными ответчиком сведениями об обращении застрахованного лица в ОСФР по Пермскому краю.

ДД.ММ.ГГГГ на письменное обращение истца ответчиком был направлен ответ , в котором содержалось разъяснение о правовом регулировании в Российской Федерации вопросов назначения пенсии, указывалось на выбранный ответчиком вариант оценки пенсионных прав истца, разъяснялись примененные величины показателей расчета пенсии (общий трудовой стаж, страховой стаж, стажевый коэффициент, коэффициент валоризации, коэффициент соотношения заработной платы), произведен подробный расчет расчетного размера пенсии, расчетного пенсионного капитала, указаны даты перерасчетов пенсии, суммы учитываемых индивидуальных пенсионных коэффициентов и т.д (л.д. 16-19, 78-83).

Ответ содержал утверждение о том, что размер пенсии исчислен верно и не подлежит перерасчету, а также приглашение явится в клиентскую службу для ознакомления с копией выплатного дела, разъяснено, что полная копия выплатного дела представлена быть не может, истцу могут быть выданы копии документов, приобщенных к материалам пенсионного дела в подлинниках, даны разъяснения по вопросу предоставления сведений об отчислениях страховых взносов. Одновременно истцу направлены данные о стаже.

Также истцом получена справка о назначенных пенсиях и социальных выплатах с указанием периодов работы и иной деятельности, включенных в страховой стаж (л.д. 15).

Судом также установлено, что в связи с проведением тематической проверки по заработной плате ОСФР по Пермскому краю по собственной инициативе был направлен запрос о заработной плате истца в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в ответ на который ДД.ММ.ГГГГ в ОСФР по Пермскому краю поступила справка <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 101).

На основании справки <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, которая повлияла на соотношение заработной платы истца к средней заработной плате, ОСФР по <адрес> произведен перерасчет размера пенсии Расулевой Ф.Х. с ДД.ММ.ГГГГ с учетом заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72, 94-97), о чем истец была уведомлена ответчиком (л.д. 84-85, 92-93).

Также ответчиком ДД.ММ.ГГГГ вынесены распоряжения о перерасчете размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (л.д. 94-97). Отношение заработной платы истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации было принято за период с ДД.ММ.ГГГГ. по представленным истцом справкам и дополнительно представленным на запрос ответчика справкам и составило <данные изъяты> при максимально возможном <данные изъяты> в связи с чем был применен максимальный коэффициент отношения заработков <данные изъяты> Коэффициент валоризации и стажевый коэффициент остались неизменными (л.д. 99-100).

Доплата пенсии произведена в ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты>. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Факт выплаты денежных средств на основании произведенного перерасчета протоколом начисления пенсии за ДД.ММ.ГГГГ, представленным ОСФР по <адрес> (л.д. 85, 93).

С ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истца составил <данные изъяты>. (л.д. 97).

Расчет размера пенсии истцом и ее представителем на момент рассмотрения дела не оспаривается. Истцом не приводится каких-либо доводов и расчетов в обоснование того, что пенсия ей начисляется в заниженном размере.

Таким образом, на момент рассмотрения дела размер пенсии истцом не оспаривается, перерасчет пенсии произведен с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд не усматривает оснований для возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет пенсии с момента назначения пенсии (с ДД.ММ.ГГГГ) в силу следующего.

В соответствии со статьей 100 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, входят государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение и иные выплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

    Как указывалось выше, при обращении за назначением пенсии истец представила справки о заработной плате <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ гг., <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59, 59 оборот).

    При определении соотношения заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком учтены только суммы заработной платы, суммы пособия по временной нетрудоспособности, а именно за период по беременности и родам, не включены в подсчет отношения заработков. Согласно представленной справке сумма заработной платы истца составила:

    ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

    ДД.ММ.ГГГГ (из расчета исключены суммы б/листов по беременности и родам: <данные изъяты>.) - ДД.ММ.ГГГГ истец родила ребенка, находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет до ДД.ММ.ГГГГ, данный период подлежит исключению из расчета <данные изъяты> месяцев;

    <данные изъяты>

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

    Итого<данные изъяты>

    Отношение заработка: (53 344,98 руб. / 60 месяцев) : 1048,77 (среднемесячный заработок по стране за 60 месяцев 11.1983-02.1993 гг.) = 889,08 : 1 048,77 = 0,848.

    Данный расчет ответчика судом проверен, признан верным.

Таким образом, пенсионным органом размер заработка, необходимый для исчисления пенсии, на дату назначения пенсии определен в соответствии с требованиями законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.

Доводы стороны истца об ином расчете пенсии, суд не может принять во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании пенсионного законодательства.

Так истцом при расчете соотношения заработной платы истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (60 месяцев подряд) при подаче первоначального искового заявления (л.д. 5) в размере <данные изъяты>, были включены как начисленные выплаты по листам нетрудоспособности, так и включены периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком.

При подаче уточненного искового заявления представителем истца вновь произведен расчет соотношения заработной платы истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (60 месяцев подряд) в размере <данные изъяты> в расчет не были включены начисленные выплаты по листам нетрудоспособности, но не были исключены периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком.

В связи с изложенным, расчет соотношения заработной платы, произведенный истцом судом, признается неверным.

В силу части 2 статьи 26 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, возложение обязанности на пенсионный орган произвести перерасчет пенсии с даты назначения истцу пенсии возможно только при наличии вины пенсионного органа в неполучении пенсионером необходимого размера пенсии.

Между тем, судом вины пенсионного органа не установлено, поскольку сведениями об ином размере заработной платы истца ответчик не обладал, истцом при подаче заявление о назначении пенсии не было написано заявление об оказании содействия при получения сведений о работе, равно как и при последующих обращениях к ответчику. Ответчик самостоятельно при получении новых сведений сразу произвел перерасчет пенсии в соответствии с требованиями закона, определив наиболее выгодный вариант расчет пенсии истца с установлением отношения заработка 1,2.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» дополнена частью 7.2.

Согласно части 7.2 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии лица извещает данное лицо о таком перерасчете.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Перерасчет пенсии ответчиком произведен с ДД.ММ.ГГГГ в без заявительном порядке в соответвтсие с частью 7.2. статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Нарушения прав истца в данной части судом не установлено.

Так как иных оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, истцом не приводится, не имеется и правовых оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности на ответчика произвести истцу произвести перерасчет пенсии с даты назначения – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произвести доплату недополученной страховой пенсии по старости в связи с ее перерасчетом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом заявлено требование о возложении на ответчика обязанность внести в сведения индивидуального лицевого счета истца изменения в части суммы расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ гг. с 0<данные изъяты>

Обоснование такого требования в исковом заявлении не приведено.

В качестве обоснования данного требования представитель истца указала, что в графе 2.5. Сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указано, что расчетный пенсионный капитал, сформированный из страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ гг. (с учетом индексаций расчетного пенсионного капитала) составляет 0,00 руб., тогда как такая сумма должна составлять <данные изъяты>,2 руб. согласно письменного ответа ответчика.

Каким образом разрешение судом данного требования повлияет на восстановление пенсионных прав истца, а также каким образом отражение в сведениях размера РПК в сумме 0,00 руб. нарушает пенсионные права истца, представитель истца пояснить не смогла.

Представитель ответчика пояснила, что так как истец уже является получателем пенсии, сведения о величине расчетного пенсионного капитала уже учтены при назначении пенсии и не подлежат отражению в разделе 2 указанных сведений.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в редакции до внесения изменений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер.

В общей части индивидуального лицевого счета указываются: сведения о размере индивидуального пенсионного коэффициента, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, продолжительность профессионального стажа.

Индивидуальный лицевой счет (далее - ИЛС) - это электронный документ, содержащий предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Пенсионного фона Российской Федерации (абзац 8 части 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» в редакции до внесения изменений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 237-ФЗ).

Информация, отраженная на индивидуальном лицевом счете зарегистрированного лица, формируется на основании данных, предоставленных страхователями, начиная с 1998 года. Данная информация изменяется и дополняется в соответствии с предоставленными страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы России отчетностями, предусмотренными действующим законодательством.

Форма «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» (форма СЗИ-ИЛС) утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н в целях выполнения положений абзаца 9 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в ней содержатся сведения: дата формирования сведений; сведения о зарегистрированном лице; данные о пенсионных правах зарегистрированного лица, а именно данные о величине индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), не учтенные при назначении или перерасчете страховой пенсии; сведения, содержащиеся в специальной части индивидуального лицевого счета (о дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию), сумма взносов работодателя, уплаченных в пользу зарегистрированного лица, сумма взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования, сумма средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной пенсии и дохода от их инвестирования.

Иного документа, используемого для информирования зарегистрированных лиц о состоянии индивидуального лицевого счета, действующим законодательством не предусмотрено.

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Сведения о страховом и специальном стаже, величине ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента), РПК (расчетного пенсионного капитала) ИЛС служат исключительно для целей информирования застрахованных лиц об их пенсионных правах. У лиц, уже являющихся получателями пенсий, при формировании сведений по форме СЗИ-ИЛС сведения о страховом и специальном стаже, величине ИПК, величине РПК аннулируются, поскольку эти данные уже учтены при исчислении ИПК для расчета размера пенсии. Все сформированные права, в том числе с учетом представленных заявителем документов, преобразуются в размер пенсии.

Размер страховых взносов в сумме <данные изъяты>25 руб. учтен при формировании ИПК истца при назначении пенсии, что следует из ответа ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, данных о взносах (л.д. 51).

Поскольку истцу уже назначена пенсия, величина расчетного пенсионного капитала в форме СЗИ-ИЛС по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обоснованно указана в размере <данные изъяты>, так как данные о величине расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ гг. (с учетом индексаций расчетного пенсионного капитала), уже учтены при перерасчете размера пенсии истца.

Таким образом, данное требование истца также не подлежит удовлетворению, так как права истца не являются нарушенными.

Истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как указано в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм ст. 1069 и п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности (абз. 3 п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Так как судом не установлено нарушений прав истца при установлении и выплате ему пенсии, требование о взыскании морального вреда не подлежит удовлетворению.

Одновременно истцом заявлены требования о взыскании с ответчика убытков в размере <данные изъяты>

В качестве убытков истцом взыскиваются расходы, понесенные истцом на оплату юридических услуг в сумме <данные изъяты>. по договору на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, между истцом и ООО «Правовой центр Бастион» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор об оказании юридических услуг , в соответствии с которым истцу оказаны следующие юридические услуги: правовая экспертиза ситуации по пенсии, подготовка документов по вопросу перерасчета пенсии (л.д. 21-23). Стоимость услуг по договору составляет <данные изъяты>

Условия о приеме и сдаче оказанных услуг определены пунктом 4 договора об оказании юридических услуг, истцом оно подписано без замечаний.

В подтверждение несения данных расходов истцом представлены чеки по операции от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. (л.д. 24-25).

Услуги, оказанные в рамках данного договора, определены актом на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26) и включают в себя:

- первичная консультация (обсуждение условий соглашения);

- консультация устная свыше 1 часа; правовая экспертиза документов;

- правовая экспертиза ситуации;

- заявление в ОСФР по Пермскому краю;

- заявление в департамент по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей ОСФР;

- проект искового заявления;

- заявление в отдел по Уинскому муниципальному округу Терруправления по городу Перми Министерства социального развития Пермского края;

- запрос пенсионного дела в ОСФР по Пермскому краю;

- запрос в ГКБУ «Государственный архив Пермского края»;

- заключительная консультация с вручением подготовленных документов и подписанием акта.

Общее количество часов оказания услуг – <данные изъяты> часов.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

При определении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения заявленного спора, суду необходимо учесть, что для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков истцу необходимо доказать наличие следующих (обязательных) условий: совершение противоправных действий конкретным лицом, то есть установить лицо, совершившее действие (бездействие), размер заявленных убытков и причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившим вредом. Ответчику, в свою очередь, следует представить доказательства отсутствия его вины в наступлении неблагоприятных последствий.

Единственная услуга, оказанная ООО «Правовой центр Бастион» и имевшая какое-либо отношение к рассматриваемому случаю – это составление заявления в ОСФР по Пермскому краю и запрос пенсионного дела в ОСФР по Пермскому краю, ответ на которые был дан ответчиком ДД.ММ.ГГГГ за

При этом при проверке пенсионного дела нарушений при начислении истцу пенсии ответчиком выявлено не было.

Запрос о предоставлении новых справок о заработной плате, при получении которых был произведен перерасчет пенсии, был направлен ответчиком самостоятельно, без предъявления истцом составленного ООО «Правовой центр Бастион» заявления об оказании содействия.

Таким образом, истцом не доказано совершение противоправных действий ответчиком и причинно-следственная связь между какими-либо действиями ответчика и необходимостью несения истцом расходов на оплату указанных услуг ООО «Правовой центр Бастион».

Так как судом не установлено нарушений прав истца при установлении и выплате ему пенсии, требование о взыскании убытков также не подлежит удовлетворению.

Одновременно истцом заявлены требования о взыскании с ответчика судебных расходов истца на оплату за оказанные юридические услуги в размере <данные изъяты>. по договору между истцом и <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе, расходы на оплату услуг представителей.

Согласно частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из материалов дела, между истцом и ООО «Правовой центр Бастион» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор об оказании юридических услуг , в соответствии с которым истцу оказаны следующие юридические услуги: подготовка искового заявления по пенсионному вопросу, представление интересов в суде первой инстанции по вопросу перерасчета пенсии (л.д. 27-29). Стоимость услуг по договору составляет <данные изъяты>

Условия о приеме и сдаче оказанных услуг определены пунктом 4 договора об оказании юридических услуг, истцом оно подписано без замечаний.

В подтверждение несения данных расходов истцом представлен чек об оплате от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истцом выдана доверенность ООО «Правовой центр Бастион» сроком на два года с правом передоверия (л.д. 31).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Правовой центр Бастион» в порядке передоверия выдана доверенность Еременко И.А. для ведения дел истца (л.д. 38).

В рассматриваемом случае истцом понесены и взыскиваются расходы, связанные с рассмотрением настоящего гражданского дела.

Между тем, оснований и для взыскания указанных расходов не имеется, так как в удовлетворении требований истцу отказано в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Расулевой Ф. Х., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения д. Сосновка, <адрес>, СНИЛС , к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) оставить без удовлетворения в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 18 июня 2024 года.

Судья:                                                                           О.П. Берсенёва

2-2016/2024 (2-8904/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Расулева Файруза Хабиповна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Другие
Еременко Ирина Александровна
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Берсенёва Ольга Петровна
Дело на странице суда
sverdlov.perm.sudrf.ru
17.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2023Передача материалов судье
21.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.01.2024Предварительное судебное заседание
24.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.04.2024Предварительное судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
18.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее