Дело № 2- 1857/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2014 года г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Томашевич Н.Л.,
при секретаре Цаплиной Ю.А.,
с участием помощника прокурора Осинского района Пермского края Макаричевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Осинского районного суда Пермского края гражданское дело по иску прокурора Осинского района Пермского края, в интересах Т., к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 5 Министерства социального развития Пермского края, о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Осинского района обратился в суд с требованием о возложении на Правительство Пермского края, Межрайонное территориальное управление № 5 Министерства социального развития Пермского края обязанности предоставить Т. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, но не менее 33-х квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах Осинского муниципального района. В обоснование своих требований указал, что Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать М. решением Осинского районного суда от 01.08.2008 лишена родительских прав, в актовой записи о рождении запись об отце внесена на основании заявления матери. Постановлением главы Осинского района Пермского края от 01.09.2008 № Т. передана в приемную семью П. Т. не имеет в собственности либо по договору социального найма жилого помещения, не является членом семьи нанимателя жилого помещения. Постановление главы администрации Осинского городского поселения Пермского края от 10.09.2008 № 379 «О сохранении права пользования жилым помещением за несовершеннолетней Т.» отменено постановлением администрации Осинского городского поселения от 27.01.2012 №, поскольку закрепленное за ней ранее жилое помещение не соответствует социальной норме. В соответствии с протоколом заседания межведомственной комиссии по реализации прав на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа от 18.04.2012 № Т. включена в список лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Согласно уведомления МТУ № 5 от 10.06.2013 № Т. по решению жилшищной комиссии № 1 от 07.06.2014 включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. До настоящего времени специализированным жилым помещением Т. не обеспечена. Считает, что бездействием ответчиков нарушено право Т. на предоставление ей специализированного жилого помещения.
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Т. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, исковые требования прокурора, подданные в его интересах, поддерживает в полном объеме.
Представители ответчиков Правительства Пермского края, Межрайонного Территориального управления № 5 Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении дела не заявляли.
Третьи лица Министерство социального развития Пермского края, Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству», Министерство строительства и архитектуры Пермского края, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края представителей в судебное заседание не направили.
Суд, заслушав прокурора,исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец Т. обратилась к прокурору ДД.ММ.ГГГГ с просьбой предъявить настоящий иск (л.д.7), в связи с чем прокурор на основании положений ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Т.
Матерью Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является М. (л.д.9), сведения об отце ребенка внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д.10). Решением Осинского районного суда Пермского края от 01.08.2008 М. была лишена родительских прав в отношении дочери Т. (л.д.11-12). Постановлением главы Осинского муниципального района № от 01.09.2008 Т. с 01.09.2008 назначен попечитель П. (л.д.13). Постановлением администрации Осинского городского поселения № от 27.01.2012 отменено постановление главы администрации Осинского городского поселения от 10.10.2008 № 379 «О сохранении права пользования жилым помещением за несовершеннолетней Т.» (л.д.14). По сведениям администрации Осинского городского поселения от 21.07.2014 жилое помещение по договору социального найма на территории Осинского городского поселения Т. не предоставлялось, также Т. не является членом семьи нанимателя (л.д.15). По сведениям управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю и Осинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации» за Т. объекты недвижимого имущества на праве собственности не зарегистрированы (л.д.16,17). Решением межведомственной комиссии по реализации прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа № 2 от 18.04.2012 Т. поставлена на регистрационный учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (л.д.19-20). Решением межрайонного территориального управления № 5 Министерства социального развития Пермского края по Осинскому району № 1 от 07.06.2013 Т. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. (л.д.18,21-25).
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с частью 2 и 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции от 14.12.2012 г.) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
В силу части 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии со статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативно правовым актом Правительства Пермского края.
Учитывая те обстоятельства, что истец на момент обращения в суд достигла 18-летнего возраста, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением на дату вынесения решения не обеспечена, какие-либо жилые помещения за ней не закреплялись, права на какие-либо жилые помещения у нее отсутствуют, в собственности жилых помещений не имеется, а также то обстоятельство, что истец была поставлена в очередь на получение жилья, решением МТУ № 5 Министерства социального развития Пермского края включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, исковые требования прокурора Осинского района о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.
На основании положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на Правительство Пермского края, поскольку дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся в расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Кроме того, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2003 № 1194-п Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.
Из смысла статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ следует, что указанная выше социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее предоставление. Местом жительства Т. в соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации является Осинский муниципальный район Пермского края, где она ранее проживала и имеет регистрацию по месту жительства.
В соответствии с пунктом 1.3. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2003 № 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29.12.2004 №1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. Пунктом 1.4. Порядка предусмотрено, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Т. жилого помещения в границах Осинского муниципального района, общей площадью не менее 33 кв.м., благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, не противоречит требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Удовлетворяя требование прокурора, суд принимает во внимание, что в соответствии с Постановлением от 09.09.2013 № 1194-п Министерство социального развития Пермского края в течение предусмотренного Порядком срока со дня получения от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края направляет данные сведения в территориальные органы Министерства, а Межрайонное территориальное управление №5 Министерства социального развития Пермского края в свою очередь лишь формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. Как следует из существа иска территориальным органом Министерства социального развития Пермского края, а именно Межрайонным территориальным управлением №5 Министерства социального развития Пермского края указанная обязанность в отношении Т. исполнена в полном объеме 26.07.2014. Следовательно, Межрайонное территориальное управление № 5 Министерства социального развития Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Осинского района Пермского края, в интересах Т., удовлетворить.
Обязать Правительство Пермского края предоставить Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципального образования Пермского края, но не менее 33 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах Осинского муниципального района.
В удовлетворении исковых требований прокурора Осинского района Пермского края к Межрайонному территориальному управлению №5 Министерства социального развития Пермского края отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Л.Томашевич