РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2022 года город Геленджик
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Соловьяновой С.В.,
при секретаре Мозымове В.В.,
с участием:
истца Чебыкина А.В. и его представителя на основании доверенности Шакировой Н.З.,
ответчика Краузе С.В. и её представителя на основании ордера Хубаева Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чебыкина А. В., Чебыкина Д. В. к Краузе С. В. о признании имущества личной собственностью супруга и исключении имущества из совместно нажитого имущества,
установил:
Чебыкин А.В. и Чебыкин Д.В. обратились в Геленджикский городской суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Краузе С.В. о признании имущества личной собственностью супруга и исключении имущества из совместно нажитого имущества, в котором просили суд:
- включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, паевой взнос в Гаражно-строительный кооператив - 03 "ПАРУС" (ИНН 2304038810, ОГРН 1032301870248, <адрес>), и имущественные права на гаражный бокс № в ГСК - 03 "ПАРУС", расположенный по адресу: <адрес>;
- признать личной собственностью умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и исключить из совместно нажитого имущества супругов ФИО2 и Краузе С. В. следующее имущество:
квартиру № с кадастровым №, общей площадью 54,3 кв. м, расположенную на втором этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>;
комнату № с кадастровым №, общей площадью 12,7 кв. м, расположенную на четвертом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>, часть квартиры №;
автомобиль марки <данные изъяты>;
денежные средства, находящиеся в публичном акционерном обществе "Сбербанк России", с причитающимися процентами;
денежные средства, находящиеся в Банке ВТБ (публичное акционерное общество) с причитающимися процентами;
паевой взнос, внесенный в Гаражно-строительный кооператив - 03 "ПАРУС" в счет гаражного бокса №, расположенного по адресу: <адрес>.
имущественные права на гаражный бокс №, расположенного по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истцов ФИО2, проживавший по адресу: <адрес>.
На момент смерти наследодатель состоял в зарегистрированном браке с ответчиком Краузе С.В.
Таким образом, наследниками по закону являются: сын - Чебыкин А. В., сын - Чебыкин Д. В., супруга - Краузе С. В..
Наследственное имущество состоит из:
1. Квартиры № с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>;
2. Комнаты № с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>, часть квартиры №
3. Автомобиля марки <данные изъяты>;
4. Денежных средств, находящихся в публичном акционерном обществе «Сбербанк России», с причитающимися процентами, денежных средств, находящихся в Банке ВТБ (публичное акционерное общество) с причитающимися процентами;
5. Гаражного бокса №, расположенный на территории Гаражно-строительного кооператива - 03 "ПАРУС" (ИНН 2304038810, ОГРН 1032301870248, <адрес>);
6. Недополученной пенсии.
Право собственности на указанное имущество, кроме гаража, зарегистрировано в установленном порядке. Титульным собственником недвижимого имущества является ФИО2, гараж в реестре собственников ГСК записан на имя ответчика.
По заявлению наследников, нотариусом Геленджикского нотариального округа Демиденко О.В. открыто наследственное дело № к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО2.
После личного приема у нотариуса истцам стало известно, что ответчиком в рамках наследственного дела подано заявление о выдаче свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу.
Однако, несмотря на факт приобретения наследодателем и ответчиком в период брака на свое имя имущества, составляющего наследственную массу, данное имущество является личным имуществом наследодателя и характера совместной собственности супругов ФИО2 и Краузе С.В. не имеет.
Так, согласно сведениями ЕГРН, право собственности наследодателя зарегистрировано: на квартиру № - ДД.ММ.ГГГГ; на комнату - ДД.ММ.ГГГГ; на гаражный бокс - ДД.ММ.ГГГГ, после оплаты вступительных взносов ГСК.
Указанное имущество приобретено наследодателем на собственные денежные средства, полученные им от продажи личного имущества, полученного в порядке наследования по договору купли-продажи земельного участка с жилым домом от 26 марта 2020 года (п. 1.2 договора).
Хронологическая последовательность действий наследодателя по приобретению имущества и открытию счетов, их общая сумма свидетельствует о том, что приобретено все было на денежные средства, полученные ФИО2 в результате продажи собственного имущества.
Брачного договора между супругами ФИО11 и Краузе не заключалось.
Также в период брака ФИО2 на личные денежные средства, в мае 2020 года был приобретен гаражный бокс № в ГСК - 03 "Парус", но оформлен был ДД.ММ.ГГГГ на имя Краузе С.В., все полагающиеся взносы оплачены.
Указывают, что отсутствие регистрации собственности на гараж в ЕГРН не свидетельствует об отсутствии возникновении права собственности в указанный момент, поскольку право собственности возникло с момента оплаты паевых взносов.
Считают, что гаражный бокс №, расположенный в ГСК - 03 "Парус", приобретенный на личные средства наследодателя на имя ответчика является личным имуществом наследодателя и подлежит включению в наследственную массу, открывшуюся после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО2.
Идентифицирующие признаки гаража на момент обращения в суд истцам не известны, поскольку соответствующие документы находятся в распоряжении ответчика.
В судебное заседание истец Чебыкин Д.В. не явился, воспользовался правом на ведение дела через представителя.
В судебном заседании истец Чебыкин А.В. исковые требования подержал просил удовлетворить, дополнив, что только в августе 2022 узнал о нарушении своего права, поскольку заявление о принятии наследства подавал отдаленно.
Представитель истцов по доверенности Шакирова Н.З. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить.
В судебном заседании ответчик Краузе С.В. против удовлетворения иска возражала, пояснила суду, что спорное имущество они с умершим супругом приобретали совместно за счет общих доходов от гостиницы.
Представитель ответчика Краузе С.В. на основании ордера адвокат Хубаева Т.Н. просил в исковых требованиях истцам отказать, в связи с необоснованностью.
В судебное заседание заинтересованное лицо нотариус Геленджикского нотариального округа Демиденко О.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
С учетом требований статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных о месте и времени судебного заседания. Оснований для отложения судебного заседания нет.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Вместе с тем, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1110, 1112 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и Краузе С.В. вступили в брак. Брак зарегистрирован отделом ЗАГС города-курорта Геленджик управления ЗАГС <адрес>, запись акта №.
Брачный договор между ними не заключался.
В период брака по договору купли-продажи автомототранспорта от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приобрел за 100 000 рублей транспортное средство - автомобиль марки <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2, Чебыкиным Д.В., Чебыкиным А.В., с одной стороны, и ФИО8, с другой стороны, заключен договор купли-продажи земельного участка с жилым домом, находящихся по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 1.2 указанного договора земельный участок и жилой дом принадлежат продавцам на праве общей долевой собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные земельный участок и жилой дом продавцы продают за 18 000 0000 рублей, из них 10 000 000 рублей получает ФИО2 (п. 2.1 договора).
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 зарегистрировано право собственности на квартиру с кадастровым №, расположенную по адресу: <адрес>, стоимость квартиры составила 4 550 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 зарегистрировано право собственности на квартиру с кадастровым №, расположенную по адресу: <адрес>, ком. 3, часть квартиры №, стоимость квартиры составила 1 500 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, не оставив завещания.
Согласно сведениям нотариуса Демиденко О.В. наследниками, принявшими наследство после смерти ФИО2, являются: сын Чебыкин А.В., сын Чебыкин Д.В., супруга Краузе С.В., заведено наследственное дело №.
Наследственное имущество состоит из:
1. Квартиры с кадастровым №, находящейся по адресу: <адрес>, часть квартиры №;
2. Квартиры с кадастровым №, находящейся по адресу: <адрес>;
3. Автомобиля марки <данные изъяты>;
4. Денежных средств, находящихся в публичном акционерном обществе "Сбербанк России", с причитающимися процентами, денежных средств, находящихся в Банке ВТБ (публичное акционерное общество) с причитающимися процентами;
5. Недополученной пенсии.
В соответствии со статьей 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В силу ч. 1 ст. 39 СК РФ при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
В силу ч. 1 ст. 36 СК РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.
Из приведенных выше положений следует, что юридически значимым обстоятельством при решении вопроса об отнесении имущества к общей собственности супругов является то, на какие средства (личные или общие) и по каким сделкам (возмездным или безвозмездным) приобреталось имущество одним из супругов во время брака. Имущество, приобретенное одним из супругов в браке по безвозмездным гражданско-правовым сделкам (например, в порядке наследования, дарения, приватизации), не является общим имуществом супругов. Приобретение имущества в период брака, но на средства, принадлежавшие одному из супругов лично, также исключает такое имущество из режима общей совместной собственности.
Оценивая представленные договоры купли-продажи, учитывая непродолжительный период времени между совершением указанных сделок, суд полагает, что они с объективной достоверностью подтверждают тот факт, что полученные от продажи земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 10 000 000 рублей были направлены на приобретение квартиры с кадастровым №, находящейся по адресу: <адрес>, и квартиры с кадастровым №, находящейся по адресу: <адрес>, в связи с чем последние являлись личной собственностью умершего ФИО2
Доводы ответчика о получении ею доходов в 2018 году в сумме 719 000 рублей, а в 2019 году - 838 446 рублей не опровергают указанных выводов.
Доказательств того, что супруги в указанный период располагали наличными денежными средствами в размере, достаточном для заключения указанных договоров купли-продажи, материалы дела не содержат.
В связи с чем, спорное имущество - квартира с кадастровым №, находящейся по адресу: <адрес>, и квартира с кадастровым №, находящейся по адресу: <адрес> подлежит исключению из совместно нажитого имущества супругов ФИО2 и Краузе С.В.
Однако, как следует из материалов дела, договор купли-продажи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ, был заключен ранее договора купли-продажи земельного участка с жилым домом по адресу: <адрес>, в связи с чем, заслуживают внимания суда доводы ответчика об отсутствии доказательств приобретения автомобиля марки <данные изъяты> за счет личных денежных средств ФИО2
Также не представлено суду бесспорных доказательств, подтверждающих вложение личных денежных средств ФИО2, хранящихся на счетах в ПАО Сбербанк и Банке ВТБ (ПАО). В связи с чем в удовлетворении данной части исковых требований надлежит отказать.
Согласно пункту 1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 ГК РФ, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными данным Кодексом.
Статьей 256 ГК РФ предусмотрено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Из разъяснений, приведенных в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество (пункт 2 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 Семейного кодекса Российской Федерации), а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 статьи 256 ГК РФ, статьи 33, 34 СК РФ).
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам о включении в состав наследства имущества в виде паев членов кооперативов.
В соответствии с п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в состав наследства члена жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, полностью внесшего свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное ему кооперативом, указанное имущество включается на общих основаниях независимо от государственной регистрации права наследодателя.
К наследникам члена жилищного, дачного или иного потребительского кооператива, не внесшего полностью паевой взнос за квартиру, дачу, гараж и иное имущество, переданное ему кооперативом в пользование, переходит пай в сумме, выплаченной к моменту открытия наследства.
Таким образом, приобретенный пай как объект гражданских прав, может входить в состав наследства независимо от государственной регистрации прав на него.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Краузе С.В. является членом кооператива ГСК-03 «Парус» и владельцем бокса №, что подтверждается справкой председателя ГСК-03 «Парус» от ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ отсутствует задолженность по вступительным, членским взносам, коммунальные услуги оплачены в полном объеме, что также подтверждается расчетной книжкой гаража №, квитанциями.
Учитывая, что банковскими выписками подтверждается наличие у Краузе С.В. дохода в период с 2018 по 2019 годы, позволяющего оплатить вступительные и членские взносы, отсутствие бесспорных и достоверных доказательств того, что спорный гараж приобретен Чебыкиным А.В. на имя Краузе С.В. за счет личных денежных средств, вырученных от реализации наследственного имущества, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании личной собственностью умершего ФИО2 и исключении из совместно нажитого имущества супругов паевого взноса и имущественных прав на гаражный бокс №, расположенного по адресу: <адрес>.
Исходя из того, что гаражный бокс № в ГСК-03 «Парус» приобретен в период брака супругов Чебыкина А.В. и Краузе С.В. за счет их общих доходов, в силу чего гаражный бокс подлежит включению в наследственное имущество после смерти Чебыкина А.В.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,
решил:
Исковые требования Чебыкина А. В., Чебыкина Д. В. к Краузе С. В. о признании имущества личной собственностью супруга и исключении имущества из совместно нажитого имущества - удовлетворить частично.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, паевой взнос в Гаражно-строительный кооператив - 03 "ПАРУС" (ИНН 2304038810, ОГРН 1032301870248, <адрес>), и имущественные права на гаражный бокс № в ГСК - 03 "ПАРУС", расположенный по адресу: <адрес>.
Исключить из совместно нажитого имущества супругов ФИО2 и Краузе С. В. следующее имущество:
<адрес> кадастровым №, общей площадью 54,3 кв. м, расположенную на втором этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>;
комнату № с кадастровым №, общей площадью 12,7 кв. м, расположенную на четвертом этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение суда принято в окончательной форме 14.11.2022г.