РЎСѓРґСЊСЏ Гатауллин Р .Рђ. РЈРР” 16RS0038-01-2018-001337-11
№ дела в суде первой инстанции 2а-5447/2019
№ дела в суде апелляционной инстанции 33а-15797/2019
Учет № 048а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
1 октября 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сибгатуллиной Р›.Р.,
судей Моисеевой Н.Н., Галимова Л.Т.,
РїСЂРё ведении протокола судебного заседания помощником СЃСѓРґСЊРё Хайруллиной Р.Р .,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Татарстан» Советского районного суда города Казани от 24 июня 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Тимакова Николая Павловича к военному комиссариату Советского района города Казани, военному комиссару Советского района города Казани, призывной комиссии Советского района г. Казани, военному комиссариату Республики Татарстан о признании незаконными действий (бездействия), решения от 22 мая 2019 года, обязав устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействие) призывной комиссии Советского района г. Казани, выразившиеся в ненадлежащей организации медицинского освидетельствования в отношении Тимакова Николая Павловича в период весеннего призыва 2019 года, решение призывной комиссии Советского района города Казани от 22 мая 2019 года, обязав устранить допущенные нарушения путем проведения мероприятий по призыву на военную службу в установленном законом порядке.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ФКУ «Военный комиссариат Республики Татарстан» Чемерова Р.Р, поддержавшего РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, объяснения представителя административного истца Селиваленко Р’.Рћ., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Тимаков Н.П. (далее по тексту– административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссариату Советского района города Казани, военному комиссару Советского района города Казани, призывной комиссии Советского района города Казани Казани о признании незаконными действий (бездействия), решения от 22 мая 2019 года, обязав устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец состоит на воинском учете в военном комиссариате Советского района города Казани.
В осенний призыв 2017 года административный истец прошел медицинское освидетельствование, в ходе которого был направлен на обследование по заболеванию «<данные изъяты>» и было заполнено медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, подтверждающее наличие заболевания «<данные изъяты>» 2 степени, переданное врачу-хирургу медкомиссии военкомата 5 декабря 2017 года.
Для верификации диагноза административный истец был направлен в ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» и 25 декабря 2017 года прошел рентгеноскопию по результатам которой указанный диагноз нашел свое подтверждение и включен в медицинское заключение № 1257/40.
Необходимые медицинские документы для определения категории годности и принятия решения призывной комиссией были представлены в военкомат, однако с осеннего призыва 2017 года до настоящего времени решение призывной комиссией не принято.
Решением призывной комиссии от 22 мая 2019 года Тимаков Н.П. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (<данные изъяты>) и призыве на военную службу.
Полагая, что медицинское освидетельствование проведено в нарушении действующего законодательства, в его отсутствии, сама категория годности определена неверно, направления на диагностические исследования он не направлялся, в отсутствии необходимых призывных мероприятий, административный истец просил признать незаконным действия (бездействие) военного комиссара Советского района города Казани, выразившиеся в ненадлежащем контроле за наличием у Тимакова Н.П. оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу в период весеннего призыва 2019 года; признать незаконными действия (бездействие) призывной комиссии Советского района города Казани, выразившиеся в ненадлежащей организации медицинского освидетельствования в отношении Тимакова Н.П. в период весеннего призыва 2019 года; признать незаконным решение призывной комиссии Советского района города Казани от 22 мая 2019 года о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями <данные изъяты>) и о призыве на военную службу, обязав устранить допущенные нарушения путем рассмотрения вопроса о признании Тимакова Н.П. ограничено годным к военной службе.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат РТ» просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Установлено, что Тимаков Н.П., <дата> года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Советского района города Казани.
22 мая 2019 года в отношении Тимакова Н.П. проведено заседание призывной комиссии, где последнему присвоена категория годности <данные изъяты> с незначительными ограничениями.
В осенний призыв 2017 года административный истец прошел медицинское освидетельствование, в ходе которого направлен на обследование по заболеванию <данные изъяты> и было заполнено медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, подтверждающее наличие заболевания <данные изъяты> 2 степени, переданное врачу-хирургу медкомиссии военкомата 5 декабря 2017 года.
Для верификации диагноза административный истец направлялся в ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» и 25 декабря 2017 года прошел рентгеноскопию по результатам которой указанный диагноз нашел свое подтверждение и включен в медицинское заключение № 1257/40.
Необходимые медицинские документы для определения категории годности и принятия решения призывной комиссией были представлены в военкомат, однако с осеннего призыва 2017 года до настоящего времени решение призывной комиссией не принято.
Решением призывной комиссии от 22 мая 2019 года Тимаков Н.П. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (<данные изъяты>) и призыве на военную службу.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия заключения призывной комиссии от 22 мая 2019 года, а именно проведенное в этот день заседание призывной комиссии требованиям законодательства и нарушении им прав Тимакова Н.П., поскольку пришел к выводу о том, что призывная комиссия не выполнила свои обязанности о вызове лица, подлежащего призыву, в военный комиссариат.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными и оснований не согласиться с ними не усматривает.
Организация призыва граждан на военную службу регламентирована положениями статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 1 которой призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при наличии оснований, предусмотренных Законом о воинской обязанности и военной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Пунктом 34 Рнструкции РїРѕ подготовке Рё проведению мероприятий, связанных СЃ призывом РЅР° военную службу граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РЅРµ пребывающих РІ запасе, утвержденной Приказом Министра РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 2 октября 2007 РіРѕРґР° N 400, предусмотрено, что после создания призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ее председатель совместно СЃ военным комиссаром разрабатывает график работы этой РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, РІ соответствии СЃ которым РІ военном комиссариате составляются именные СЃРїРёСЃРєРё призывников РїРѕ РґРЅСЏРј РёС… СЏРІРєРё РЅР° заседание призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. Вызову РЅР° призывную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ подлежат РІСЃРµ призывники, РєСЂРѕРјРµ пользующихся отсрочкой РѕС‚ призыва РЅР° военную службу Рё РЅРµ подлежащих призыву РЅР° военную службу. РџСЂРё этом РІ первую очередь РЅР° РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой РѕС‚ призыва РЅР° военную службу Рё потерявшие это право, Р° также РїРѕ различным основаниям ранее РЅРµ призванные РЅР° военную службу или РЅРµ отправленные Рє месту ее прохождения. Оповещение граждан Рѕ СЏРІРєРµ РІ военный комиссариат РЅР° мероприятия, связанные СЃ призывом РЅР° военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 Рє настоящей инструкции РІ соответствии СЃ именными списками Рё РЅР° протяжении всего периода подготовки Рё проведения мероприятий, связанных СЃ призывом граждан РЅР° военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 этого же Федерального закона).
Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанное в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
В силу пункта 1 статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
При этом, согласно пункту 4 статьи 5.1 названного Закона в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Аналогичные требования содержатся в пункте 13 Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации и пункте 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года №565.
Поскольку протоколом оспариваемого решения призывной комиссии от 22 мая 2019 года № 9 Тимакову Н.П. установлен диагноз <данные изъяты> второй стадии, что явилось основанием для определения годности категории «<данные изъяты>» показателем предназначения 4, однако из статьи 60 расписания болезней приложения Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565 следует, что к пункту «<данные изъяты>» относятся: <данные изъяты> III степени (вместе с <данные изъяты>); умеренных размеров рецидивные <данные изъяты>, появляющиеся в вертикальном положении тела при физических нагрузках и кашле; <данные изъяты>, требующие ношения бандажа. К пункту «<данные изъяты>» относятся <данные изъяты> II степени (<данные изъяты>), судебная коллегия разделяет вывод суда первой инстанции о том, что проведенное заседание призывной комиссии в отсутствии призывника и принятое 22 мая 2019 года решение в отношении Тимакова Н.П. привело к нарушению его права, свобод и законных интересов.
При разрешении данных требований необходимыми условиями для удовлетворения иска выступают несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, а также нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 24 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Татарстан»– без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё