86RS0№-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2024 года <адрес>
Ханты-Мансийский районный суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи Костиной О.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Волковской ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об обязании предоставить санаторно-курортное лечение,
установил:
истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании предоставить санаторно-курортное лечение. Исковые требования мотивированы тем, что согласно Федеральному закону № 181-ФЗ и № 178-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида, выдаваемая Федеральным государственным учреждением МСЭ, является обязательной для исполнения всеми ветвями власти, в том числе ФСС, являющихся исполнителями ИПР, которые игнорируют ее ИПР и указание ее содержания – предписания: Перечень мероприятий медицинской реабилитации: «Санаторно-курортное лечение с патологии органов зрения 1 раз в год при наличии справки из ЛПУ Ф 070 у-04» и указывают истцу в своих отписках от ДД.ММ.ГГГГ №с, от ДД.ММ.ГГГГ №л одно и тоже содержание, что «Действующим законодательством для граждан – получателей набора социальных услуг не определена кратность предоставления санаторно-курортного лечения», что противоречит как указанному законодательству, так и предписанию в ее ИПР, где указана кратность предоставления истцу сан.кур.лечения 1 раз в год с сопровождением, что ФСС обязан исполнять, а не игнорировать. Ранее за истцом признавалось такое право на сан.кур.лечение с сопровождением ежегодно, с указанием, что ФСС истцу в этом не отказывает, с обязанием предоставления путевок, и оставления должным их за истцом за каждый прошедший год за который не было предоставления такого лечения. Последний раз истец получала сан.кур.лечение только в 2022 г., при праве на ежегодное получение такого лечения. Просит суд обязать ответчика предоставить истцу санаторно-курортное лечение с сопровождением в соответствии с предписаниями в ИПР инвалида санаторно-курортное лечение в данном календарном году в санаторий заключенного государственного контракта с ЧЛПУ «Санаторий «Солнечный берег» ВОС (<адрес>) на «Оказание услуг по санаторно-курортному лечению гражданам – получателям набора социальных услуг по профилю болезни глаза и его придаточного аппарата».
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. От представителя ответчика поступили возражения на исковое заявление, в которых просят отказать в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме, пояснив, что у истца имеется такое право на получение санаторно-курортное лечение, но обеспечить в течение календарного года всех 100% граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение, невозможно.
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ФИО3М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом детства первой группы по зрению.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3М. обратилась в Отделение Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив справку для получения путевки по форме №/у от ДД.ММ.ГГГГ
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № истец поставлена на учет в целях получения путевки на санаторно-курортное лечение.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3М. обращалась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Информационными письмами Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3М. сообщено, что по состоянию на указанные даты Отделением фонда заключен государственный контракт с ЧЛПУ «Санаторий «Солнечный берег» ВОС (<адрес>) на «Оказание услуг по санаторно-курортному лечению гражданам-получателям набора социальных услуг по профилю болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни органов дыхания». Все путевки распределены с учетом очередности среди граждан льготной категории по указанному профилю заболевания.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер заявления ФИО3М. в электронной очереди 3438.
Согласно справке Отделения Фонда от ДД.ММ.ГГГГ, истец получает ежемесячную денежную выплату, имеет право с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Часть 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ в качестве одного из основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает санаторно-курортное лечение.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО3М. по результатам медико-социальной экспертизы гражданина, истец нуждается в постоянной реабилитации. В числе мероприятий медицинской реабилитации предоставляемых ФИО3М. за счет средств федерального бюджета, указаны: восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 929н/1345н утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).
Действие настоящего Порядка в части получения путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов, граждан, имеющих I группу инвалидности, а также граждан, признанных до ДД.ММ.ГГГГ инвалидами II и III групп с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности, которым предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг по I группе инвалидности до очередного переосвидетельствования.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 834н утверждена новая форма справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение - форма N 070/у.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из содержания приведенных нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
При этом данные нормативные правовые акты не устанавливают и не регулируют порядок формирования очереди граждан, имеющих право на получение такой услуги, не наделяют компетентные государственные органы обязанностью по формированию такой очереди. Нормативного правового акта, регулирующего порядок формирования и ведения такой очереди, не принималось.
Между тем, как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, не определяя конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Из этого следует, что законодатель располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты и вправе избирать и изменять формы их предоставления (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 105-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 908-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1575-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1821-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 970-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2722-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 391-О и др.).
Относительно порядка предоставления гражданам рассматриваемого вида государственной социальной помощи, Конституционный суд Российской Федерации отмечает, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 686-О).
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 428 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, с принятием которого Административный регламент от ДД.ММ.ГГГГ утратил силу.
В пунктах 53, 65 Административного регламента от ДД.ММ.ГГГГ закреплено аналогичное предыдущему Регламенту положение о том, что основанием для начала административной процедуры является получение Фондом зарегистрированных заявления и документов, необходимых для предоставления услуги, результатом предоставления услуги является выдача гражданину - заявителю путевки на санаторно-курортное лечение.
В пункте 22 Регламента содержится перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно абзацу третьему подпункта "в" указанного пункта регламента наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена, является одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ20-603 по делу о признании частично недействующим подпункта "в" пункта 22 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 428, указано, что путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными органами ФСС России в пределах средств федерального бюджета, утвержденного на текущий финансовый год, и предоставляются лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в порядке очередности, которая в целях соблюдения равного обеспечения указанных лиц путевками формируется в базе регионального отделения согласно дате подачи заявления.
Повторные заявления граждан льготных категорий о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение приобщаются к материалам уже начатой административной процедуры, поскольку в случае, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальное отделение ФСС России с заявлением, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, но в течение календарного года не обеспечен такой путевкой, он сохраняет за собой право на ее получение.
В ином случае складывается ситуация, в которой таких заявлений может быть несколько (если в течение года подавать неоднократно) и заявитель будет находиться в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение в нескольких местах в нарушение прав иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, которые не обращались многократно с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Как усматривается из материалов дела, на момент обращения истца с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в Отделение Фонда о предоставлении путевки в отношении ФИО3М. уже была начата процедура предоставления путевки по ранее поданному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, номер электронной очередности по ХМАО-Югре составлял 4104.
Письмами Отделения Фонда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3М. была разъяснена причина невозможности предоставления путевки.
На ДД.ММ.ГГГГ номер заявления ФИО3М. в электронной очереди 3438.
Более того, отбор санаторно-курортных учреждений Фондом производится на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В 2024 году, на основании государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ приобретено по профилю заболевания органов зрения 40 путевок. В то время как количество действующих заявлений о предоставлении санаторно-курортных путевок на 2024 г. (по указанному профилю заболевания) составило более 4000.
Таким образом, обеспечить истца санаторно-курортным лечением в 2024 г. не представляется возможным ввиду того, что очередность по дате подаче заявления не наступила.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положений закона, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований истца об обязании ответчика предоставить санаторно-курортное лечение с сопровождением.
Руководствуясь ст. ст. 56 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Волковской ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об обязании предоставить санаторно-курортное лечение.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в суд <адрес> - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья О.В. Костина
копия верна
Судья О.В. Костина