Судья Магданова Е.Р. Дело № 33-12907/2024 (2инстанция)
Дело № 2-794/2024 (1 инстанция)
УИД 52RS0009-01-2023-004696-60
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Нижний Новгород 24 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Погорелко О.В., судей Леонтенковой Е.А., Александровой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Ширенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Леонтенковой Е.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 апреля 2024 года
по иску ФИО1 к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Истец Лимова Н.П. обратилась в суд с иском к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, указывая в обоснование требований, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения в собственности либо в социальном найме у нее не имеется, в связи с чем, Лимова Н.П. просила суд обязать администрацию городского округа города Арзамас предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа города Арзамас Нижегородской области, отвечающее требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв.м).
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 апреля 2024 года исковые требования Лимовой Н.П. о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворены.
Судом постановлено: возложить на администрацию городского округа город Арзамас Нижегородской области (ИНН 5243009300) обязанность предоставить ФИО1 (СНИЛС [номер]) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа город Арзамас Нижегородской области, площадью не менее 30 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В апелляционной жалобе администрацией городского округа город Арзамас Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права. Заявитель указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку на основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 28 ноября 2022 года № 1460-р уполномоченным органом по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области в пределах своей компетенции, определено Министерство строительства Нижегородской области. Указывает, что органы государственной власти Нижегородской области обеспечивают передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления ими государственных полномочий в данной сфере, в пределах выделенных муниципальным образованиям материальных ресурсов и финансовых средств. Обращает внимание на то, что в реестре имущества муниципальной собственности города Арзамаса Нижегородской области не отражены расходы на приобретение жилых помещений данной категории граждан, ни в рамках выделенных областных субвенций, ни в бюджете города на 2024-2025 годы. Полагает, что удовлетворение исковых требований истца, право которого на обеспечение жильем не нарушены, поставит его в преимущественное положение перед другими лицами, включенными в список на предоставление жилого помещения.
Истцом Лимовой Н.П., Министерством строительства Нижегородской области представлены возражения на апелляционную жалобу.
Истец Лимова Н.П., представители администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области, Министерства строительства Нижегородской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания. Кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327, частями 3, 4 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Лимова Н.П., [дата] года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что также подтверждается справкой (л.д.9, 27).
Постановлением администрации городского округа города Арзамас «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по новому месту жительства на территории городского округа город Арзамас Нижегородской области» от 05 сентября 2023 года [номер] ФИО1 включена в список на получения жилья на территории городского округа город Арзамас Нижегородской области (л.д.35-36).
Согласно Постановлению администрации Вачского муниципального округа Нижегородской области от 12 сентября 2023 года [номер] ФИО1 была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Вачского муниципального округа Нижегородской области (л.д.34).
Согласно выписке из похозяйственной книги от 03 апреля 2023 года [номер] ФИО1 зарегистрирована по адресу: [адрес] (л.д.42 оборот).
Судом установлено, что в настоящее время ФИО1 проживает по адресу: [адрес]А, 2б.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29 февраля 2024 года Лимова Н.П. в собственности жилых помещений не имеет (л.д.24-25).
15 декабря 2023 года Лимова Н.П. обращалась в администрацию г.Арзамаса с заявлением о предоставлении жилого помещения (л.д.10-11). Администрацией городского округа города Арзамаса Лимовой Н.П. дан ответ на обращение от 01 марта 2024 года о том, что в настоящий момент она находится в Списке под номером 24 (л.д.26).
Из представленной в материалы дела справки от 04 марта 2024 года № 45, следует, что Лимова Н.П. является студенткой 2 курса заочной формы обучения, период обучения с 17 декабря 2023 по 30 мая 2028 года Арзамасского филиала автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации Российский университет кооперации (л.д.23).
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Так, согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10 декабря 2004 г. № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», от 07 сентября 2007 г. № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», содержащими аналогичные вышеприведенным положения.
Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 28 мая 2010 г. № 315 было утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, действовавшее до 24 мая 2021 года, которое предусматривало, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
Действующий с 24 мая 2021 года Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 24 мая 2021 года № 404, предусматривает, что специализированные жилые помещения предоставляются включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список):
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным в порядке, установленном законодательством Нижегородской области (далее - дети-сироты);
- лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным в порядке, установленном законодательством Нижегородской области (далее - лица из числа детей-сирот);
- лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение специализированными жилыми помещениями, но не были включены в список (далее - лица, которые достигли возраста 23 лет) (пункт 1.2 Порядка).
Формирование списка осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов (муниципальных, городских округов) Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления), наделенными отдельными государственными полномочиями Нижегородской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» (далее соответственно - постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397, Правила), на основании заявления о включении в список, составленного по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397 (далее - заявление о включении в список) (пункт 2.1).
Прием заявления о включении в список осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов (муниципальных, городских округов) Нижегородской области, на территории которых находится место жительства лиц, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 1.2 настоящего Порядка (далее - муниципальные образования по месту жительства) (пункт 2.2 Порядка).
Специализированное жилое помещение предоставляется из специализированного жилищного фонда, управление которым осуществляет орган местного самоуправления, принявший решение о включении лица, указанного в пункте 1.2 настоящего Порядка, в список (пункт 3.1 Порядка).
В качестве предоставляемых специализированных жилых помещений используются отнесенные в установленном порядке к специализированному жилищному фонду следующие жилые помещения:
- жилые помещения из состава имеющегося муниципального жилищного фонда;
- жилые помещения, приобретенные на первичном рынке жилья (в том числе путем заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов) либо на вторичном рынке жилья, а также построенные органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования (за исключением городского округа город Нижний Новгород (далее - город Нижний Новгород)) по муниципальному контракту;
- жилые помещения, приобретенные на первичном рынке жилья (в том числе путем заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов) либо на вторичном рынке жилья на территории города Нижнего Новгорода министерством социальной политики Нижегородской области или государственным бюджетным учреждением Нижегородской области, функции и полномочия учредителя которого осуществляет министерство социальной политики Нижегородской области, по государственному контракту пункт (3.2 Порядка).
Специализированное жилое помещение предоставляется по месту жительства лица, включенного в список, по его заявлению о предоставлении специализированного жилого помещения в письменной форме по достижении им возраста 18 лет, а также в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия (3.4, 3.5 Порядка).
По заявлению о предоставлении специализированного жилого помещения в письменной форме лиц, включенных в список и достигших возраста 18 лет, специализированные жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В случае отсутствия на территории муниципального образования по месту жительства лица, включенного в список, специализированного жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным п. 3.3. Порядка, специализированное жилое помещение с согласия лица, включенного в список, предоставляется не по месту его жительства, а в другом муниципальном образовании, на территории которого имеются свободные специализированные жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд муниципального образования, органом местного самоуправления которого принято решение о включении лица в список.
Если в заявлении о включении в список указано иное муниципальное образование и органом местного самоуправления иного муниципального образования принято решение о включении указанного лица в список иного муниципального образования, специализированное жилое помещение предоставляется не по месту его жительства, а на территории иного муниципального образования.
Специализированные жилые помещения предоставляются однократно по договору найма специализированного жилого помещения (п. 3.7. Порядка).
Таким образом, исходя из приведенного правового регулирования, формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Статья 132 Конституции Российской Федерации и части 1 и 2 статьи 52 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» допускают передачу субъектами Российской Федерации отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации осуществляется законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области № 1460-р от 28 ноября 2022 года «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области и передаче функций главного распорядителя бюджетных средств», министерству социальной политики Нижегородской области предписано передать министерству строительства Нижегородской области функции главного распорядителя бюджетных средств по основному мероприятию 1 «Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» подпрограммы 1 «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области» государственной программы «Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 302.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае, администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области.
Довод жалобы об отсутствии денежных средств в рамках выделенных областных субвенций, в бюджете города Арзамаса Нижегородской области на 2024-2025 годы, признается судебной коллегией несостоятельным.
Согласно пункту 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 52 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» финансовое обеспечение переданных полномочий производится за счет субвенций из соответствующего бюджета. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственное имущество (материальные ресурсы, финансовые средства) для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Закона от 30 сентября 2008 года № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов, городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных округов, городских округов Нижегородской области.
Вопреки доводам жалобы, право органов местного самоуправления на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий предусмотрено законодателем.
Согласно статье 72 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статье 10 Закона № 1160-З органы местного самоуправления и их должностные лица в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий несут ответственность в соответствии с Законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка предоставления детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей – сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 24 мая 2021 года № 404, в качестве предоставляемых специализированных жилых помещений используются, в том числе жилые помещения из состава имеющегося муниципального жилищного фонда, отнесенные в установленном порядке к специализированному жилищному фонду.
Таким образом, у ответчика имеется финансовое и материальное обеспечение на осуществление полномочий по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям- сиротам.
Вопреки доводам ответчика, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Отсутствие у администрации города Арзамаса Нижегородской области полномочий на приобретение жилых помещений, не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, поскольку имеется разработанный механизм получения городом Арзамас Нижегородской области данных помещений для последующего предоставления. В случае, нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, город Арзамас Нижегородской области вправе обратиться в установленном законом порядке для разрешения возникшего правового конфликта.
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Более того, как отмечалось выше, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.
Таким образом, установив, что истец, включенная в список и достигшая совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечена, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы все обстоятельства дела, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ всем представленным доказательствам дана оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не являются основанием для отмены решения суда. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст.330 ГПК Российской Федерации оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30 сентября 2024 года.
Председательствующий
Судьи