Решение по делу № 2-196/2018 от 17.05.2018

Дело № 2-196/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Можеговой Т.В.

при секретаре Халиловой В.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

19 июня 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Морозова А.П. к администрации Муниципального района «Прилузский» об установлении границ земельного участка,

установил:

Морозов А.П. через представителя обратился в суд с иском к АМР «Прилузский» об установлении границ земельного участка. Заявленные требования мотивирует тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет декларативно, при этом указана его общая площадь - 500 кв.м. В настоящее время, с целью установления границ земельного участка, истцом были заказаны кадастровые работы, результат которых оформлен межевым планом при этом площадь участка определена 1158 кв.м, в связи с чем вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения дела по существу представитель истца, действующая на основании доверенности с соответствующими полномочиями, исковые требования уточнила в порядке ст. 39 ГПК РФ: просит признать недействительными результаты кадастровых работ земельного участка с кадастровым ; исключить из государственно кадастра недвижимости сведения о земельном участке площадью 1158 кв.м + 6,82 кв.м, расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>; аннулировать запись в ЕГРН по земельному участку с кадастровым ; установить границы земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, в координатах характерных точек ее границ, определенных межевым планом, составленным кадастровым инженером ООО «Рифей» от 02.04.2018, с площадью земельного участка 1158 кв.м + 6,82 кв.м.

Определением от 08.06.2018 уточненные исковые требования приняты к производству суда.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени последнего извещен надлежаще, направил представителя.

Представитель истца, действующая на основании доверенности с соответствующими полномочиями, на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме, пояснила, что земельный участок, расположенный по адресу: с. Объячево, <адрес>, Прилузского района Республики Коми, выделен истцу в 1972 г., при этом в свидетельстве ПНВ площадь участка указана в размере 500 кв.м, однако участок не измеряли. Участком пользуются более 30 лет, при этом границы не менялись. С целью установления границ земельного участка у кадастрового инженера ООО «Рифей» были заказаны кадастровые работы, при этом было установлено, что фактическая площадь участка составляет 1158 кв.м. Обратились к ответчику с заявлением о перераспределении земель, что и было сделано, сформирован новый земельный участок. В настоящее время ответчик не согласовывает границы вновь сформированного земельного участка, поскольку необходимо доплатить за вновь присоединенный участок, однако с данным обстоятельством не согласны. В тоже время признала, что каких-либо нарушений при проведении кадастровых работ и составлении межевого плана не выявлено, с последним согласны.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, разрешение спора оставила на усмотрение суда, в тоже время пояснила, что участок с кадастровым номером: , расположенный по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, в современных границах существует длительное время, в то время как в документах площадь последнего указана 500 кв.м. Истец добровольно изъявил желание увеличить земельный участок путем перераспределения, о чем написал заявление, заказал кадастровые работы. По результатам работ был сформирован новый земельный участок с кадастровым номером: 11:01:5901006:915. Поскольку истец самостоятельно определил способ установления границ земельного участка путем перераспределения, в настоящее время разница площадей, составляющая 658 кв.м, подлежит выкупу за полную стоимость.

Представитель третьего лица администрации с.п. «Объячево», действующая на основании доверенности, разрешение спора также оставила на усмотрение суда, в тоже время суду были представлены письменные возражения, из которых следует о необходимости перераспределения земель.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес> в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что Управление является регистрирующим органом и не нарушает прав сторон.

С учетом мнения участников процесса суд считает возможным провести судебное заседание при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Из представленных суду документов следует, что Морозову А.П. для ведения личного подсобного хозяйства на праве пожизненно наследуемого владении был предоставлен земельный участок, площадью 500 кв.м., расположенный в с. Объячево Прилузского района Республики Коми.

В соответствии с ч. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке предусмотренных ГК РФ и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Право собственности Морозова А.П. на вышеуказанный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми 26.11.2010, выдано свидетельство , при этом определен кадастровый , что также подтверждается выпиской из ЕГРП от 25.05.2018, при этом указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются вышеназванным Законом.

Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер) (пункт 4 статьи 1 Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

В соответствии с п. 1.1 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади представляет межевание земель.

Исходя из п. 1.4 вышеуказанной Инструкции, межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.

Установлено, что 02 апреля 2018 года кадастровым инженером ООО «Рифей» Паневым В.В. были проведены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровым номером и земель, находящихся государственной или муниципальной собственности, их результаты оформлены путем составления межевого плана.

Заказчиком работ выступал Морозов А.П.

В силу ч. 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (ст. 11.7 ч. 1 ЗК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется: 1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (ч. 3-5 ст. 39.28 ЗК РФ).

Ч. 1 ст. 39.29 ЗК РФ определяет, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков (ст. 39.29 ч. 11 ЗК РФ).

В ходе судебного заседания также установлено и не оспаривается представителем истца, что последний 31.01.2018 обратился в администрацию МР «Прилузский» с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , а также заключении соглашения о перераспределении.

Согласно Постановления АМР «Прилузский» № 109 от 06.02.2018 решено утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , государственная собственность на который не разграничена, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1158 кв.м, расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, территориальной зоне Ж-1, согласно приложению; рекомендовать Морозову А.П. провести кадастровые работы для уточнения границ испрашиваемого земельного участка, осуществить государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с ФЗ «О кадастровой деятельности» № 221-ФЗ от 24.07.2007; Управлению муниципальной собственностью АМР «Прилузский» заключить Морозовым А.П. соглашение о перераспределении земельного участка.

По результатам кадастровых работ был сформирован новый земельный участок, площадью 1158+/-7 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, д. 4, с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из ЕГРП от 09.06.2018.

В силу ч. 4 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

Согласно ст. 37 Закона о государственном кадастре недвижимости Результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

П. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определяет, что межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

В соответствии с п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Представителем истца не оспаривается, что работы проведены качественно и в соответствии с действующим законодательством. Истец, обращаясь к ответчику с заявлением о перераспределении земель, действовал осознано, в своих интересах. Какого-либо принуждения на написание вышеуказанного заявления со стороны ответчика не установлено. Истец также добровольно заказал межевой план, получил результаты работ, что свидетельствовало о согласии Морозова А.П. на формирование нового земельного участка.

В тоже время требование истца о признании недействительными результатов кадастровых работ земельного участка с кадастровым номером 11:01:5901006:915 связано с нежеланием истца нести расходы, связанные с перераспределением земельных участков, что не может являться основание для признания результатов кадастровых работ недействительными. Более того, действиями ответчика права истца в данной части не нарушаются, поскольку кадастровые работы проводились именно по инициативе Морозова А.П.

Следовательно, в удовлетворении требований истца о признании недействительными результаты кадастровых работ земельного участка с кадастровым номером следует отказать.

Требования истца об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, площадью 1158 кв.м+6,82 кв.м, расположенном по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, и аннулирования записи в ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером являются производными от требования о признании недействительными результаты кадастровых работ.

Поскольку запись в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером внесена на основании межевого плана, составленного по заказу истца, при этом нарушений в кадастровых работах не выявлено, требования истца об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, площадью 1158 кв.м+6,82 кв.м, расположенном по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, и аннулирования записи в ЕГРН по земельному участку с кадастровым номером являются производными, то требования о признании недействительными результаты кадастровых работ надлежит также оставить без удовлетворения.

Не подлежит и удовлетворению требование истца об установлении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика Коми, Прилузский район, с. Объячево, <адрес>, в координатах точек его границ, определенных межевым планом, составленным кадастровым инженером ООО «Рифей» 02.04.2018, с площадью земельного участка 1158 кв.м.+6,82 кв.м, поскольку как уже отмечалось ранее в вышеуказанных границах сформирован участок с кадастровым номером , в который вошел и земельный участок Морозова А.П. с кадастровым номером , а при перераспределении земель существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Морозова А.П. к администрации Муниципального района «Прилузский» о признании недействительными результаты кадастровых работ земельного участка, исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, аннулировании записи в Едином государственном реестре недвижимости о земельном участке, установлении границ земельного участка - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2018 года.

2-196/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Морозов Александр Петрович
Ответчики
Администрация муниципального района "Прилузский"
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК
АСП "Объячево"
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
priluz.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее