Решение по делу № 8а-20722/2020 [88а-20186/2020] от 09.09.2020

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-20186/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 сентября 2020 года                                                                        город Самара

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,

судей Сказочкина В.Н. и Тимохина И.В.

        рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Р.А.Б., кассационное представление прокуратуры Самарской области на решение Самарского районного суда г. Самары от 21 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 сентября 2020 года по административному делу № 2а-1167/2020 по административному исковому заявлению Р.А.Б. к территориальной избирательной комиссии Самарского внутригородского района города Самара Самарской области о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона.

    Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И., изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационных жалобы и представления, объяснения в их поддержку Р.А.Б., мнение прокурора У.Т.А., полагавшей судебные акты подлежащими отмене с принятием нового решения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

    установила:

    Решением Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.

    Р.А.Б. (далее – административный истец) обратился в территориальную избирательную комиссию Самарского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 по выборам Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара (далее – территориальная избирательная комиссия, административный ответчик) с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара по одномандатному избирательному округу № 2 в порядке выдвижения избирательным объединением Самарским региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».

    Решением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации кандидата в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Р.А.Б. по одномандатному избирательному округу отказано.

    Р.А.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене вышеназванного решения территориальной избирательной комиссии, и возложении на административного ответчика обязанности по регистрации его в качестве кандидата в депутаты, ссылаясь на нарушение его прав и отсутствие законных оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты, поскольку все необходимые документы и сведения им были представлены своевременно и в полном объеме. Административный истец считает, что подписные листы избирателей в его поддержку оформлены и изготовлены по форме согласно приложениям к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закону Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».

    Решением Самарского районного суда г. Самары от 21 августа 2020 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 сентября 2020 года без изменения, в удовлетворении административного искового заявления Р.А.Б. отказано.

    В кассационных жалобе и представлении, поданных в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 7 сентября 2020 года, административный истец Р.А.Б. и прокуратура Самарской области ставят вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель, повторяя содержания административного искового заявления и апелляционной жалобы, не соглашается с выводами судов обеих инстанций о правомерности оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии, полагая, что указанное в представленных им подписных листах наименование выборного органа местного самоуправления полностью соответствует его наименованию, установленному Законом Самарской области от 30 марта 2015 года № 23 – ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области», а также уставу Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.

    Аналогичные доводы в обоснование необходимости отмены постановленных по делу судебных актов приведены прокуратурой Самарской области в кассационном представлении.

    Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы и представления своевременно и надлежащим образом.

    На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников дела.

    Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, выслушав объяснения административного истца, мнение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

    В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

    Такие нарушения, выразившиеся в неправильном применении норм материального права, допущены судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела.

    Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.

    ДД.ММ.ГГГГ Р.А.Б. в территориальную избирательную комиссию, наряду с иными документами, предусмотренными статьями 33 и 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в указанный представительный орган муниципального образования по одномандатному избирательному округу № 2.

    Решением территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации кандидатом в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Р.А.Б. отказано по причине признания всех подписей избирателей в его поддержку в подписных листах недействительными, по основаниям, предусмотренным подпунктами «и», «л», «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

    Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в подписных листах, представленных административным истцом, наименование представительного органа указано: «Совет депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара», что не соответствует утвержденному решением территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ образцу заполнения подписного листа в данной части, а следовательно, и самой форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ.

    Судебная коллегия с выводами судов обеих инстанций согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, что привело к судебной ошибке.

    Так, защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в связи с чем правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а также иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

    Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

    В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 данного Федерального закона.

    Аналогичные правовые нормы приведены в части 7 статьи 36, пункте 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» (далее - Закон Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД).

    Требования к форме подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, установлены пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которому названные подписные листы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.

    Согласно пункту 8 статьи 36 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.

    На основании форм подписных листов, установленных Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (пункт 8.1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

    Из содержания форм подписных листов, являющихся приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и приложению 2 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД следует, что наименование представительного органа муниципального образования указывается в соответствии с уставом муниципального образования.

    Из системного толкования приведенных выше требований федерального и регионального законов следует, что наименование представительного органа муниципального образования в подписных листах должно соответствовать его наименованию, указанному в уставе муниципального образования.

    Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 устава Самарского внутригородского района Самара Самарской области в структуру органов местного самоуправления данного муниципального образования входит представительный орган, именуемый как Совет депутатов Самарского внутригородского округа Самара.

    Из содержания подписных листов избирателей в поддержку кандидата в депутаты Р.А.Б. следует, что указанное в них наименование представительного органа муниципального образования, в депутаты которого имеет намерение баллотироваться административный истец, полностью соответствует наименованию, утвержденному уставом муниципального образования.

    Таким образом, данные подписные листы избирателей в поддержку кандидата в депутаты Р.А.Б. соответствуют формам подписных листов согласно приложению 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и приложению 2 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД.

    В этой связи, применение территориальной избирательной комиссией в качестве правового обоснования для признания подписных листов, представленных Р.А.Б. для регистрации в качестве кандидата в депутаты, положения подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ является неправомерным.

    Несоответствие названия представительного органа муниципального образования, указанного в подписных листах, его наименованию, приведенному в образце заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва, утвержденного решением территориальной избирательной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ , не свидетельствует о допущенных административным истцом нарушениях, исключающих возможность принятия уполномоченным органом решения о регистрации его кандидатом в депутаты.

    Положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, не содержат обязательных к исполнению кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований требований о соответствии подписных листов образцам заполнения, утверждённым комиссией, организующей выборы, референдум. Напротив, содержание пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ возлагает на комиссию, организующую выборы, обязанность по утверждению образца заполнения подписного листа в соответствии с формой, установленной федеральным законом, что применительно к настоящему административному делу свидетельствует о несоблюдении территориальной избирательной комиссией данных требований закона.

    Изложенные обстоятельства судами обеих инстанций при рассмотрении административного дела в должной мере во внимание приняты не были, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, были применены неправильно, что привело к ошибочным выводам.

    Суд кассационной инстанции полагает, что утверждения судов о законности оспариваемого административным истцом решения территориальной комиссии, основанные на несоответствии представленных Р.А.Б. подписных листов утвержденному образцу их заполнения, являются необоснованными, так как указание в подписных листах наименования законодательного (представительного) органа муниципального образования в точном соответствии с уставом Самарского внутригородского района Самара Самарской области, свидетельствует о соблюдении формы подписного листа и не влечет признание всех подписей избирателей в данных подписных листах недействительными, поскольку не искажает смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.

    Таким образом, все 14 подписей избирателей в поддержку кандидата по основанию, предусмотренному подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, не могли быть признаны недействительными.

    Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных Р.А.Б., от ДД.ММ.ГГГГ из четырнадцати подписей две признаны недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, одна – по основанию, предусмотренному подпунктом «ж» названного пункта.

    В то же время данные обстоятельства не могут являться препятствиями для отказа в регистрации административного истца в качестве кандидата в депутаты, поскольку оставшееся количество достоверных подписей избирателей в представленных Р.А.Б. подписных листах, превышает необходимое количество подписей для регистрации кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва, установленных решением территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ .

    При таких обстоятельствах, постановленные по административному делу судебные акты судов обеих инстанций, как не отвечающие требованиям законности и обоснованности, подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления Р.А.Б.

    Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.

    Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 6 пункта 41 постановления Пленума от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», следует, что в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, список кандидатов, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.

    Руководствуясь приведёнными руководящими разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, учитывая отсутствие иных оснований для отказа в регистрации Р.А.Б. кандидатом в депутаты, судебная коллегия, принимая новое решение об отмене оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии, считает необходимым в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать кандидатом в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Р.А.Б., выдвинутого избирательным объединением Самарским региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатному избирательному округу № 2».

На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Самарского районного суда г. Самары от 21 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 сентября 2020 года отменить, принять по административному делу новое решение:

Административное исковое заявление Р.А.Б. к территориальной избирательной комиссии Самарского внутригородского района города Самара Самарской области удовлетворить.

Решение территориальной избирательной комиссии Самарского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 по выборам Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Р.А.Б., выдвинутого избирательным объединением Самарским региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатному избирательному округу № 2» – отменить.

Возложить на территориальную избирательную комиссию Самарского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 по выборам Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара обязанность незамедлительно зарегистрировать кандидатом в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Р.А.Б., выдвинутого избирательным объединением Самарским региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатному избирательному округу № 2.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2020 года.

    Председательствующий:

    Судьи:

8а-20722/2020 [88а-20186/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ суда 1ой инстанции ОТМЕНЕНО c вынесением нового решения
Истцы
Прокурор Самарского район г. Самара
Рубин Антон Борисович
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Самарского района г. Самара Самарской области
Другие
Избирательная комиссия Самарской области
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Фахрутдинов Ильфат Ильшатович
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
11.09.2020Судебное заседание
11.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее