Решение по делу № 3а-90/2020 от 21.04.2020

Дело № 3а -90/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2020 года                             г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Окладниковой М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Максимова Евгения Владиславовича к Собранию депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л :

Максимов Е.В. обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором просит:

признать не действующим нормативный правовой акт - Правила землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, утвержденные решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области № 675 от 18 декабря 2019 года,

взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником 2/5 доли земельного участка с кадастровым номером <адрес>, который имеет сельскохозяйственное назначение. В силу Правил землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области участок имеет статус сельскохозяйственных угодий, что лишает его права на распоряжение земельным участком на свое усмотрение. Указывает, что в настоящее время прокуратура Сосновского района подала иск о прекращении его права собственности на земельный участок, ссылаясь на определение оспариваемыми Правилами территориальной зоны сельскохозяйственных угодий. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права. Согласно ответу администрации Сосновского муниципального района на его обращение, земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям. Правила землепользования и застройки приняты с нарушением процедуры, без проведения публичных слушаний.

Определениями суда от 30 апреля 2020 года, 29 мая 2020 года, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Сосновского муниципального района Челябинской области, Миронова Ирина Михайловна.

Представитель административного истца Максимова Е.В. – Митрофанова Е.Н., действующая на основании доверенности от 27 ноября 2018 года (том 1 л.д. 40), в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивала.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области Кукин А.А., действующий на основании доверенности от 16 июля 2020 года (том 2 л.д. 85), в удовлетворении заявленных требования просил отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации Сосновского муниципального района, заинтересованное лицо Миронова И.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении не явившихся участников процесса, суд определил рассматривать дело в их отсутствие.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Максимов Е.В. является собственником (2/5 доли) земельного участка с кадастровым номером <адрес>, расположенного на территории Сосновского муниципального района Челябинской области, собственником 3/5 доли является Миронова И.М. (том 1 л.д. 9-10).

Оспариваемыми Правилами землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (далее – Правила), земельный участок с КН <адрес> отнесен к зоне СХ-2, то есть к землям сельскохозяйственных угодий (том 1, л.д. 193-194, 236-244).

Согласно статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (часть 1).

Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке (часть 6).

Согласно ответу Управления Росреестра по Челябинской области на запрос суда, в составе базы данных АС ГЗК Сосновского муниципального района содержатся карты сельскохозяйственных угодий, на которых в условных знаках отображены сведения о видах угодий и их границах. В соответствии с условными знаками, утвержденными Министерством сельского хозяйства РСФСР и введенными в действие в работах по землеустройству с 1966 года, земельный участок с кадастровым номером <адрес> расположен на пашне (богарной). Пашня в соответствии со статьей 79 Земельного Кодекса Российской Федерации отнесена к сельскохозяйственным угодьям.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как следует из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение правил землепользования и застройки сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 1 Устава Сосновского муниципального района Челябинской области Сосновский муниципальный район является муниципальным образованием, находится в границах Челябинской области (том 1 л.д. 197-212).

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки предусмотрен статьей 31 Градостроительного кодекса РФ.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации (часть 5 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ). Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).

В силу части 7 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения может быть распространено по радио и телевидению.

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 24 октября 2016 года № 1666 «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» внесены изменения в правила землепользования и застройки муниципального Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (том 1 л.д. 223).

Постановлением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 24 октября 2016 года № 1682 «О назначении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области» публичные слушания назначены на 15 час. 00 мин. 27 декабря 2016 года (том 1 л.д. 220).

Постановления опубликованы в информационном бюллетене «Сосновская нива» № 17 от 27 октября 2016 года (том 1 л.д. 216-219).

Согласно протоколу проведения публичных слушаний по рассмотрению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 27 декабря 2016 года, публичные слушания признаны состоявшимися, вынесено Заключение о результатах публичных слушаний по рассмотрению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (том 1 л.д. 213).

Заключение было опубликовано в информационном бюллетене «Сосновская нива» № 21 от 30 декабря 2016 года (том 1 л.д. 214-215).

Решением Совета депутатов Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 декабря 2016 года № 34 утверждены Правила землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области.

Решением Челябинского областного суда от 08 февраля 2019 года по административному делу № 3а-10/2019 Правила землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, утвержденные решением Совета депутатов Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 декабря 2016 года № 34 признаны недействительными со дня их принятия (том 1 л.д. 189-192).

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2019 года, решение Челябинского областного суда от 08 февраля 2019 года оставлено без изменения.

18 декабря 2019 года состоялось заседание Собрания депутатов Сосновского муниципального района, на котором присутствовали 18 депутатов из 21 избранных, одним из пунктов повестки дня было утверждение правил землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения, решение по которому принято единогласно (том 1 л.д. 224-235).

18 декабря 2019 года Собранием депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области принято решение № 675 «Об утверждении правил землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района» (том 2 л.д. 5).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 18 декабря 2019 года № 675 принято в пределах предоставленных полномочий, однако с нарушением порядка принятия нормативного правового акта.

К доводам представителя ответчика об отсутствии обязанности проведения публичных слушаний в связи с тем, что Правила претерпели изменения только в части их приведения в соответствие с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, следует отнестись критически.

Согласно пункту 12 статьи 34 Федерального закона от 23 апреля 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

Учитывая, что ранее принятые Правила решением Челябинского областного суда от 08 февраля 2019 года отменены полностью, что исключало возможность внесения в них изменений, оспариваемым решением Правила также утверждены в полном объеме, на административном ответчике лежала предусмотренная Законом обязанность соблюдения процедуры их принятия, в том числе, в части проведения публичных слушаний.

Наличие в материалах дела информации Управления Росреестра по Челябинской области об отнесении земельного участка к сельскохозяйственным угодьям не свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, который должен соответствовать нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.    

Поскольку Собранием депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области не был соблюден порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусмотренный нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, оспариваемое решение надлежит признать недействующим со дня принятия.

Сообщение о принятии решении по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Согласно статье 20 Устава Сосновского муниципального района, официальным опубликованием решений Собрания депутатов Сосновского муниципального района считается публикация их полного текста в газете «Сосновская Нива» (в том числе в информационном бюллетене «Сосновская Нива»). Порядок официального опубликования решений Собрания депутатов Сосновского муниципального района устанавливается регламентом Собрания депутатов Сосновского муниципального района.

    При подаче настоящего иска Максимовым Е.В. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, расходы по уплате которой в соответствии с положениями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.     

руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Максимова Евгения Владимировича удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия Правила землепользования и застройки Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области, утвержденные решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области от 18 декабря 2019 года № 675.

Взыскать с Собрания депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области в пользу Максимова Евгения Владимировича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Возложить на Собрание депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области обязанность опубликовать решение суда или сообщение о решении суда в газете «Сосновская Нива» (информационном бюллетене «Сосновская Нива») в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий             Л.В. Феофилова

3а-90/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Прокуратуры Челябинской области
Максимов Евгений Владиславович
Ответчики
Собрание депутатов Сосновского муниципального района Челябинской области
Другие
Администрация Сосновского района Челябинской области
Миронова Ирина Михайловна
Митрофанова Е.Н.
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Феофилова Людмила Вячеславовна
Дело на странице суда
www.chel-oblsud.ru
21.04.2020Регистрация административного искового заявления
22.04.2020Передача материалов судье
23.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.05.2020Предварительное судебное заседание
29.05.2020Судебное заседание
30.06.2020Судебное заседание
10.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее