Решение по делу № 11-809/2023 (11-16588/2022;) от 15.12.2022

Судья Медведева И.С.

дело № 2-985/2022

УИД 74RS0046-01-2022-000803-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-809/2023 (11-16588/2022)

17 января 2023 г.                                 г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.,

судей Доевой И.Б., Челюк Д.Ю.,

при секретаре судебного заседания Алёшиной К.А.,

с участием прокурора Гурской О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Тимонич Галины Георгиевны к Федеральному медико-биологическому агентству, федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №71 Федерального медико-биологического агентства», Министерству здравоохранения Челябинской области о признании действий по отказу в бесплатном лекарственном обеспечении препаратами незаконными, взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, оплату диагностики и лечения, компенсации морального вреда, возложении обязанности по предоставлению информации о лечении,

по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Челябинской области на решение Озерского городского суда Челябинской области от 29 июля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области - Зязина Д.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения истца Тимонич Г.Г. и представителя ответчика федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница №71 Федерального медико-биологического агентства» Волковец С.В., заключение прокурора, считавшей возможным решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тимонич Г.Г. обратилась в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №71 Федерального медико-биологического агентства» (далее - ФГБУЗ КБ №71) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в бесплатном лекарственном обеспечении препаратами <данные изъяты>», своевременной бесплатной диагностики и медицинской помощи при заболевании <данные изъяты>, в препятствии проведению экспертиз качества медицинской помощи, в систематическом отказе в выдаче информации о состоянии здоровья, взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов <данные изъяты> в сумме 9 425 руб., взыскании расходов на оплату диагностики и лечения <данные изъяты> в <данные изъяты>» в сумме 4600 руб., взыскании компенсации морального вреда в размере 150 000 руб., возложении обязанности предоставить в письменном виде информацию о назначенном лечении по каждому из диагностированных заболеваний, о прогнозах развития и связанных с ними рисках (том 1 л.д. 7-14, л.д. 243).

В обоснование иска указала, что является пенсионером, состоит на <данные изъяты> учете в связи с заболеванием «<данные изъяты>». Решением врачебной комиссии от 17 мая 2019 г. она включена в региональный реестр больных на право бесплатного лекарственного обеспечения с диагнозами: <данные изъяты>. По результатам <данные изъяты> у нее также имеются заболевания: <данные изъяты>, однако данные заболевания не нашли своего отражения в протоколе комиссии. Лечение <данные изъяты>, ей не назначено, участковый терапевт неоднократно отказывал в выписке бесплатных лекарств без объяснения причины, план наблюдений по диспансерному учету не выполняется, ни в 2019 году, ни в 2020 году. На <данные изъяты> она направлена не была. Также было отказано в <данные изъяты>, в связи с чем, она была вынуждена обратиться в платную клинику, нести расходы на лечение и приобретение лекарственных препаратов. Непринятие ответчиком мер к обеспечению бесплатными лекарственными препаратами, неоказание своевременной медицинской помощи по основным заболеваниям, не предоставлении информации о лечении, повлекло для Тимонич Г.Г. нравственные переживания, в связи с чем, заявлены требования о компенсации морального вреда.

Протокольным определением суда от 21 июня 2022 г. к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Федеральное медико-биологическое агентство (далее - ФМБА), Министерство здравоохранения Челябинской области (т.2 л.д. 19-21).

В судебном заседании суда первой инстанции истец Тимонич Г.Г. исковые требования поддержала.

Представители ответчика ФГБУЗ КБ №71 Биктимирова Е.Н., Сычева Т.А. в судебном заседании возражали против иска по доводам письменных возражений (т.1 л.д.57-62, т.2 л.д. 92-94).

Представители ответчиков ФМБА и Министерства здравоохранения Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, представили письменные возражения (т.1 л.д.239, т.2 л.д. 30-35,41-42).

Суд принял решение о признании незаконными действий ФГБУЗ КБ №71, выразившихся в отказе Тимонич Г.Г. в бесплатном лекарственном обеспечении препаратом «<данные изъяты>», взыскал с Министерства здравоохранения Челябинской области в пользу Тимонич Г.Г. расходы на приобретение лекарственного препарата «<данные изъяты>» в размере 8 943 руб. 80 коп., взыскал с ФГБУЗ КБ №71 в пользу Тимонич Г.Г. в счет компенсации морального вреда 30 000 руб. В остальной части исковых требований, а также в исковых требованиях к ответчику ФМБА – отказал.

В апелляционной жалобе ответчик Министерство здравоохранения Челябинской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает о не согласии с решением суда в части взыскания расходов на приобретение лекарственного препарата «<данные изъяты>» в размере 8 943,80 руб., в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что истец является региональным льготником. Для оказания медицинской помощи Тимонич Г.Г. прикреплена к поликлинике ФГБУЗ КБ №71, наблюдается <данные изъяты>, <данные изъяты>. Заключение врачебной комиссии, а так же дополнительная персонифицированная заявка на обеспечение Тимонич Г.Г. лекарственными препаратом <данные изъяты> в адрес Министерства не поступали. ФГБУЗ <данные изъяты> является федеральной медицинской организацией и не находится в подчинении Министерства. Следовательно, Министерство не наделено полномочиями по организационному руководству и контролю за деятельностью ФГБУЗ <данные изъяты> и не может нести вину за действия, связанные с ненадлежащим исполнением обязанности по направлению заявок на обеспечение Тимонич Г.Г. лекарственным препаратом <данные изъяты>». Считает, что суд первой инстанции не исследовал указанный довод Министерства и не дал ему надлежащую оценку в своем решении. Считает, что суд ошибочно указал, что позиция ответчиков сводится к тому, что препарат «<данные изъяты>» не входит в список жизненно необходимых препаратов. Данные обстоятельства указывают на не соответствие выводов судебного решения фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В отзыве на апелляционную жалобу истец Тимонич Г.Г. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу Прокуратура <данные изъяты> и ФГБУЗ КБ № 71 просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Ответчик ФМБА о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен, в суд представителя не направил, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав, истца, представителей ответчика, заключение прокурора, изучив материалы дела и дополнительные доказательства, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Тимонич Г.Г., года рождения, застрахована в рамках ОМС – полис , страховая компания ОМС – «<данные изъяты>» (т.1 л.д.28).

Согласно протоколу врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. Тимонич Г.Г. установлен основной диагноз: <данные изъяты>, по решению врачебной комиссии выдана справка на право бесплатного лекарственного обеспечения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 для включения в региональный регистр (т.1 л.д.17,82).

В сентябре 2019 г. после прохождения <данные изъяты> для уточнения диагноза и определения дальнейшей тактики лечения истец направлена на консультацию к <данные изъяты>», после осмотра 23 сентября 2019г. которым ей поставлен диагноз: <данные изъяты>, даны рекомендации по лечению, в том числе препаратом <данные изъяты>» <данные изъяты> <данные изъяты> (т.1 л.д. 24-25).

Согласно выписке из амбулаторной медицинской карты Тимонич Г.Г. наблюдается в городской поликлинике ФГБУЗ КБ №71 с заболеваниями: <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истец осмотрена <данные изъяты>, ей рекомендовано лечение, в том числе по рекомендации <данные изъяты> года назначен «<данные изъяты>, (т.1 л.д.27).

Врачами городской поликлиники ФГБУЗ КБ №71 истцу выписаны рецепты формы /<данные изъяты>, : 28 декабря 2020 г., 8 сентября 2021 г., 4 мая 2022 г., на основании которых Тимонич Г.Г. приобретен данный препарат на суммы 2780 руб., 2816 руб., 33407,80 руб., всего 8 943 руб. 80 коп. (т.1 л.д. 40,41,244).

Разрешая требования истца о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, суд первой инстанции исходил из того, что препарат «<данные изъяты>» рекомендован Тимонич Г.Г. врачами областной и городской больницы курсовым приемом <данные изъяты>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, однако бесплатно она этим препаратом не обеспечивалась, приобретала его на свои денежные средства. Препарат «<данные изъяты>» истцу врачами-специалистами не назначался, рецепты на приобретение данного препарата не выдавались. Расходы на приобретение препарата «<данные изъяты>» подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Челябинской области, поскольку на него возложено обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации здоровье людей охраняется.

Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ).

Статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ организации охраны здоровья осуществляется, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

В соответствии с частью 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются: 1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; 2) специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи; 3) скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная; 4)паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая в разделе V «Финансовое обеспечение Программы» устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В указанный Перечень включены лица, имеющие заболевание «диабет», которые имеют право на отпуск по рецептам врачей бесплатно всех лекарственных средств, этилового спирта (100 г в месяц), инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики.

Порядок предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим на территории Челябинской области, бесплатного лекарственного обеспечения и финансирования расходов по бесплатному лекарственному обеспечению за счет средств областного бюджета утвержден Постановлением Правительства Челябинской области от 26 декабря 2007 № 272-П, (далее – Порядок)

Этот Порядок определяет механизм предоставления отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, проживающим на территории Челябинской области, бесплатного лекарственного обеспечения, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, за счет средств областного бюджета (пункт 1 Порядка).

В соответствии с пунктом 2 Порядка лекарственное обеспечение отдельных групп населения осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по Министерству здравоохранения Челябинской области.

Лекарственное обеспечение предоставляется отдельным группам населения согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», и перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (областной формулярный перечень), компонентов крови, энтерального питания, дезинфицирующих средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов к территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи на очередной год (пункт 3 Порядка).

Согласно пункту 4 Порядка Министерство здравоохранения Челябинской области: 1) организует выполнение настоящего Порядка в соответствии с действующим законодательством; 2) ведет реестр учреждений здравоохранения, выписывающих рецепты, фармацевтических организаций, осуществляющих отпуск лекарственных средств и специализированных продуктов лечебного питания бесплатно, и перечень врачей, имеющих право выписывать бесплатно рецепты на лекарственные средства и специализированные продукты лечебного питания отдельным группам населения; 3) осуществляет сбор заявок на лекарственные средства и специализированные продукты лечебного питания от органов управления здравоохранения муниципальных образований Челябинской области для бесплатного лекарственного обеспечения отдельных групп населения; 4) в соответствии с действующим законодательством проводит отбор фармацевтических организаций для осуществления поставки и отпуска отдельным группам населения лекарственных средств и специализированных продуктов лечебного питания (далее именуется - уполномоченная фармацевтическая организация) по заявкам органов управления здравоохранения муниципальных образований; 5) самостоятельно определяет механизм и порядок сбора, обработки данных по лекарственному обеспечению отдельных групп населения, ведения регистра лиц, имеющих право на льготу по бесплатному лекарственному обеспечению, справочника лекарственных средств и специализированных продуктов лечебного питания; 6) осуществляет расчеты с уполномоченной фармацевтической организацией за отпущенные лекарственные средства и специализированные продукты лечебного питания с учетом установленных торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и специализированные продукты лечебного питания.

В силу пункта 6 Порядка лекарственное обеспечение отдельных групп населения осуществляется бесплатно аптечными организациями на основании рецептов учреждений здравоохранения.

Рецепт выписывается врачом учреждения здравоохранения, имеющим право выписывать бесплатно рецепты на лекарственные средства и специализированные продукты лечебного питания отдельным группам населения. Рецепт выписывается в трех экземплярах по форме № 148-1/у-06(л), утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». Один экземпляр рецепта подклеивается в амбулаторную карту, с двумя экземплярами рецепта гражданин обращается в аптечную организацию. После отпуска лекарственных средств и специализированных продуктов лечебного питания рецепт прикладывается к реестру рецептов, по которым осуществляется бесплатный отпуск лекарственных средств и специализированных продуктов лечебного питания (пункт 7 Порядка).

Врачи учреждений здравоохранения выписывают бесплатно лекарственные средства и специализированные продукты лечебного питания, предусмотренные перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно при наличии: граждан в регистре отдельных групп населения, проживающих в Челябинской области; медицинских показаний с учетом стандартов лечения (пункт 8 Порядка).

В силу пункта 11 Порядка расчеты за отпущенные лекарственные средства и специализированные продукты лечебного питания осуществляются на основании сводного реестра отпущенных рецептов, представляемого ежемесячно уполномоченной фармацевтической организацией в Министерство здравоохранения Челябинской области.

Из приведенных нормативных правовых актов Российской Федерации и Челябинской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится обеспечение гражданам за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации лекарственными препаратами без взимания платы.

Суд первой инстанции, обоснованно установил совокупность юридически значимых обстоятельств, дающих основание для удовлетворения исковых требований, а именно: наличие у Тимонич Г.Г. заболевания - <данные изъяты> предусмотренного Перечнем категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890, ее нуждаемости в лечении препаратом «<данные изъяты>» и назначения ей данного препарата врачами ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница» и ФГБУЗ КБ №71, необеспечении ее Министерством здравоохранения Челябинской области данным препаратом бесплатно за счет средств областного бюджета и приобретение истцом этого препарата за собственные денежные средства, в связи с чем возложил на Министерство здравоохранения Челябинской области обязанность компенсировать Тимонич Г.Г. расходы, затраченные на приобретение лекарственного препарата «<данные изъяты>».

Тот факт, что <данные изъяты> вне зависимости от ведомственной принадлежности учреждения здравоохранения, выписавшего препарат, бесплатно обеспечиваются лекарственными средствами за счет средств областного бюджета, выделяемых Министерству здравоохранения Челябинской области, сторонами не оспаривалось.

Ответчик Министерство здравоохранения Челябинский области оспаривает решение суда только по тому основанию, что персонифицированная заявка на обеспечение Тимонич Г.Г. лекарственными препаратом раствор для инъекций «<данные изъяты>» в их адрес не поступала, ФГБУЗ КБ №71 не находится в подчинении Министерства, следовательно, оно не наделено полномочиями по организационному руководству и контролю за деятельностью ФГБУЗ КБ №71 и не может нести вину за действия, связанные с ненадлежащим исполнением обязанности по направлению заявок на обеспечение Тимонич Г.Г. лекарственным препаратом раствор для инъекций «<данные изъяты>».

Данный довод апелляционной жалобы не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку из материалов дела усматривается, что до приобретения Тимонич Г.Г. лекарственного препарата «<данные изъяты>» Министерством здравоохранения Челябинский области и ФГБУЗ КБ №71 ей неоднократно отказано в бесплатном лекарственном обеспечении этим препаратом в связи с его отсутствием в перечне препаратов для бесплатного обеспечения.

Так, согласно ответам Министерства здравоохранения Челябинской области от 20 января 2020 г. за № 01/16554 и от 16 сентября 2020 г. №04/13576 на обращения Тимонич Г.Г. она включена в реестр льготных категорий граждан с 17 марта 2019 г. Бесплатное лекарственное обеспечение <данные изъяты>, в том числе с <данные изъяты>, осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах выделенных бюджетных ассигнований в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 и постановлением Правительства Челябинской области от 26 декабря 2007 г. №272-П согласно перечню препаратов для бесплатного обеспечения данной категории граждан (Приложение к постановлению Правительства Челябинской области от 28 декабря 2018 г. № 672-П «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»). В амбулаторно-поликлинических условиях назначение лекарственных препаратов и выписка рецептов льготной категории граждан осуществляется лечащим врачом по медицинским показаниям, в соответствии с диагнозом, порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи после осмотра пациента. Препарат <данные изъяты> не входит в региональный льготный перечень, а также в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р, в связи с чем обеспечение региональных льготников данными лекарственными препаратами за счет областного бюджета не представляется возможным. Копия ответа на обращение истца направлена в адрес главного врача ФГБУЗ КБ №71 (т.2 л.д.49 оборот, 57-58).

Аналогичная позиция приведена Министерством здравоохранения Челябинской области в письменных пояснениях по делу (т.2 л.д.41,42).

В материалах дела действительно отсутствуют доказательства, подтверждающие направление ФГБУЗ КБ №71 в 2019-2021 годах заявки на обеспечение Тимонич Г.Г. бесплатно препаратом «Алфлутоп» (т.1 л.д.76-81). На запрос суда апелляционной инстанции ФГБУЗ КБ №71 представлены доказательства направления такой заявки от 26 октября 2022 г., то есть после принятия решения суда (т.3 л.д.50,76-83).

Вместе с тем, не направление ФГБУЗ КБ №71 заявки было обусловлено вышеуказанной позицией Министерства здравоохранения Челябинской области об отсутствии оснований для бесплатного обеспечения истца лекарственным препаратом «<данные изъяты>».

По пояснениям истца в суде апелляционной инстанции, несмотря на направление ФГБУЗ КБ №71 заявки в Министерство здравоохранения Челябинской на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом <данные изъяты> в октябре 2022 г., она этим препаратом до настоящего времени не обеспечена.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Таким образом, если гражданин, имеющий право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, не был им обеспечен и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости этого лекарственного препарата за счет собственных средств, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

Иные доводы, по которым ответчик не согласен с решением суда, в апелляционной жалобе не приведены, оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным ответчиком в апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Озерского городского суда Челябинской области от 29 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 24 января 2023 г.

11-809/2023 (11-16588/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Тимонич Галина Георгиевна
Прокурор ЗАТО г.Озерск Челябинской области
Ответчики
ФМБА России
Министерство здравоохранения Челябинской области
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения Клиническая больница № 71
Другие
Волковец
Медведев Павел Николаевич
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Жукова Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
15.12.2022Передача дела судье
17.01.2023Судебное заседание
26.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2023Передано в экспедицию
17.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее