Дело № 2-590/18
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Ульяновская область, р.п. Чердаклы 27 августа 2018 года
Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Кузьмина С.М.,
при секретаре Голяшовой Т.А.,
с участием старшего помощника прокурора Чердаклинского района
Ульяновской области Захаровой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, в интересах Ульянова Александра Владимировича к Министерству промышленности, строительства, жилищно – коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Чердаклинский район» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Р.Рѕ. РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Чердаклинского района Ульяновской области обратился РІ СЃСѓРґ СЃ исками, РІ интересах Ульянова Рђ.Р’., уточненным РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства, Рє Министерству промышленности, строительства, жилищно – коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области, Отделу опеки Рё попечительства администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Рѕ предоставлении жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Ульянов А.В. <...> года рождения, относятся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и закрепленного жилого помещения не имеют.
Он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение им не предоставлено.
Просит обязать ответчиков обеспечить несовершеннолетнего Ульянова А.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Ульяновске.
Помощник прокурора Чердаклинского района Ульяновской области Бутовичева Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и обосновала их доводами, которые аналогичны доводам, изложенным в исковых заявлениях.
Ульянов А.В. в судебном заседании исковые требования и доводы искового заявления поддержал.
Представитель ответчика Отдела опеки и попечительства администрации муниципального образования «Чердаклинский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Мокеева Т.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. В отзыве на исковое заявление указала, что в течение 2018 года Министерством будут объявляться аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, Министерством принимаются все возможные меры по реализации Закона Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-30 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области». Вместе с тем, его исполнение требует значительных временных затрат.
В связи с изложенным считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку оснований для внеочередного обеспечения несовершеннолетних жилым помещением не имеется, так как им будет предоставлено жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения, после приобретения в собственность Ульяновской области квартир в МО «Чердаклинский район» в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Кроме того, имеется постановление Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (вместе с «Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»).
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
РџСЂРё этом РїРѕ предметам совместного ведения Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ том числе РІ социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти Рё органов государственной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации установлены Федеральным законом РѕС‚ 6 октября 1999 РіРѕРґР° N 184-ФЗ "РћР± общих принципах организации законодательных (представительных) Рё исполнительных органов государственной власти субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации". РСЃС…РѕРґСЏ РёР· требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ предметам совместного ведения, определяются Конституцией Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° также федеральными законами, договорами Рѕ разграничении полномочий Рё соглашениями (РїСѓРЅРєС‚3), которые должны устанавливать права, обязанности Рё ответственность органов государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё источники финансирования осуществления соответствующих полномочий Рё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ одновременно возлагать аналогичные полномочия Рё РЅР° федеральные органы государственной власти, Рё РЅР° органы местного самоуправления (РїСѓРЅРєС‚ 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В связи с этим в Ульяновской области принят Закон от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» (далее – Закон № 200-ЗО), статьей 2 которого закреплено, что право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с ч. 7 ст. 6 Закона № 200-ЗО специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области».
Согласно п. 3 Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П (далее Порядок), специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 19.05.2010 № 165-П «Об уполномоченном органе» является Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением указанного Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели областным бюджетом Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период.
В силу п. 2 ст. 4 данного Закона дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области;
2) по месту окончания пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания населения;
3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области;
4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье;
5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
РР· материалов дела следует, что Ульянов Рђ.Р’. <...> РіРѕРґР° рождения относятся Рє числу детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей.
22.01.2015 он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Ульяновской области и ОГУП БТРУльянов А.В. собственного жилья на территории Ульяновской области не имеет.
По сведениям Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям договор социального найма муниципального жилищного фонда МО «Чердаклинский район» с Ульяновым А.В. не заключался.
Ульянов Рђ.Р’. зарегистрирован РІ жилом помещении РїРѕ адресу: <...>, принадлежащем его бабушке – Рсхаковой Р“.Рў.
Таким образом, на сегодняшний день указанное лицо своей жилой площадью не обеспечен.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования прокурора к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области подлежащими удовлетворению.
Доводы об отсутствии финансирования по обеспечению жилыми помещениями указанной выше категории граждан и о предоставлении им жилых помещений в порядке очереди судом во внимание не принимаются.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Кроме того, обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия средств на обеспечение жильем.
В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Чердаклинского района Ульяновской области к Отделу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Чердаклинский район» суд полагает необходимым отказать, поскольку действующим законодательством на данное учреждение не возложена обязанность по обеспечению, либо осуществлению деятельности по способствованию обеспечению жилыми помещениями указанной выше категории лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ
РЕШРР›:
Рсковые требования исполняющего обязанности РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Чердаклинского района Ульяновской области, РІ интересах Ульянова Александра Владимировича, Рє Министерству промышленности, строительства, жилищно – коммунального комплекса Рё транспорта Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Ульянова Александра Владимировича специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Ульяновска.
Рсковые требования исполняющего обязанности РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Чердаклинского района Ульяновской области Рє Отделу опеки Рё попечительства администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Рѕ предоставлении жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ РЎ.Рњ. РљСѓР·СЊРјРёРЅ