Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Льгов 31 мая 2022 года
Льговский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Адамовой И.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волобуевой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Льговского межрайонного прокурора Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Льгов» Курской области, Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 2 г. Льгова» (МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова») об обязании обеспечить финансирование и совершить действия по оборудованию входа в здание учреждения наружным вызывным устройством, информирующей тактильной табличкой для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, тактильной или тактильно-звуковой схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании,
У С Т А Н О В И Л:
Льговский межрайонный прокурор Курской области Игнатенко С.М. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Льгов» Курской области, МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова» об обязании обеспечить финансирование и совершить действия по оборудованию входа в здание учреждения наружным вызывным устройством, информирующей тактильной табличкой для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, тактильной или тактильно-звуковой схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании.
В обоснование своих требований Льговский межрайонный прокурор Курской области ссылается на то, что Льговской межрайонной прокуратурой Курской области проанализировано состояние законности при исполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова». В ходе анализа установлено, что по адресу: <адрес> расположено МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова» Курской области, относящееся к категории зданий учреждений социального назначения. В нарушение требований п.п. 6.1.1, 5.6.9, 6.5.12 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» при входе в здание МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова» отсутствуют наружные вызывные устройства, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. В связи с вышеизложенным, на указанном объекте социальной инфраструктуры не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.
Для всех категорий инвалидности указанный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова» наружным вызывным устройством, информирующей тактильной табличкой (в том числе тактильно-звуковой) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также тактильной или тактильно-звуковой схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании, возложено на образовательное учреждение. При этом, при отсутствии финансовых ресурсов для реализации данных полномочий, финансовое обеспечение осуществляет учредитель, то есть администрация городского округа.
Отсутствие указанных устройства, таблички и схемы при входе в здание учреждения препятствует социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями, круг которых определить не представляется возможным, в связи с чем, просит обязать администрацию г. Льгова Курской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию входа в здание МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова» наружным вызывным устройством, информирующей тактильной табличкой для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, тактильной или тактильно-звуковой схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании, в соответствии с требованиями п.п. 6.1.1, 5.6.9, 6.5.12 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». Обязать МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова» в течение трех месяцев с момента получения из бюджета МО «г. Льгов» Курской области денежных средств оборудовать здание МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова» указанными устройствами.
В судебном заседании представитель истца помощник Льговского межрайонного прокурора Курской области Шестаков Н.А. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика заведующая МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова» Герасина Н.В. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, согласно заявлению, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования Льговского межрайонного прокурора Курской области признает.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Льгов» Курской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Исходя из того, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и законные интересы других лиц, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, неявившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных судом о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя истца Шестакова Н.А., рассмотрев заявление представителя ответчика Герасиной Н.В., исследовав и оценив представленные материалы дела, суд приходит к следующему мнению.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от 13 декабря 2020 года № 904/пр (далее - Свод правил).
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 года.
Требования Свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков. (п. 4.1)
Согласно п. 6.1.1 Свода правил наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование. Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом 8.1.7.
В силу п. 5.6.9 Свода правил информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Как следует из абз. 2 п. 6.5.12 Свода правил в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т. п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.
Кроме того, приказом Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Согласно п. 3 указанного выше Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В силу п. 4 указанного выше Порядка Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
Как следует из материалов дела, Льговской межрайонной прокуратурой Курской области проанализировано состояние законности при исполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова». В ходе проверки установлено, что при входе в здание МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова» отсутствуют наружные вызывные устройства, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании.
Пунктом 1.3 Устава МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова», утвержденного постановлением Администрации г. Льгова от 18 декабря 2015 года № 1503, установлено, что учредителем Учреждения и собственником его имущества является МО «г. Льгов». Функции и полномочия учредителя Учреждения и собственника его имущества от имени муниципального образования «город Льгов» исполняет администрация города Льгова Курской области.
В соответствии с положениями п. 1.6 Устава источниками финансирования имущества Учреждения являются имущество и денежные средства, переданные Учредителем, безвозмездные поступления в денежной и имущественной форме, а также иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова» наружным вызывным устройством, информирующей тактильной табличкой (в том числе тактильно-звуковой) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также тактильной или тактильно-звуковой схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании, возложено на образовательное учреждение. При этом, при отсутствии финансовых ресурсов для реализации данных полномочий, финансовое обеспечение осуществляет учредитель, то есть администрация городского округа.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Согласно справке МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова» от 13 апреля 2022 года №31 при входе и в вестибюле здания не установлены устройство вызова помощи, информирующая тактильная табличка (в том числе тактильно-звуковая) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, тактильные и тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений и зданий.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова» в отсутствие наружных вызывных устройств, информирующих тактильных табличек (в том числе тактильно-звуковых) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также тактильных или тактильно-звуковых схем, отображающих информацию о размещении и назначении помещений в здании, нарушают права и законные интересы лиц с ограниченными возможностями, круг которых определить не представляется возможным.
В связи с чем суд, установив факт отсутствия наружных вызывных устройств, информирующих тактильных табличек (в том числе тактильно-звуковых) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, а также тактильных или тактильно-звуковых схем, отображающих информацию о размещении и назначении помещений в здании, в здании школы, учредителем которого является муниципальное образование «Город Льгов» Курской области, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Льговского межрайонного прокурора Курской области удовлетворить.
Обязать администрацию г. Льгова Курской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию входа в здание МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова», расположенное по адресу: <адрес> наружным вызывным устройством, информирующей тактильной табличкой для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, тактильной или тактильно-звуковой схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании в соответствии с требованиями п.п. 6.1.1, 5.6.9, 6.5.12 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».
Обязать МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова» в течение трех месяцев с момента получения из бюджета МО «город Льгов» Курской области денежных средств оборудовать вход в здание МБДОУ «Детский сад № 2 г. Льгова», расположенное по адресу: <адрес> наружным вызывным устройством, информирующей тактильной табличкой для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения, тактильной или тактильно-звуковой схемой, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании в соответствии с требованиями п.п. 6.1.1, 5.6.9, 6.5.12 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Льговский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья И.Б. Адамова