Решение по делу № 33-12065/2014 от 19.11.2014

Судья: Болочагин В.Ю.          гр. дело №33-12065/2014

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 декабря 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Шабаевой Е.И.,

судей: Сивохина Д.А., Захарова С.В.,

при секретаре Ивановой О.И.,

рассмотрела гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры Борского района Самарской области на решение Ленинского районного суда г.Самары от 23 сентября 2014 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления отказать.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., заключение прокурора Устиновой Т.А., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А:

03.07.14 прокурор Борского района Самарской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа государственной власти – Правительства Самарской области по осуществлению предупреждения чрезвычайных ситуаций. Также просил обязать Правительство Самарской области устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения Коноваловка муниципального района Борский Самарской области, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, путем установления ограждения территории скотомогильника и установления навеса над ямой, обваловки, строительства помещения для вскрытия трупов животных, а также помещения для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Ссылался на то, что в ходе проведения проверок исполнения законодательства на территории сельского поселения Коноваловка Самарской области выявлен скотомогильник, расположенный в 2 км к юго-востоку от с.Коноваловка. Данный скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создает угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных, а именно, у скотомогильника отсутствует ограждение территории и навес над ямой, к объекту не пристроены помещения для вскрытия трупов животных, а также помещения для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов, подъездные пути к скотомогильнику не оборудованы. Отмеченные нарушения при устройстве скотомогильника делают доступными трупы павших животных для бродячих собак, диких животных и птиц. Территория скотомогильника является опасным источником распространения инфекционных и инвазионных заболеваний, общих для человека и животных, что ставит под угрозу жизнь и здоровье населения, и может вызвать возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных со вспышками опасных заболеваний. Принятие мер по содержанию скотомогильника и его оборудованию является обязанностью Правительства Самарской области. Целью надлежащего содержания скотомогильников является охрана окружающей среды от загрязнения, предупреждение и ликвидация заразных массовых болезней животных, защита населения от болезней, общих для человека и животных, то есть предупреждение таких явлений, как эпидемия и эпизоотия, которые относятся к чрезвычайным ситуациям. Однако, до настоящего времени вопрос о приведении скотомогильника в надлежащее состояние, отвечающее требованиям ветеринарно-санитарных правил не решен, что способствует возможности возникновения опасных болезней для человека и животных. Несоответствие скотомогильника правилам сбора и утилизации биологических отходов на территории сельского поселения создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и угрозу причинения вреда здоровью. Указанный скотомогильник является бесхозяйным имуществом, вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильника, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, ввиду неправильного применения судом норм материального права.

В заседании судебной коллегии надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, не присутствовали, прокурор отдела прокуратуры Самарской области – Устинова Т.А. в заключении полагала, что решение суда подлежит отмене.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене, так как постановлено с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального и процессуального права.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд пришел к выводам о том, что обязанность совершения перечисленных в заявлении прокурора действий лежит на администрации муниципального образования, на территории которого находятся скотомогильники, в рамках полномочий органа местного самоуправления по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов.

Вместе с тем, в силу ст.72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.2, ст.5, ст.6 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подп.5, 49 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях; организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подп."ц" п.2 ст.26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п.6 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Таким образом, полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных могут быть переданы органам местного самоуправления при условии выделения им необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле, по существу не оспаривается, что денежные средства в бюджет сельского поселения для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников не выделялись. Это подтверждается сообщением Администрации муниципального района Борский Самарской области на имя прокурора района.

С учетом изложенного содержание в надлежащем состоянии скотомогильников, не переданных в ведение администрации муниципального образования, относится к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Ссылки суда на пункт 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995г. №13-7-2/469, который устанавливает, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, нельзя признать правильными.

Содержание данной нормы распространяется на объекты, находящиеся в собственности или на балансе муниципалитета, и во взаимосвязи с приведенными выше положениями не свидетельствует о возможности передачи органам местного самоуправления полномочий по содержанию скотомогильников без выделения соответствующего бюджетного финансирования.

Действия прокурора, направленные на выяснение собственников скотомогильника, результатов не дали.

В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ Правительством Самарской области не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод о принятии Правительством Самарской области необходимых мер соблюдения санитарно-эпидемиологической безопасности населения. В том числе, не представлено доказательств проведения работы по выявлению собственников скотомогильников, по установлению необходимости консервации объектов и их уничтожения. Не представлено доказательств ведения работы с органами местного самоуправления по принятию на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, осуществления финансирования соответствующих работ.

Прокурор обратился в суд с названным выше заявлением в защиту неопределённого круга лиц и интересов муниципального образования 03.07.14 и лишь 19.08.14 постановлением Правительства Самарской области №499 утверждён порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Самарской области. При этом, доказательств принятия действенных мер по ликвидации названного скотомогильника суду так же не представлено.

Не отвечающий ветеринарным требованиям скотомогильник представляет собой реальную угрозу распространения заболеваний, возникновения эпидемий, попадания в скотомогильник людей и животных.

Осведомленность Правительства Самарской области о наличии такого скотомогильника и отсутствие действенных мер по предупреждению названных выше последствий свидетельствует о не выполнении в полной мере Правительством Самарской области своих обязанностей, возложенных на него законом, о нарушении прав граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем судебная коллегия полагает, что признаки бездействия со стороны Правительства Самарской области усматриваются.

То обстоятельство, что скотомогильник не оформлен в собственность Самарской области, не освобождает органы государственной власти субъекта РФ от обязанности по обеспечению его надлежащего устройства и содержания. Строительство и содержание скотомогильников имеет целью предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней, общих для человека и животных, то есть предупреждение и ликвидацию последствий таких чрезвычайных ситуаций, как эпидемия и эпизоотия, что относится к ведению субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку уполномоченным органом государственной власти допущено бездействие по осуществлению мер по предупреждению перечисленных выше чрезвычайных ситуаций, на него подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а заявление прокурора Борского района Самарской области – удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

        О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г.Самары от 23 сентября 2014 года отменить, постановить новое решение, которым заявление прокурора Борского района Самарской удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Самарской области по осуществлению предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Обязать Правительство Самарской области устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения Коноваловка муниципального района Борский Самарской области, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно путем установления ограждения территории скотомогильника и установления навеса над ямой, обваловки, строительства помещения для вскрытия трупов животных, а также помещения для хранения дезинфицирующих средств, спецодежды и инструментов.

Председательствующий:

Судьи:

33-12065/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор Борского района
Ответчики
Правительство С/о
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
05.12.2014Судебное заседание
19.12.2014Судебное заседание
30.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее