Дело № 2-1173/2016 (материал № 13-842/2023)
Дело № 33-672/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 августа 2023 года г. Биробиджан
Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Коневой О.А.,
при секретаре Мустафиной О.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по частной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области на определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.06.2023, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области о предоставлении отсрочки исполнения решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 25.05.2016 отказать.
Заслушав доклад судьи Коневой О.А., суд апелляционной инстанции
У С Т А Н О В И Л:
Федеральная служба исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), Управление федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области (далее - УФСИН России по ЕАО) обратились в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Биробиджанского районного суда от 25.05.2016 по гражданскому делу № 2-1173/2016.
Заявление мотивировали тем, что УФСИН России по ЕАО и подведомственные учреждения являются бюджетными учреждениями, которые финансируются из федерального бюджета Российской Федерации. Строительство и реконструкция объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой. На основании указанного решения строительство склада для хранения вооружения, боеприпасов и спецсредств внесено в федеральную целевую программу, утверждённую Постановлением Правительства РФ от 06.04.2018 №420 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)» с дислокацией данного склада вооружения в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО. Срок окончания работ - 2020 год. Данные обстоятельства послужили основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда сроком до 01.01.2021. Вместе с тем, Правительством Российской Федерации в указанную федеральную целевую программу внесены существенные изменения, срок окончания работ по строительству склада хранения вооружения ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО определён до конца 2030 года. Кроме того, в настоящее время осуществляется подготовка Приказа Минюста России, предусматривающего ликвидацию ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, в связи с чем дальнейшая работа по строительству склада хранения вооружения на на его территории нецелесообразна, в настоящее время решается вопрос о внесении изменений в указанную федеральную целевую программу в части изменения места дислокации склада.
УФСИН России по ЕАО приняты все меры для исключения угрозы охраняемым общественным отношениям, взрывчатые вещества, числящиеся на балансе УФСИН России по ЕАО в связи с истечением сроков сохраняемости были уничтожены методом подрыва. В соответствии с указанием ФСИН России от 07.02.2023 № исх-08-9581 УФСИН России по ЕАО принято решение о строительстве отдельного огнестойкого помещения для хранения взрывчатых веществ, средств взрывания, ручных гранат, гранатометных выстрелов и пиротехнических средств. В настоящее время УФСИН России по ЕАО за счёт средств, полученных от приносящей доход деятельности, организовано приобретение части строительных материалов (кирпич, контейнер, железобетонные плиты, цемент). Срок окончания работ 31.12.2023.
Просили суд предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком до 31.12.2030.
В возражениях прокурор указал, что исполнением судебного акта ответчики занимаются более 7 лет с момента вынесения судебного решения. Данного времени достаточно для его исполнения. Требование прокуратуры о строительстве склада для хранения вооружения, боеприпасов и спецсредств обусловлено в первую очередь интересами неопределённого круга лиц, которые могут пострадать вследствие необеспечения ответчиками сохранности вооружения и боеприпасов, находящихся в настоящее время на хранении в непредназначенном для этих целей административном помещении ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО. Также, стоит отметить и объём единиц ненадлежащего хранения, в который включено вооружение и боеприпасы не только ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, но и УФСИН России по ЕАО, что создает дополнительную угрозу населению. Сведения заявителя о принятии решения о строительстве отдельного огнестойкого помещения для хранения взрывчатых веществ, средств взрывания, ручных гранат, гранатометных выстрелов и пиротехнических средств только подтверждают нуждаемость исполнения судебного решения.
Суд постановил указанное определение.
В частной жалобе ФСИН России и УФСИН России по ЕАО просили его отменить, заявление об отсрочке удовлетворить.
Мотивируя частную жалобу, указали, что судом первой инстанции неверно установлены имеющие значение обстоятельства дела, влияющие на разрешение вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Суд не принял во внимание исключительность обстоятельств, указанных в заявлении о предоставлении отсрочки.
УФСИН России по ЕАО получает финансирование в строгом соответствии с федеральной целевой программой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.04.2018 № 420 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы
(2018-2026 годы)» и осуществляет освоение денежных средств с соблюдением сроков, установленных данной программой.
В возражениях на частную жалобу прокурор с её доводами не согласился, просил определение суда оставить без изменения
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, возражений на неё, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу требований статьи 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присуждённых денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учётом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжёлое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении указанных заявлений с учётом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьёзных препятствиях к совершению исполнительных действий. При этом, лицо, ходатайствующее об отсрочке исполнения судебного акта, должно доказать не только затруднительность исполнения судебного акта в настоящее время, но и реальную возможность его исполнения в течение срока, на который указанное лицо просит отсрочить исполнение судебного акта.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 25.05.2016 исковые требования заместителя прокурора ЕАО в интересах неопределённого круга лиц удовлетворены. На ФКУ «Управление строительства №101 Федеральной службы исполнения наказаний» и УФСИН России по ЕАО возложена обязанность в срок до 01.01.2019 создать путём строительства склад для хранения вооружения, боеприпасов и спецсредств в соответствии с требованиями Наставления по организации снабжения, хранения, учёта и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утверждённого приказом ФСИН России от 28.04.2006 № 211. При недостаточности у УФСИН России по ЕАО и ФКУ «Управление строительства № 101 Федеральной службы исполнения наказаний» денежных средств на проведение вышеуказанных работ, на ФСИН России возложена обязанность выделить денежные средства на указанные цели.
Определением Биробиджанского районного суда ЕАО от 05.12.2018 ФСИН России, УФСИН России по ЕАО предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда на срок до 01.01.2021.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 19.04.2021 в отношении УФСИН России по ЕАО возбуждено исполнительное производство № 33027/21/27029-ИП.
В последующем определениями суда от 20.05.2021, 14.12.2021 в предоставлении отсрочки УФСИН России по ЕАО было отказано, указанные определения судом апелляционной инстанции оставлены без изменения.
До настоящего времени решение суда не исполнено.
16.06.2023 должник обратился в суд с настоящим заявлением о предоставлении отсрочки исполнения обязанностей, возложенных судом на ФСИН России, УФСИН России по ЕАО до 31.12.2030.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению должником постановленного судом решения.
При этом суд обоснованно указал, что отсутствие денежных средств или достаточного финансирования не является безусловным основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом учитывая фактические обстоятельства по делу, принимая во внимание, что предоставление отсрочки исполнения решения суда является правом, а не обязанностью суда.
Приведённые в частной жалобе доводы не являются основанием для отмены определения суда.
Отсутствие денежных средств или достаточного финансирования нельзя признать исключительным обстоятельством, препятствующим исполнению решения суда. Отсутствие финансирования или его недостаточный объём не освобождает должников от исполнения установленной решением суда обязанности.
Как верно указал суд первой инстанции изменение сроков исполнения мероприятий федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 06.04.2018 № 420, не является обстоятельством, затрудняющим исполнение ФСИН России, УФСИН России по ЕАО возложенных на них обязанностей, поскольку при рассмотрении дела по существу, 25.05.2016, суд устанавливал срок исполнения решения с учётом порядка финансирования, формирования бюджета. При этом суд не связывал возможность исполнения решения рамками федеральной целевой программы.
Довод заявления о ликвидации ФКУ ЛИУ-2 УФСИНРоссиипо ЕАО и нецелесообразности в связи с этим строительство склада на его территории, также является несостоятельным, поскольку это влечёт фактически неисполнение решения суда.
Кроме того, с момента окончания установленного судом срока (01.01.2019) для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей прошло более трёх лет, при этом заявителям уже предоставлялась отсрочка, по истечению которой решение так и не было исполнено.
Также заявителями не представлено доказательств, подтверждающих, что к указанному ими сроку, 31.12.2030, решение суда будет исполнено.
Таким образом, предоставление отсрочки приведет к длительному неисполнению судебного акта, нарушению прав и охраняемых законом интересов неопределённого круга лиц, в интересах которых был заявлен прокурором иск, повлечёт неэффективность судебной защиты и создаст препятствия для достижения конституционной цели правосудия.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены оспариваемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 333, 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
Определение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.06.2023 оставить без изменения, частную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Судья О.А. Конева