Решение по делу № 2-1349/2024 от 10.01.2024

№ 2-1349/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 февраля 2024 г.                                                                      г. Симферополь

Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Злотникова В.Я.,

при секретаре – ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО6, ФИО5 к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия, третьи лица ФИО2, ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО4, ФИО6, ФИО5 обратились с исковым заявлением в суд к ответчику Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (далее – Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым), в котором просят:

???1) признать незаконным отказ Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения взамен ранее выданного государственного жилищного сертификата;

??2) обязать Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым в десятидневный срок с момента вступления судебного решения в законную силу предоставить ФИО4 государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения взамен ранее выданного государственного жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из четырёх человек: ФИО4 – заявитель; ФИО5 – дочь; ФИО3 – муж; ФИО6 – мать.

В обоснование заявленных требований указываются следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым выдан ФИО10 государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в рамках реализации мероприятий предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации». Данный жилищный сертификат предусматривает выплату ФИО10 в размере 7 986 330 рублей с учётом членов семьи: ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 обратилась в Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым с вопросом о замене ранее выданного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в связи с уточнением сведений о членах семьи, а именно в связи с выбытием несовершеннолетнего ФИО11 в Украину по личным мотивам и его нежеланием получать паспорт гражданина Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым дало ФИО10 ответ, в котором отказало в замене ранее выданного жилищного сертификата, поскольку замена сертификата предусмотрена только случае смерти заявителя и (или) смерти членов его семью, или включения в новый сертификат членов семьи, которыми или в отношении которых заявление ранее не подавалось. ДД.ММ.ГГГГ Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым вынесло решение об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения взамен ранее выданного государственного жилищного сертификата. Названное решение исполнительного органа мотивированно тем, что отсутствует подтверждение возникновения обстоятельств, потребовавших уточнения данных о количестве членов семьи. Истцы не согласны с отказом ответчика в предоставлении государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения взамен ранее выданного государственного жилищного сертификата выраженным в решении исполнительного органа от ДД.ММ.ГГГГ, считают его незаконным, не мотивированным и вынесенным без надлежащего изучения сути обращения, о замене ранее выданного государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в связи с уточнением сведений о членах семьи гражданина. Такой подход исполнительного органа не отвечает принципам справедливости, законности, равенства, правовой определённости, поддержания доверия граждан к закону и государству. Формальный подход к рассмотрению обращения со стороны Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым поставил ФИО4 в положение, когда с одной стороны, нет возможности реализовать право на приобретение жилого помещения, так как в государственном жилищном сертификате указан член семьи – сын ФИО2 выбывший в Украину и по личным мотивам и не желающий получать паспорт гражданина Российской Федерации, наличие которого позволило бы отнести его к гражданам соответствующим требованиям. А с другой стороны исполнительный орган немотивированно отказывает во внесении изменений в государственный жилищный сертификат в части уточнения сведений о членах семьи ФИО4, не дав разъяснений о порядке её действий в данной ситуации.

В судебном заседании представитель истцов и третьего лица ФИО3 поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать, настаивая на том, что Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым были рассмотрены все заявления и обращения, поступившие от ФИО4 в рамках установленных сроков, а также даны разъяснения в соответствии с нормами действующего законодательства в пределах полномочий. Довод истца о формальном подходе к рассмотрению обращений, а также принятию Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым немотивированных отказов, является необоснованным.

Третье лицо ФИО2 в судебное заседание явился, о причинах неявки не сообщил, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

На основании положений статьи 167 ГПК РФ настоящее дело рассмотрено судо без присутствия в судебном заседании третьего лица ФИО2

Заслушав стороны, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым выдало ФИО4 государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В качестве членов семьи владельца сертификата указаны: ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО5 (л.д. 200).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым с заявлением, в котором просила заменить ранее выданный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения , ссылаясь на необходимость уточнения данных по количеству членов семьи, указанных в сертификате, а именно ФИО2 выехал на постоянное место жительства за пределы РФ и не является гражданином Российской Федерации, что препятствует другим членам семьи в дальнейшей реализации выданного сертификата. ФИО4 просила выдать новый сертификат на семью в количестве четырёх человек (л.д. 174).

Решением Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения взамен ранее выданного, ввиду отсутствия подтверждения возникновения обстоятельств, потребовавших уточнения данных о количестве членов семьёй. Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым указало, что подпунктом «и» пункта 4 «Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства» предусмотрено, что замена ранее выданного сертификата возможна в случае смерти заявителя или членов его семьи, а также в случае воссоединения заявителя с членами его семьи. Законе предусматривают иных случаев и порядка замены/аннулирования государственного жилищного сертификата, а именно исключения ФИО2 из ранее выданного государственного жилищного сертификата (л.д. 170).

В соответствии с Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФКЗ "О принятии в ФИО1 <адрес> и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - <адрес>" <адрес> принята в состав Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей <адрес> и части <адрес>, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации" утверждены «Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства» (далее – Правила N 1876).

Пунктом 2 Правил N 1876 предусмотрено, что мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев:

а) граждане после ДД.ММ.ГГГГ покинули место постоянного проживания в <адрес> или части <адрес> (в населенных пунктах <адрес> по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства;

б) граждане до ДД.ММ.ГГГГ (включительно) подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата;

в) граждане по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту жительства на территории <адрес> или части <адрес>, указанной в подпункте "а" настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;

г) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке;

д) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил N 1876 порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и предусматривает:

(1)) условие о перечислении единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальной выплаты гражданину при наличии у него и членов его семьи гражданства Российской Федерации;

и) порядок аннулирования ранее выданного гражданину сертификата и выдачи нового сертификата в случае его смерти и (или) смерти членов его семьи, включая расчет размера социальной выплаты в этом случае по состоянию на дату выдачи нового сертификата;

к) порядок аннулирования ранее выданного сертификата и выдачи нового сертификата в случае включения в новый сертификат членов семьи, которыми или в отношении которых заявление ранее не подавалось, включая расчет размера социальной выплаты в этом случае по состоянию на дату выдачи аннулируемого сертификата.

Как установлено пунктом 1 Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 909 «О предоставлении единовременной выплаты и жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, вынужденно покинувшим <адрес> и правобережную часть <адрес>» гражданам Российской Федерации, вынужденно покинувшим <адрес> и правобережную часть <адрес> и избравшим место проживания на территории Республики Крым, предоставляются следующие меры социальной поддержки: предоставление единовременной выплаты в размере 100 000,0 рубля; предоставление жилищных сертификатов.

Указанным постановлением также утверждены «Порядок и условия предоставления гражданам Российской Федерации, вынужденно покинувшим <адрес> и правобережную часть <адрес>, социальной выплаты на приобретение жилого помещения» (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка социальная выплата предоставляется для приобретения жилого помещения на первичном или вторичном рынках жилья на территории Республики Крым, указанного в сертификате, у физических и юридических лиц (одного или нескольких). Жилое помещение (жилые помещения) должно соответствовать требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек).

В соответствии с пунктом 4 Порядка для получения сертификата гражданин представляет в уполномоченный орган либо Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – МФЦ) следующие документы: заявление о предоставлении сертификата по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее – заявление); документы, удостоверяющие личность заявителя и каждого члена его семьи. Членами семьи заявителя являются граждане, совместно покинувшие с заявителем <адрес> и правобережную часть <адрес> и совместно проживающие по избранному месту жительства супруг, супруга, дети, родители.

Согласно пункту 7 Порядка предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты совокупности следующих требований: а) граждане Российской Федерации вынужденно покинули место постоянного проживания в городе Херсоне и правобережной части <адрес>; б) граждане подали заявление на предоставление социальной выплаты (жилищного сертификата) лично либо через представителя при условии представления доверенности на такого представителя, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктом 9 Порядка правом на получение социальной выплаты обладает гражданин Российской Федерации, проживавший в городе Херсоне или правобережной части <адрес>, что подтверждается одним из следующих документов: документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации или иные документы, удостоверяющие личность); документы, выданные органами публичной власти <адрес>, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины, подтверждающие гражданское состояние, документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество в городе Херсоне или правобережной части <адрес> (при наличии).

Основываясь на вышеприведённых положениях закона и установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчиком Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым каких-либо незаконных действий в настоящем случае не допущено, поскольку нормативный акт Республики Крым, регулирующий порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям <адрес> и части <адрес> путём предоставления государственных жилищных сертификатов, не предусматривает условия и порядок аннулирования жилищных сертификатов.

Вместе с тем, основываясь на положениях Правил N 1876, Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым пришло к правомерному выводу о том, что аннулирование ранее выданного гражданину сертификата и выдача нового сертификата возможно в предусмотренных законом случаях, а именно в случае смерти заявителя и (или) смерти членов его семьи, и в случае включения в новый сертификат членов семьи, которыми или в отношении которых заявление ранее не подавалось.

Иных оснований аннулирования ранее выданного сертификата и выдачи нового сертификата, действующее правовое регулирование не предусматривает.

ФИО2 не являясь гражданином Российской Федерации в настоящее время не имеет права на предоставление жилищных сертификатов, при этом на момент первоначального обращения ФИО4 за получением социальной выплаты Правила N 1876 требования о наличии у членов семьи заявителя гражданства Российской Федерации не содержали.

При этом, указание в жилищном сертификате ФИО2 в качестве члена семьи ФИО4 препятствует истцам и третьему лицу ФИО3 в реализации права на получение социальной выплаты, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к получателям жилищных сертификатов.

Основываясь на принципах справедливости, законности, равенства, с целью недопущения необоснованного нарушения прав истцов, суд полагает необходимым обязать Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым аннулировать ранее выданный ФИО4 государственный жилищный сертификат и выдать новый жилищный сертификат, включив в который ФИО6, ФИО3 и ФИО5

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Возложить на Министерств жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым обязанность аннулировать государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения ФИО4, а также обязанность в десятидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу предоставить ФИО4 новый государственный жилищный сертификат взамен ранее выданного государственного жилищного сертификата на состав семьи из четырёх человек: ФИО4 – заявитель; ФИО5 – дочь; ФИО3 – муж; ФИО6 – мать.

В остальной части в удовлетворении иска откзаать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявший решение.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1349/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Синельникова Дарина Аркадьевна
Паленова Лидия Васильевна
Паленова Лидия Алексеевна
Ответчики
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым
Другие
Паленов Данил Юрьевич
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Злотников Василий Яковлевич
Дело на странице суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
10.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2024Передача материалов судье
12.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.02.2024Судебное заседание
07.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее