Решение по делу № 2-1467/2019 от 06.05.2019

                                                                                                                                                    № 2-1467/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2019 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Богатова О.В.

при секретаре Бабаевой Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куроедова Алексея Валерьевича к Пензенской области в лице Министерства здравоохранения Пензенской области о взыскании убытков,

У С Т А Н О В И Л :

Куроедов А.В. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в апреле 2014 года ему поставлен диагноз: Данные изъяты В январе 2016 года он был госпитализирован в ГНЦК, и до сентября 2016 года находился на гормональной терапии предризолоном. В связи с наличием тяжелого инвалидизирующего заболевания и по жизненным показаниям рекомендована биологическая терапия препаратом Инфликсимаб. Для проведения индукционной и поддерживающей терапии необходимо получать препарат по месту жительства, задержка в ведении препарата не должна превышать 7 дней. Согласно выписного эпикриза от 27.02.2018 года ему было назначено продолжение антицитокиновой терапии по месту жительства, Данные изъяты каждые 8 недель. Учитывая что индукционный курс начат биосимиляром, в дальнейшем временная замена препарата на оригинальный не представляется возможным в связи с риском развития жизни угрожающих инфузионных и постинфузионнных осложнений, в связи с чем рекомендовано дальнейшее продолжение терапии биосимиляром. Календарь введения на 2018 - 2019 гг.: 23.01.2018 года; 20.03.2018 года; 15.05.2018 года; 10.07.2018 года; 03.09.2018 года; 29.10.2018 года; 24.12.2018 года; 18.02.2018 года.

Однако Министерство здравоохранения Пензенской области его обращение об обеспечении его препаратом Данные изъяты. оставило без удовлетворения. Поскольку задержка не должна превышать 7 дней, а очередное введение препарата было проведено 08.11.2018 года, что подтверждает заключительный эпикриз от 10.11.2018 года, он был вынужден занять денежные средства и приобрести указанный медицинский препарат за свой счет, стоимость которого составила 34 800 рублей, что подтверждает товарный и кассовый чек от 22.10.2018 года. Последующее очередное введение препарата было проведено 08.01.2019 года, что подтверждает заключительный эпикриз от 09.01.2019 года. Для введения им был приобретен указанный препарат на сумму 31 800 рублей, что подтверждает товарный и кассовый чек от 14.12.2018 года. Таким образом, за период с октября 2018 года по декабрь 2018 года им было потрачено на приобретение препарата Данные изъяты 66 600 рублей.

В адрес ответчика были направлены претензии с требованием о возмещении убытков. Министерство здравоохранения Пензенской области отказалось возместить понесенные убытки на приобретение вышеуказанного медицинского препарата, мотивируя тем, что денежная компенсация за неполученные гражданами лекарственные средства по льготным рецептам или приобретенные за наличный расчет действующим законодательством не предусмотрена. Вместе с тем, согласно Федеральному закону «О государственной социальной помощи» №178-ФЗ (в ред. 28.07.2012 №133-Ф3), препарат Данные изъяты включен в «Перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг». Получение инфликсимаба в рамках льготного лекарственного обеспечения по месту жительства регламентировано п. 8 («Инвалиды») ст. 6.1 гл. 2 ФЗ «О государственной социальной помощи №178 - ФЗ (в ред. 28.07.2012 №133-Ф3). Таким образом, убытки в сумме 66 600 рублей возникли вследствие ненадлежащего исполнения Министерством здравоохранения Пензенской области своих обязанностей по обеспечению указанного медицинского препарата в рамках льготного лекарственного обеспечения по месту жительства.

Просит суд взыскать с Пензенской области в лице Министерства здравоохранения по Пензенской области за счет средств бюджета Пензенской области в его пользу денежные средства в размере 66 600 рублей, отнести на ответчика судебные издержки по оплате госпошлины в сумме 2 198 рублей и услуги адвоката в сумме 15 000 рублей.

В судебном заседании Куроедов А.В. и его представитель по доверенности Заливнова О.Д. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Пензенской области Гришин В.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал. В обоснование возражений пояснил, что закупки лекарственных препаратов осуществляются в соответствии с требованием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по международным непатентованным наименованиям. Под международным непатентованным наименованием Данные изъяты в России зарегистрировано 3 лекарственных препарата разных производителей с одним МНН под торговыми наименованиями Данные изъяты, имеющие идентичные инструкции по применению. Как следует из инструкций по применению лекарственных препаратов Данные изъяты не рекомендуется одновременное применение инфликсимаба с другими биологическими препаратами. Одновременно заявителю вводить препарат инфликсимаб и не собирались вводить. Что касается перевода с одного биологического препарата на другой, то в инструкции говорится о том, что следует соблюдать осторожность при переводе с одного биологического препарата на другой, так как перекрестная биологическая активность может увеличить риск развития инфекции и других возможных фармакологических взаимодействий. Все заявленные медицинскими организациями лекарственные препараты, в рамках их заявок, получены ими в полном объёме. Кроме того, лечебные учреждения получают лекарственные препараты по ходатайствам, направляемым в Министерство при отсутствии данных препаратов в заявке лечебного учреждения или их заявки в недостаточном объеме. В заявках поликлиник № 13 и № 14 ГБУЗ «Городская поликлиника» на 2018 год было 27 упаковок препарата Данные изъяты (заявки на 1 и 2-4 квартал 2018 года на 11 л.). Фактически по рецептам вышеуказанных поликлиник аптечным пунктом № 37 ОАО «Фармация» получено и отпущено 60 уп. препарата Данные изъяты под разными торговыми названиями, в том числе: Данные изъяты. Считает, что переход с одного аналогичного препарата на другой под одним международным непатентованным наименованием возможна. Заявителю предлагался аналогичный оригинальный препарат под одним и тем же МНН Данные изъяты под торговым наименованием «Ремикейд» от которого заявитель категорически отказывается, ссылаясь на выписные эпикризы ФГБУ «ГНЦК им. А.Н. Рыжих», о чем он сам сообщает в своих претензиях. Просит в иске Куроедову А.В. отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица ГБУЗ «Городская поликлиника» по доверенности Привалова Д.О. полагала удовлетворение иска на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Куроедов А.В. является инвалидом 3 группы по заболеванию Данные изъяты

В период с 07.11.2016 по 18.11.2016 Куроедов А.В. находился на стационарном лечении в гастроэнтерологическом отделении ФГБУ «ГНЦК им. А.Н. Рыжих» Минздрава России по поводу вышеуказанного заболевания.

Согласно выписному эпикризу ФГБУ ГНЦК им АН Рыжих от 27.02.2018 года Куроедову А.В. было назначено продолжение антицитокиновой терапии по месту жительства, Данные изъяты каждые 8 недель (задержка в ведении препарата не должна превышать 7 дней). Календарь введения на 2018 - 2019 гг.: 23.01.2018 года; 20.03.2018 года; 15.05.2018 года; 10.07.2018 года; 03.09.2018 года; 29.10.2018 года; 24.12.2018 года; 18.02.2018 года.

Поскольку задержка во введении медицинского препарата не должна превышать 7 дней, а очередное введение препарата было проведено 08.11.2018 года, что подтверждает заключительный эпикриз от 10.11.2018 года, Куроедов А.В. был вынужден приобрести указанный медицинский препарат за свой счет, стоимость которого составила 34 800 рублей, что подтверждает товарный и кассовый чек от 22.10.2018 года. Последующее очередное введение препарата было проведено 08.01.2019 года, что подтверждает заключительный эпикриз от 09.01.2019 года. Для введения им был приобретен указанный препарат на сумму 31 800 рублей, что подтверждает товарный и кассовый чек от 14.12.2018 года.

Таким образом, за период с октября 2018 года по декабрь 2018 года истцом было потрачено на приобретение препарата Данные изъяты 66 600 рублей.

Предъявляя исковые требования, истец исходит из того, что в связи с необеспечением его необходимыми лекарственными препаратами, он имеет право на компенсацию суммы денежных средств, затраченных на покупку лекарственных препаратов.

Суд полагает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее Федеральный закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

В силу ст. 10 Федерального закона N 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

В силу ст. 19 Федерального закона N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ, согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: 1) организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; 2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; 3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета субъектов РФ (ч.2,4).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными частью 7 настоящей статьи (ч.9).

Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Таким образом, решение вопроса по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Приказом Минздравсоцразвития РФ № 665 от 18.09.2006 утвержден перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который включен препарат Данные изъяты

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Пензенской области, утвержденным Постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2013 №30-пП, Министерство здравоохранения Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области ( п.1.1.).

Финансирование Министерства осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области, целевых средств, выделяемых Министерству на реализацию областных, долгосрочных целевых, федеральных программ и иных программ из средств бюджета Пензенской области и федерального бюджета, субвенций из федерального бюджета (п.1.8).

Министерство здравоохранения Пензенской области организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п.2.1.12.24 Положения о Министерстве).

Поскольку истцу по жизненным показаниям необходим лекарственный препарат Данные изъяты которым он не был своевременно обеспечен, в связи с чем, вынужден был нести расходы на его приобретение, понесенные им расходы в размере 66 600 руб. являются убытками, которые в силу ст. 16 ГК, ст.158 Бюджетного Кодекса РФ подлежат взысканию с Пензенской области в лице Министерства здравоохранения Пензенской области как главного распорядителя и получателя средств бюджета, предназначенных на цели обеспечения граждан лекарственными препаратами.

Превышение нормативов финансовых затрат в месяц по обеспечению Куроедова А.В. лекарственными средствами, а также отсутствие необходимых объемов финансирования указанных расходов, на что, в том числе, ссылается Министерство здравоохранения Пензенской области, не может служить основанием для отказа в обеспечении жизненно важными лекарственными препаратами, поскольку процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная п. 2.1-2.8 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2004 № 328, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается, исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами. Превышение нормативов финансовых затрат в месяц по обеспечению жизненно необходимыми лекарственными средствами не может исключать права истца на бесплатное обеспечение данными лекарственными препаратами. Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и должно осуществляться бесперебойно.

Не предоставление Куроедову А.В. лекарственных препаратов, назначенных консилиумом врачей, в рекомендованных дозировках, влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо, а также создает угрозу его жизни и здоровья.

Довод представителя ответчика о том, что переход с одного аналогичного препарата на другой под одним международным непатентованным наименованием возможна, является необоснованным, и опровергается справкой ФГБУ «ГНЦК им. А.Н. Рыжих», копия которой имеется в материалах дела, согласно которой переход с одного биосимиляра на другой может сопровождаться нежелательными явлениями, быть причиной обострения ВЗК. В связи с чем, временная замена препарата или переход на другой биосимиляр не представляется возможным в связи с риском развития жизнеугрожающих осложнений.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами и другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат расходы по оплате госпошлины, исходя из суммы исковых требований, в размере 2 198 руб.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В силу п. 12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Из представленной в материалы дела квитанции к приходному кассовому ордеру от 17.04.2017 года, следует, что истцом понесены расходы по оплате услуг представителя Заливновой О.Д. в размере 15 000 рублей.

Принимая во внимание объем работы, выполненной представителем истца, учитывая сложность дела и количество судебных заседаний (1), проведенных по делу, исходя из принципа разумности, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу Куроедова А.В. в возмещение указанных расходов 10 000 руб., полагая указанную сумму соразмерной оказанной представителем услуги.

         Руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Куроедова Алексея Валерьевича удовлетворить.

Взыскать с Пензенской области в лице Министерства здравоохранения Пензенской области за счет средств бюджета Пензенской области в пользу Куроедова Алексея Валерьевича денежные средства в размере 66 600 рублей, расходы по уплате госпошлины в размере 2 198 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия суда решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 4 июня 2019 года.

          Судья                                        О.В. Богатов

2-1467/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Куроедов Алексей Валерьевич
Ответчики
главный распорядитель бюджетных средств Министерства здравоохранения Пензенской области
Другие
ГБУЗ "Городская поликлиника"
Министерство финансов Пензенской области
Суд
Ленинский районный суд г. Пенза
Судья
Богатов Олег Викторович
Дело на сайте суда
leninsky.pnz.sudrf.ru
06.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2019Передача материалов судье
06.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2019Подготовка дела (собеседование)
20.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2019Судебное заседание
04.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2020Передача материалов судье
06.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2020Подготовка дела (собеседование)
06.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
06.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее