Решение по делу № 33а-21397/2017 от 06.07.2017

Судья Лапшина И.А. дело №33а-21397/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего – судьи Вороновой М.Н.,

судей Найденовой Л.А., Варламовой Е.А.,

при секретаре Саховаровой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 июля 2017 года апелляционную жалобу Смеяна Е. А. на решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 29 марта 2017 года по административному делу по административному иску Смеяна Е. А. к Совету депутатов города Долгопрудный, прокурору города Долгопрудный о признании решения Совета депутатов города Долгопрудный от 22 декабря 2016 года №70-р незаконным и подлежащим отмене в части, о признании представления прокурора города Долгопрудный от 19 декабря 2016 года незаконным и подлежащим отмене полностью, о признании решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению от 05 декабря 2016 года незаконным, подлежащим отмене полностью,

заслушав доклад судьи Найденовой Л.А.,

объяснения Смеяна Е.А., представителя Смеяна Е.А. – Серебрякова Д.В., представителя Совета депутатов г. Долгопрудного Терентьевой Е.Е., прокурора Корнилова П.С.,

установила:

    Смеян Е.А. обратился в Долгопрудненский городской суд Московской области с указанным административным исковым заявлением, в котором просил:

    - признать незаконным и отменить решение Совета депутатов города Долгопрудного от 22 декабря 2016 года №70-р – в части 2 (прекращение депутатских полномочий Смеяна Е.А.);

    - признать незаконным и отменить полностью представление прокурора города Долгопрудного от 19 декабря 2016 года;

    - признать незаконным и отменить полностью решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению от 05 декабря 2016 года.

    В обоснование требований административный истец указал, что в сентябре 2014 года был избран депутатом Совета депутатов города Долгопрудного Московской области, исполнял депутатские полномочия на непостоянной основе.

05 декабря 2016 года Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению рекомендовала Совету депутатов города Долгопрудного разъяснить депутату Смеяну Е.А. требования действующего законодательства о необходимости предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

21 декабря 2016 года на заседании Совета депутатов города Долгопрудного было принято решение «О досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов города Долгопрудного Московской области» (подписано главой города 22 декабря 2016 года за номером 70-р), согласно пункту 2 которого прекращены полномочия депутата Смеяна Е.А. в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

    Поводом к рассмотрению вопроса о досрочном прекращении депутатских полномочий Смеяна Е.А. явилось представление прокурора города Долгопрудного от 19 декабря 2016 года «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции».

     Административный истец, полагая принятые акты незаконными ссылался на то, что сведения о своих доходах и доходах членов семьи были им представлены 13 мая 2016 года. Задержка в предоставлении сведений была вызвана отсутствием определенности в том, куда и в каком порядке должны были предоставляться сведения, прямо не установлены ни срок, ни форма подачи сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Кроме того, административный истец полагал нарушенным порядок лишения его депутатских полномочий, в том числе не соблюдены установленные сроки для рассмотрения данного вопроса.

Административный истец полагал нарушающим требования законодательства представление прокурора г.Долгопрудного от 19 декабря 2016 года, Приказу Генеральной Прокуратуры РФ от 07 декабря 2007 года №95 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Ссылался на то, что депутат Смеян Е.А., не наделен исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, следовательно, его действия (бездействие) не являются предметом надзора прокуратуры.

    Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению была создана только в декабре 2016 года и не могла, по мнению Смеяна Е.А., рассматривать данный вопрос.

В судебном заседании суда первой инстанции административный истец поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика - Совета депутатов г.Долгопрудного Московской области, представлявший также интересы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению, против удовлетворения административного иска возражал, указав, что обязанность по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год депутатом Смеяном Е.А. не исполнена своевременно.

Административный ответчик – представитель Прокурора города Долгопрудного возражал против удовлетворения требований, ссылался на то, что представление прокурора было вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.

Решением Долгопрудненского городского суда Московской области от 29 марта 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Смеян Е.А. просит об отмене данного решения как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов административного дела усматривается, что Смеян Е.А. в сентябре 2014 года был избран депутатом Совета депутатов города Долгопрудного Московской области, осуществлял свои полномочия на непостоянной основе.

19 декабря 2016 года по результатам проведенной Долгопрудненской городской прокуратурой проверки соблюдения Советом депутатов города Долгопрудного требований законодательства о противодействии коррупции Прокурором города Долгопрудного Паршиной О.А. в адрес Совета депутатов города Долгопрудного вынесено представление №7-06-2016 об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции. В представлении прокурора указывалось на факт не предоставления депутатом Кузеевым Р.Е. и несвоевременное предоставление депутатом Смеяном Е.А. сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своих супруг и несовершеннолетних детей за 2015 год в аппарат Совета депутатов г. Долгопрудного в срок до 30 апреля 2016 года.

Рассмотрение представления Прокурора было включено в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов города Долгопрудного 21 декабря 2016 года. По итогам голосования представление Прокурора города Долгопрудного от 19 декабря 2016 года было признано обоснованным, полномочия депутатов Совета депутатов города Долгопрудного Смеяна Е.А. и Кузеева Р.Е были досрочно прекращены.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Федеральным законом от 03.11.2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из многих норм федерального законодательства были исключены слова «на постоянной основе», в связи с чем ряд ограничений, запретов и обязанностей начал действовать в отношении более широкого круга лиц.

В частности, эти слова были исключены из части 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которой (в редакции, вступившей в силу с 04 ноября 2015 года) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 558 и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. В свою очередь, форма справки утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.

Согласно абзацу семнадцатому части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определен статьей 40 Федерального закона №131-ФЗ.

Согласно части 5.1 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Таким образом, системное толкование указанных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения им ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, применительно к рассматриваемой ситуации – за неисполнение обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей.

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела депутатом Стояном Е.А. сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей представлены 13 мая 2016 года, т.е. с нарушением установленного нормативными актами срока: до 30 апреля 2016 года.

Отказывая в удовлетворении административного иска о признании решения Совета депутатов города Долгопрудного от 22 декабря 2016 года №70-р незаконным и подлежащим отмене суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Совета депутатов принято уполномоченным органом, с соблюдением процедуры принятия решения, кворум для принятия решения имелся. Принятие решения не противоречит положениям части 11 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ.

Между тем, из материалов дела усматривается, что Уставом городского округа Долгопрудный на день рассмотрения Советом депутатов города Долгопрудного вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Смеяна Е.А. в числе оснований для досрочного прекращения полномочий депутата (статья 31 Устава) не было предусмотрено такое основание как несоблюдение требований по предоставлению сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей. Решением Совета депутатов города Долгопрудного от 22 декабря 2016 года №75-р в Устав были внесены изменения, в том числе в статье 31 Устава в части 3 указано основание для досрочного прекращения полномочий депутата: «несоблюдение ограничений, установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Усматривается также, что Комиссия, в ведении которой находится рассмотрение вопроса о предоставлении депутатами сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей, образована только 01 декабря 2016 года.

Как усматривается из представленных суду протоколов заседания постоянной комиссии Совета депутатов по правовым вопросам (от 11 мая 2016 года,16 июня 2016 года) на них обсуждались вопросы о предоставлении депутатами сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей. 16 июня 2016 года комиссия вынесла решение о поручении аппарату Совета депутатов и постоянной комиссии по правовым вопросам Совета депутатов изучить подробно действующее законодательство и практику по данной теме с целью подготовки соответствующих изменений в городскую нормативную базу. Решено также рекомендовать Совету депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Кузеева Р.Е. и о разъяснении депутату Смеяну Е.А. о необходимости предоставления сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей в установленный законом срок.

Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов в Совете депутатов города Долгопрудного Московской области 05 декабря 2016 года в отношении депутата Стояна Е.А. принято решение рекомендовать Совету депутатов города Долгопрудного разъяснить депутату Смеяну Е.А. требования действующего законодательства о необходимости предоставления сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей.

В 2016 году приведенные положения нормативных актов, предписывающих обязанность в том числе депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, предоставлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей – применялись впервые.

Анализ приведенных обстоятельств свидетельствует, по мнению судебной коллегии о том, что задержка депутатом Смеяном Е.А. предоставления сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей была вызвана отсутствием в Совете депутатов города Долгопрудного определенности в том, следует ли депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, предоставлять такие сведения, отсутствовала информация о том, куда и в каком порядке должны были предоставляться эти сведения.

Следует учитывать, что депутат Смеян Е.А. не уклонился от предоставления соответствующих сведений, они были им предоставлены – как бесспорно следует из материалов дела - 13 мая 2016 года, то есть, с учетом выходных и праздничных дней, с опозданием на 5 дней. При этом достоверность представленных сведений никем, в том числе прокурором, не подвергнута сомнению. Фактов несоблюдения депутатом Смеяном Е.А. установленных законом ограничений, запретов не установлено.

Задержка предоставления сведений Смеяном Е.А. не может быть расценена как действие, направленное на создание условий, допускающих возможные злоупотребления при осуществлении публичной власти.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что полномочия депутата Смеяна Е.А., предоставившего в соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона №273-ФЗ сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей, не могли быть досрочно прекращены.

Судебная коллегия считает решение суда в части отказа в удовлетворении административного иска Смеяна Е.А. к Совету депутатов города Долгопрудного о признании решения Совета города Долгопрудного от 22 декабря 2016 года №70-р незаконным и подлежащем отмене в части – не соответствующим обстоятельствам дела, основанном на неправильном истолковании положений действующего законодательства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Смеяна Е.А. о признании Представления Прокурора города Долгопрудного от 19 декабря 2016 года незаконным и подлежащим отмене полностью, о признании Решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению от 05 декабря 2016 года незаконным и подлежащим отмене полностью. Разрешая административный иск в данной части суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку, решение суда в данной части является законным и обоснованным.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Долгопрудненского городского суда Московской области от 29 марта 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении административного иска Смеяна Е. А. о признании частично незаконным и подлежащим отмене решения Совета депутатов города Долгопрудного Московской области от 22 декабря 2016 года №70-р.

Постановить по делу в этой части новое решение, которым признать незаконным и отменить пункт 2 решения Совета депутатов города Долгопрудного Московской области от 22 декабря 2016 года №70-р «О досрочном прекращении полномочий депутатов Совета депутатов города Долгопрудный Московской области» о досрочном прекращении полномочий депутата Смеяна Евгения Александровича.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

33а-21397/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Cмеян Е.А.
Ответчики
Прокурор г. Долгопрудного
Совет депутатов г. Долгопрудного
Суд
Московский областной суд
Судья
Найденова Л.А.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
12.07.2017[Адм.] Судебное заседание
24.07.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2017[Адм.] Передано в экспедицию
12.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее