УИД № 57RS0023-01-2024-003496-93 Дело № 2-3142/2024 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2024 года |
г. Орел |
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Сергиенко Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Сырцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Думнова Р.Г. к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, Российской Федерации в лице Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области о возмещении ущерба в связи с незаконным привлечением к административной ответственности
установил:
Думнов Р.Г. обратился в суд с иском Российской Федерации в лице Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области о возмещении ущерба в связи с незаконным привлечением к административной ответственности.
В обоснование иска указано, что постановлением инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Орловской области Леоновой Ж.Ю. №*** от ДД.ММ.ГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Решением Советского районного суда г. Орла от 27.02.2024 данное постановление должностного лица было отменено, производство по делу было прекращено за отсутствием в действиях Думнова Р.Г. события административного правонарушения.
Истец указал, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении он вынужден был воспользоваться юридической помощью, за что им было оплачено <данные изъяты>. Кроме того, неправомерными действиями должностного лица, истцу был причинён моральный вред.
На основании изложенного, истец просил суд взыскать с Российской Федерации в лице Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области в его пользу убытки в виде расходов на оплату юридических услуг в сумме <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.
Истец Думнов Р.Г. и его представитель Тюленева Н.А., надлежащим образом извещенные о слушании дела, в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель МВД России и УМВД России по Орловской области Ленков М.И., возражал относительно удовлетворения иска, по основаниям изложенным в письменных возражениях.
Представитель Министерства финансов РФ, УФК по Орловской области Кураков А.В. возражал относительно удовлетворения иска.
Представитель должностного лица Леоновой Ж.Ю. - Чеканова Ю.А., возражала относительно удовлетворения иска.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52 Конституции Российской Федерации).
Из содержания названных конституционных норм следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы, которые лицо произвело для восстановления нарушенного права, относятся к реальному ущербу и возмещаются в составе убытков по требованию лица, право которого нарушено.
Частями 1 и 2 ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 4 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании ст. ст. 15, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как следует из вышеперечисленных норм права, а также ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки являются формой гражданско-правовой ответственности, и взыскание их возможно при наличии определенных условий, в том числе: наличие вины второй стороны и причинно-следственной связи между наступившими последствиями и противоправным поведением ответчика.
Поскольку требования истца не относятся ни к одному из перечисленных в п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств, то взыскание заявленных убытков производится по общим правилам, при наличии вины причинителя вреда, либо издания не соответствующего закону или иному правовому акту документа.
Однако положения статей 15, 16, 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования не могут выступать в качестве основания для отказа в возмещении расходов на оплату услуг защитника и иных расходов, связанных с производством по делу об административном правонарушении, лицам, в отношении которых дела были прекращены на основании пунктов 1 или 2 части 1 статьи 24.5 (отсутствие события или состава административного правонарушения) либо пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП Российской Федерации (ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение по результатам рассмотрения жалобы) со ссылкой на недоказанность незаконности действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц или наличия вины должностных лиц в незаконном административном преследовании.
Возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу.
Из права на судебную защиту вытекает общий принцип, в силу которого правосудие нельзя было бы признать отвечающим требованиям равенства и справедливости, если расходы, понесенные в связи с судебным разбирательством, ложились бы на лицо, вынужденное прибегнуть к этим расходам в рамках судебного механизма обеспечения принудительной реализации своих прав, свобод и законных интересов.
Возмещение проигравшей стороной правового спора расходов другой стороны не обусловлено установлением ее виновности в незаконном поведении - критерием наличия оснований для возмещения является итоговое решение, определяющее, в чью пользу данный спор разрешен.
Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
К нематериальным благам относится жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя и т.д. (стать 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Пунктами 26, 27 указанного постановления Пленума установлено, что определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
Согласно статьям 151, 1064, 1070 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации причиненный гражданину моральный вред (физические или нравственные страдания) компенсируется при наличии вины причинителя такого вреда, за исключением случаев, предусмотренных законом. Применительно к случаям компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, лицам, в отношении которых дела были прекращены на основании пунктов 1 или 2 части 1 статьи 24.5 либо пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, это - в соответствии со статьями 1.6, 3.2, 3.9, 27.1, 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом выявленного в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 № 9-П конституционно-правового смысла статьи 27.5 данного Кодекса - означает, что в системе действующего правового регулирования компенсация морального вреда может иметь место независимо от вины причинивших его должностных лиц во всяком случае, когда к гражданину было незаконно применено административное наказание в виде административного ареста либо он незаконно был подвергнут административному задержанию на срок не более 48 часов в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест
Такое законодательное решение вопроса о порядке компенсации морального вреда, причиненного гражданину незаконным привлечением к административной ответственности, исходит из необходимости повышенной правовой защиты свободы и личной неприкосновенности граждан (статья 22 Конституции Российской Федерации). При незаконном применении к гражданину вследствие привлечения к административной ответственности иных - не затрагивающих эти ценности - мер административного принуждения гражданин не лишен возможности использовать общие основания и порядок компенсации причиненного морального вреда, предусмотренные статьями 151 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно, установленные данным Кодексом правила компенсации гражданину морального вреда, в том числе причиненного ему незаконным привлечением к административной ответственности, не выходят за пределы дискреционных полномочий законодательной власти и не могут быть признаны противоречащими Конституции Российской Федерации.
Таким образом, указанные правовые нормы в их системной взаимосвязи с правовой позицией, содержащейся в указанном выше постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, допускают возможность удовлетворения требования о возмещении ущерба, компенсации морального вреда лица, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, при наличии общих условий наступления ответственности за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В связи с этим для разрешения требований гражданина о возмещении вреда, причиненного ему незаконным привлечением к административной ответственности, необходимо установление незаконности акта о привлечении к административной ответственности, факта наличия нравственных страданий, ущерба, а также наличия причинной связи между имевшими место нравственными страданиями и нарушением личных неимущественных прав потерпевшего, наступления ущерба в результате незаконного привлечения к административной ответственности.
Как следует, из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 ГК РФ, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ).
На основании пункта 100 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. При этом в силу ч. 3 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при выявлении таким образом правонарушений протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 26 пленума Верховного Суда российской Федерации от 25.06.2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (действующему на момент рассмотрения настоящего дела) статьей 2.6.1, частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - технические средства, работающие в автоматическом режиме). В указанных случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию.
При этом технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности, в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений. В случае возникновения в ходе рассмотрения жалобы (протеста) на постановление о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающим в автоматическом режиме техническим средством, сомнений в корректности работы такого технического средства, в том числе в связи с доводами жалобы (протеста), судья вправе истребовать документы, содержащие указанные выше сведения.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Согласно Примечанию к данной статье положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Судом установлено, что постановлением инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Орловской области Леоновой Ж.Ю. №*** от ДД.ММ.ГГ Думнов Р.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Правонарушение было зафиксировано средствами фотофиксации <данные изъяты>, заводской номер №***, свидетельство о поверке <данные изъяты>, действительно до 14.12.2023 включительно.
Решением Советского районного суда г. Орла от 27.02.2024 данное постановление должностного лица было отменено, производство по делу было прекращено за отсутствием в действиях Думнова Р.Г. события административного правонарушения. В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что Думнов Р.Г. имеет инвалидность <данные изъяты> бессрочно, в связи с чем на него требования знака «3.28» («Стоянка запрещена») не распространяются.
Согласно Руководству пользователя «Информационная система «Регион фото-видеофиксация» в него могут загружаться фотоматериалы (далее ФВМ) в том числе от прибора «<данные изъяты>». После загрузки фотоматериалов пользователю необходимо выполнить контроль качества фотоматериалов, контроль их распознавания путем сопоставления алфавитно-цифровой формы записи государственных регистрационных знаков с их графической формой, контроль соответствия данных о марке и модели ТС, полученных из БД ГИБДД и зафиксированных на фотоматериале. При получении ответа из баз розыска принимается решение о возможности формирования постановлений по делам об административных правонарушениях. Выполнение перечисленных операций приводит к накоплению необходимых данных, на основании которых пользователь - должностное лицо, уполномоченное на соответствующее действие, формирует постановления по делам об административных правонарушениях.
Согласно разделу 3 «Первичная обработка фотоматериалов» при загрузке фотоматериалов в Информационную систему «Фото-видеофиксация» автоматически выполняется запрос в ФИС ГИБДД с целью получения данных о собственнике. По ГРЗ выполняется запрос данных собственника АМТС в специализированные учеты ГИБДД, затем выполняется первичная обработка фотоматериалов, которая заключается в сопоставлении результата распознавания алфавитно-цифровой формы записи ГРЗ с ее графической формой; кроме того, оператор должен выполнить визуальный контроль соответствия марки и модели ТС, полученных из ФИС ГИБДД зафиксированным на фотоматериале. На основании результата распознавания ФВМ автоматически группируются следующим образом: - «Брак» - ФВМ, которые не могут быть автоматически обработаны (ГРЗ невозможно распознать, на ФВМ запечатлено более одного АМТС и пр.); - «Все» - все ФВМ, содержащиеся.
Формирование постановлений возможно только после внесения всех необходимых данных по административным правонарушениям. При наличии таковых можно распечатать копии постановления и уведомления о вручении почтовых отправлений. После формирования постановлений выполняется их вынесение и подписание электронно-цифровой подписью. Если все данные, необходимые для формирования постановлений, получить нет возможности, то материал отправляется в архив (Раздел 4). После введения всех необходимых реквизитов выносится постановление по делу об административном правонарушении (раздел 5.3).
Ставить под сомнение достоверность сведений, зафиксированных вышеуказанным специальным средством фиксации административных правонарушений, прошедшего поверку, как и его пригодность для целей автоматической фотофиксации правонарушений в области безопасности дорожного движения, не имеется. Достоверность показания работающего в автоматическом режиме специального технического средства, которым было зафиксировано административное правонарушение, сомнений не вызывает. Использование данного устройства под наблюдением должностного лица административного органа не исключает фиксации правонарушения в автоматическом режиме.
При рассмотрении настоящего дела судом исследован текст и изображение вышеуказанного постановления от ДД.ММ.ГГ и установлено, что в нём содержатся все необходимые реквизиты, установленные ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе указаны марка, государственный регистрационный знак автомашины, имеются указание о времени и месте совершения правонарушения, зафиксировано расположение транспортного средства, а также о собственнике транспортного средства. Автомашина зафиксирована сзади, при этом визуально опознавательный знак «Инвалид» не определяется. Согласно доводам представителя истца, изложенных в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, опознавательный знак «Инвалид» был размещён спереди автомашины.
Установив изложенное. суд приходит к выводу, что у должностного лица Леоновой Ж.Ю. имелись основания для привлечения истца к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства истцом не был подтверждён факт причинения ему нравственных и физических страданий в результате действий сотрудника органов внутренних дел.
В связи с этим суд приходит к выводу об отсутствии совокупности оснований для взыскания в пользу ответчика компенсации морального вреда.
При разрешении требований о возмещении истцу как убытков расходов на оплату юридических услуг суд приходит к следующему.
В обоснование несения расходов на оплату юридических услуг по делу об административном правонарушении истец ссылается на договор возмездного оказания услуг и поручения № 02-24 от 10.01.2024, предметом которого явилось оказание истцу Думнову Р.Г. - Тюленевой Н.А. юридических услуг в рамках оспаривания постановления №*** от ДД.ММ.ГГ (п. 1.2 Договора); стоимость услуг согласована сторонами согласно объёму фактически выполненных работ и Прайсу (п. 5.1 Договора); согласно Отчёту поверенного от ДД.ММ.ГГ к данному договору истцу Думнову Р.Г. - Тюленевой Н.А. были оказаны следующие услуги: составление и подача в суд жалобы на постановление должностного лица (<данные изъяты>), участие поверенного в судебном заседании (15 000 рублей), составление и подача в ФССП заявления о прекращении исполнительного производства (<данные изъяты>), а всего на сумму <данные изъяты>. Одновременно указано, что в случае необходимости взыскать понесенные при оспаривании постановления убытки в виде судебных издержек, Заказчику будут оказаны услуги на 18 500 рублей (составление иска о взыскании убытком и предъявление в суд).
В подтверждение несения указанных расходов суду представлен чек от ДД.ММ.ГГ на сумму <данные изъяты>.
Судом исследованы материалы дела №*** об административном правонарушении в отношении Думнова Р.Н.. из которых следует, что жалоба на указанное постановление была составлена Тюленевой Н.А., подписана Думновым Р.Г., направлена в суд с адреса электронной почты Думнова Р.Г.; как следует из протокола судебного заседания по делу №*** от ДД.ММ.ГГ защитник Думнова Р.Г. - Тюленева Н.А. участвовала в судебном заседании.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.10.2005 № 355-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах, является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя возникает при условии фактического несения стороной затрат, получателем которых является лицо (организация), оказывающее юридические услуги.
Для установления критерия разумности рассматриваемых расходов суд оценивает их соразмерность применительно к условиям договора на оказание услуг, характер услуг, оказанных в рамках этого договора для целей восстановления нарушенного права, а также принимает во внимание доказательства, представленные другой стороной и свидетельствующие о чрезмерности заявленных расходов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 17.07.2007 № 382-О-О, от 22.03.2011 № 361-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с неё расходов.
Разумность размеров как категория оценочная определяется индивидуально, с учетом особенностей конкретного дела.
Следовательно, при оценке разумности заявленных расходов необходимо обратить внимание на сложность, характер рассматриваемого спора и категорию дела, на объем доказательной базы по данному делу, количество судебных заседаний, продолжительность подготовки к рассмотрению дела.
При таких обстоятельствах, разрешая требования о взыскании убытков, связанных с несением расходов по оплате услуг защитника, суд, учитывая положения ст. 100 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, принцип разумности и справедливости, с учетом проделанной представителем работы (составление жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, участие в судебном заседании, составление настоящего иска), сложности дела, соотношения оплаченных заявителем услуг с объемом защищаемого права, стоимости услуг, существа предъявленных истцу обвинений и исхода судебного разбирательства в суде, приходит к выводу о взыскании в пользу истца с ответчика - Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел РФ как убытков суммы расходов на оплату юридических услуг в размере 10 000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Думнова Р.Г. к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, Российской Федерации в лице Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области о возмещении ущерба в связи с незаконным привлечением к административной ответственности - удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Думнова Р.Г. (паспорт №***) убытки, понесённые им при оспаривании постановления должностного лица в сумме <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 14.06.2024.
Судья |
Н.Н. Сергиенко |