Дело №2-1382/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2016 года
Железнодорожный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Попковой Н.А.,
с участием заместителя прокурора Хомутовой Ю.В.,
при секретаре Размахниной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Читы в защиту интересов Григорьевой Е.В., Кондратьевой Т.В., Гершгорина В.В. к администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанностей обращения с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, принятия имущества в муниципальную собственность,
у с т а н о в и л :
Прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту интересов Григорьевой Е.В., Кондратьевой Т.В., Гершгорина В.В., указывая, что проведенной проверкой установлено, что жилые помещения, расположенные в доме №... по ул.... в г.Чите, не имеют собственника и балансодержателя.
Сведения о правообладателях на данные жилые помещения отсутствуют, что позволяет отнести указанные помещения к бесхозяйным.
В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Поскольку администрация городского округа «Город Чита» является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, прокурор просит суд возложить на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – жилых помещений, расположенных в доме №... по ул.... (квартиры № ..., ..., ...), и принять указанные жилые помещения в муниципальную собственность в установленном законом порядке.
Заместитель прокурора Железнодорожного района г.Читы Хомутова Ю.В. заявленные исковые требования поддержала.
Материальные истцы Григорьева Е.В., Кондратьева Т.В., Гершгорин В.В., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем суд приступает к рассмотрению дела в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Федулин В.Е. исковые требования не признал.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что дом №... по ул.... в г.Чите не имеет собственника или балансодержателя.
Сведения о правообладателе на жилые помещения в доме №... по ул.... в г.Чите отсутствуют, что подтверждается представленной в суд информацией.
Квартиры не значатся ни в федеральной, ни в муниципальной собственности.
В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно п.п. 5, 6, 7 ст.2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор.
Из анализа данных норм права следует, что именно органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают условия осуществления гражданами права на жилище, его безопасность, на обеспечение сохранности жилищного фонда и использование жилых помещений по назначению.
Вместе с тем, приведенные нормы закона администрацией городского округа «Город Чита» в отношении вышеуказанных квартир и всего дома в целом, не исполняются.
Бездействие ответчика является незаконным и препятствует обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность и целостность.
В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Норма права о необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами прав на жилище, его безопасность, обеспечения сохранности жилищного фонда не может быть реализована в случае несоблюдения органом местного самоуправления требований ч. 3 ст.225 Гражданского кодекса РФ, устанавливающего право органа местного самоуправления обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности.
Кроме органа местного самоуправления, законодатель не указал других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Следовательно, орган местного самоуправления, являющийся единственным органом, уполномоченным на выполнение положений ст.225 Гражданского кодекса РФ, обязан принять на учет бесхозяйное недвижимое имущество.
При таких обстоятельствах суд усматривает признаки незаконного бездействия со стороны администрации городского округа «Город Чита» по постановке на учет бесхозяйного имущества, находящегося на территории этого муниципального образования. Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, уклонение ответчика от учета бесхозяйного имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, что может привести к неблагоприятным последствиям для проживающих в жилых помещениях граждан.
Таким образом, по делу установлена совокупность условий, для удовлетворения заявленных исковых требований прокурора.
Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время администрацией предпринимаются меры для изготовления технических паспортов на указанные жилые помещения, и впоследствии вопрос об обращении с заявлением о постановке имущества на учет будет решен добровольно, суд во внимание не принимает.
Также у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления представителя ответчика об указании в решении суда срока, по истечении которого должно быть исполнено решение суда, поскольку доказательств невозможности исполнения решения суда в установленный законом срок суду не представлено, впоследствии ответчик не лишен возможности обращения с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, -
Р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – жилых помещений, расположенных в доме №... по ул.... (квартиры №№..., ..., ...) в г.Чите.
Возложить на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность принять данное имущество в муниципальную собственность в установленном законом порядке.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Забайкальский краевой суд через данный райсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
С у д ь я