Дело №
УИД- 05RS0№-22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 г. <адрес>
Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алиева М.Н., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по РД) в <адрес> к администрации муниципального образования (далее – МО) «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД об устранении нарушений требований санитарного законодательства,
у с т а н о в и л:
ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> обратился в суд с иском к администрации МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД об устранении нарушений требований санитарного законодательства указывая, что согласно поручению Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> № от 31.07.2023г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» была проведена проверка соблюдения санитарно-гигиенического законодательства, в ходе которой были установлены нарушения требований законодательства при реализации деятельности администрации МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территории администрации МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД, о чем составлен акт санитарно-гигиенического обследования № от 14.08.2023г.
В ходе проведения санитарно-гигиенического обследования установлено, что администрацией МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД не оборудованы (не построены) благоустроенные (типовые) контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов (в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных. общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
и п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018г. № «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра») по установленным адресам.
Согласно реестру мест накопления ТКО администрацией МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД указаны следующие места (площадки) в населенном пункте:
- <адрес> (задняя речка);
- <адрес>, возле речки;
- <адрес>, на повороте на мост;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>,
однако контейнерные площадки в указанных местах не оборудованы, что является нарушением п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018г. №.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2023г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положением ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра - мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 данной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Соглашением от 26.01.2022г. полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов в границах поселения переданы администрации МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД.
Таким образом, реализация предусмотренных п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2023г. №131-ФЗ и п. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ полномочий на территории МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД отнесена к компетенции администрации МО «сельсовет Бургимакмахинский».
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018г. № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее-Правила), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу данных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и правовыми актами РФ.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.01.2021г. утверждены санитарные правила и нормы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В соответствии с п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 на территориях городских и сельских поселений (далее-населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки. Также расстояние от контейнерных площадок и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В целях реализации указанных полномочий постановлением администрации МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, согласно которому на территории поселения определены места и количество площадок накопления твердых коммунальных отходов.
Выявленные нарушения законодательства не обеспечивают защиту гарантированного ст. 42 Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную среду - обязанность государства.
Согласно п. 2. ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
На основании изложенного просит суд возложить на администрацию МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения суда обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с нормами СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территории МО «сельсовет Бургимакмахинский» по адресам:
- <адрес> (задняя речка);
- <адрес>, возле речки;
- <адрес>, на повороте на мост;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>,
а также обязать администрацию МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Представитель истца по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом извещался о дате и месте его проведения, просил суд рассмотреть данное гражданское дело без участия представителя истца.
Представитель ответчика – администрации МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД ФИО3 в судебное заседание также не явился, хотя надлежащим образом извещался о дате и месте его проведения, в письменном заявлении просит суд рассмотреть данное дело без его участия.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает необходимым рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие сторон, просивших о рассмотрении дела в их отсутствии.
Изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018г. № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила), согласно п. 2, 3 которых места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Это означает, что при разрешении вопросов местного значения, в том числе по участию в организации деятельности по накоплению и сбору твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений должны учитываться объективные обстоятельства развития местного самоуправления, включая социально-культурные, финансово-экономические, организационные и иные институциональные факторы публично-территориальной самоорганизации населения.
Постановлением Правительства РД от 31.05.2021г. № «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Дагестан», утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Дагестан.
Согласно п. 8 Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Дагестан накопление твердых коммунальных отходов осуществляется следующими способами:
в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в пакеты или другие предназначенные для их накопления емкости, предоставленные региональным оператором;
посредством мусоровозного транспорта непосредственно от населения без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления;
в пунктах приема вторичного сырья и опасных отходов.
Приказом Министерства природоохранных ресурсов и экологии РД № от 29.12.2021г. утверждена Территориальная схема обращения с отходами Республики Дагестан, согласно которой существующая схема накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> РД предусматривает их контейнерный способ сбора и вывоз по графику.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Из взаимосвязи положений ч. 3 и 4 ст. 14 названного Федерального закона следует, что участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных районов.
В п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также закреплено общее правило, в соответствии с которым полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО наделены муниципальные районы.
Вместе с тем в п. 3 ст. 8 того же Федерального закона указано, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют названные полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами только в том случае, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
На основании Соглашения от 26.01.2022г. «О передаче отдельных полномочий МО «<адрес>» МО СП «сельсовет Бургимакмахинский», полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов в границах данного сельского поселения переданы администрации МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД.
С учетом приведенных предписаний указанных выше норм, исходя из того, что гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие в МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД может быть реализовано путем организации системы накопления твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках, оборудованных в полном соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
С 01.03.2021г. введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 закреплено, что на территориях сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Согласно п. 5 реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории МО «<адрес>», на территории администрации МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД определены места накопления ТКО по следующим адресам:
- <адрес> (задняя речка);
- <адрес>, возле речки;
- <адрес>, на повороте на мост;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>.
Однако, согласно акту санитарно-гигиенического обследования № от 14.08.2023г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», администрацией МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД не оборудованы благоустроенные контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов по вышеуказанным адресам.
Представителем ответчика ФИО4 каких-либо сведений или доказательств, опровергающих доводы истца, суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах суд, на основании анализа изложенного, приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> к администрации МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД об устранении нарушений требований санитарного законодательства.
Руководствуясь ст. 198 и 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> к администрации МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД об устранении нарушений требований санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать администрацию МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения суда обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории администрации МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД по следующим адресам:
- <адрес> (задняя речка);
- <адрес>, возле речки;
- <адрес>, на повороте на мост;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>;
- <адрес>.
Обязать администрацию МО «сельсовет Бургимакмахинский» <адрес> РД опубликовать решение суда в средствах массовой информации в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Акушинский районный суд РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Алиев М.Н.