Решение по делу № 2-3490/2017 от 14.06.2017

Дело № 2-3490/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2017 года Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Ласко О.Л.,

при секретаре Чернышевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокофьева В.О. к Министерству Финансов РФ, ИВС при УМВД России по г. Калининграду, УМВД России по г. Калининграду, МВД России о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокофьев В.О. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что в период с < Дата > по < Дата > содержался в изоляторе временного содержания (ИВС) при УМВД по г. Калининграду, условия содержания в котором не соответствовали требованиям закона. Так, туалет в камере отсутствовал, вместо туалета в камере находился бак, ни чем не огороженный, что нарушало условия приватности. Отсутствовали умывальник, кран с водопроводной водой, полки. Камера не была оборудована индивидуальным спальным местом. Санитарная площадь помещения составляет < ИЗЪЯТО > кв.м., что позволяет содержать в ней только одного человека. Вместе с тем, в указанную дату вместе с ним в камере содержался еще один человек, т.е. санитарная площадь помещения камеры на одного человека составляла менее < ИЗЪЯТО > кв.м. В камере не ему хватало воздуха, так как имеющийся оконный проем составляет < ИЗЪЯТО > м. на < ИЗЪЯТО > м., в то время как должен быть < ИЗЪЯТО > м. на < ИЗЪЯТО > м. Освещение в камере было тусклым. Ввиду отсутствия прогулочного дворика администрация ИВС не обеспечивала его прогулкой на свежем воздухе. Вышеперечисленные условия содержания причинили ему моральные и нравственные страдания. Учитывая указанные обстоятельства, истец просил суд взыскать в его пользу с ответчиков в счет компенсации морального вреда денежные средства в размере < ИЗЪЯТО > рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УМВД России по Калининградской области и МВД РФ.

Истец Прокофьев В.О., содержащийся в < ИЗЪЯТО >, о слушании дела извещен, в судебное заседание не доставлялся, поскольку действующим гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрены этапирование и доставление осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в судебные заседания для участия в рассмотрении гражданских дел, право на рассмотрение дела с участием представителя, разъяснено, истец им не воспользовался.

Ответчики Министерство финансов РФ, МВД России, УМВД России по Калининградской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.

Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Федеральным Законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определены порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии с п. 9 ст. 17, ст.ст. 23, 24 названного Закона, лицам, содержащимся под стражей, гарантируется получение бесплатного питания, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В силу ст. 16 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В соответствии с п. Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от < Дата > года № камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией.

В соответствии с п. 130 названных выше Правил, подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Согласно сведениям, представленным УМВД России по г. Калининграду, Прокофьев В.О., < Дата > года рождения, содержался в ИВС УМВД России по г. Калининграду, в период времени с < ИЗЪЯТО >. < Дата > до < ИЗЪЯТО >. < Дата >. При поступлении в ИВС Прокофьев В.О. жалоб не заявлял. В журнале медицинских осмотров собственноручно написал: «жалоб на здоровье нет, в экстренной медицинской помощи не нуждаюсь, подпись». Во время нахождения Прокофьев В.О. обеспечивался 3-х разовым горячим питанием. Из письменных пояснений УМВД России по г. Калининграду следует, что пища в ИВС УМВД России по г. Калининграду выдается в одноразовой (пластиковой) посуде, с одноразовыми столовыми принадлежностями (ложка, вилка). Прокофьев В.О. обеспечивался индивидуальным спальным местом (нарами) с деревянным покрытием, что соответствовало метражу по норме (< ИЗЪЯТО > кв.м.), постельными принадлежностями и бельём (матрац, подушка, одеяло, две простыни и наволочка). Прогулки Прокофьеву В.О. не предоставлялись в связи с отсутствием прогулочного дворика. Отопление в камерах включается с наступлением отопительного периода, температура в них составляет плюс 18-19 градусов по Цельсию, камеры сухие и чистые, окна камер находятся на солнечной стороне здания, поэтому особенно летом в них очень светло. При приеме, задержанных инструктируют по правилам пожарной безопасности, план эвакуации находится в дежурной части на видном месте. При отсутствии в камере системы подачи водопроводной воды, кипяченая вода для питья выдается ежедневно с учетом потребности на основании приказа МВД от < Дата >. Имеется шкаф для хранения личных вещей задержанных, холодильник для хранения продуктов питания, имеется естественная и искусственная вентиляция, выдается мыло, туалетная бумага. Ввиду отсутствия в камере санузла вывод подозреваемых в туалет осуществляется согласно распорядку дня. Для задержанных в ИВС оборудован санузел (унитаз, душевая, раковины), имеется зеркало. В ИВС есть библиотека и радиоточка, работающая с < ИЗЪЯТО > до < ИЗЪЯТО >, согласно внутреннему распорядку дня, выдается пресса, есть условия для работы с документами по уголовному делу и написанию писем родственникам. Камеры оборудованы естественным и искусственным освещением. Есть возможность для проведения свиданий задержанных с родственниками (с разрешения следователя). Письменные принадлежности предоставляются в случае необходимости. Каждое утро, согласно распорядку дня, производится уборка камер силами самих задержанных. Уборочный инвентарь и средства для уборки имеются в наличии, ИВС обеспечен горячей и холодной водопроводной водой из городских сетей. После убытия задержанных из ИВС, камеры дезинфицируются и убираются. При убытии из ИВС, задержанный Прокофьев В.О. собственноручно написал: «Жалоб на условия и режим содержания нет, подпись».

Из копий книги учета лиц, содержащихся в ИВС, копии журнала первичного опроса и регистрации медицинской помощи лица, поступающим для содержания в ИВС, представленных начальником ИВС УМВД России по г. Калининграду, следует, что Прокофьев В.О. содержался в ИВС УМВД России по городу Калининграду, в период времени с < ИЗЪЯТО >. < Дата > до < ИЗЪЯТО >. < Дата >. По прибытии жалоб на здоровье не имел, в медпомощи не нуждался. По убытию жалоб на режим и условия содержания не имел.

Как следует из копии журнала прокурорских проверок лиц, содержащихся в ИВС , на момент проведения проверок в период < Дата > < Дата >, жалоб от задержанных не поступало.

С жалобами на ненадлежащие условия содержания в ИВС при УМВД России по Калининградской области в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Прокофьев В.О. не обращался.

Из акта ЦГСН МСЧ МВД России по Калининградской области от < Дата >, составленного по результатам мероприятий по надзору за исполнением санитарного законодательства РФ в ИВС России по г. Калининграду следует, что ИВС УМВД России по г. Калининграду занимает приспособленные по­мещения на втором этаже здания довоенной постройки по адресу: < адрес > Водоснабжение, канализация и отопление ИВС от городских сетей. Капитальный ремонт помещений проводился в < Дата > году. ИВС не имеет должного набора помещений, предусмотренных сво­дом правил СП 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию объ­ектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» (далее СП 12-95 МВД России). Отсутствует санпропускник с дезинфекционной камерой, ряд служебных кабинетов и помещений (< ИЗЪЯТО >, комната-хране­ния одежды наряда, приёма пищи, класс и др.), прогулочный двор, кладовые для отдельного хранения чистого и грязного постельного белья, для постельных принадлежностей, для хранения вещей задержанных и другие подсобные помещения. Комнаты подогрева пищи, мытья и хранения посу­ды совмещены в одном помещении. Для хранения вещей задержанных в коридоре ИВС установлен шкаф с ячейками. Чистое постельное и уже ис­пользованное бельё хранится в выделенной кладовой, грязное бельё упако­вано в пакеты. Одна из камер приспособлена как кладовая предметов ве­щевого имущества для выдачи задержанным. Дополнительные площади для выделения и оборудования указанных помещений и кабинетов отсут­ствуют. В ИВС для содержания задержанных функционируют камер - камер площадью < ИЗЪЯТО >.м и одна камера площадью < ИЗЪЯТО > которые рас­считаны на содержание и человек соответственно. Лимит наполнения составляет - человек. Площадь на задержанного в камере составляет более < ИЗЪЯТО >. м., что соответствует требованиям ст. 23 Федерального закона от < Дата > № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Фактически наполняемость ИВС составляет в среднем < ИЗЪЯТО > человек в день. В день проверки в ИВС находилось < ИЗЪЯТО > человека. По внутренней отделке помещения ИВС соответствуют требованиям СП 12-95 МВД России и приказа МВД РФ от < Дата > «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного со­держания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (далее - приказ МВД РФ от 22.1 1.2005 года ), кроме камер, где стены выпол­нены «под шубу», что является нарушением ст. 18.2 СП 12-95 МВД Рос­сии. Камеры для задержанных оборудованы естественным и искусствен­ным освещением. Величина оконных проёмов камер составляет < ИЗЪЯТО > м на < ИЗЪЯТО > м, что не соответствует требованиям п.17.11 СП 12-95 МВД России (< ИЗЪЯТО > на < ИЗЪЯТО >). Внутреннее остекление окон выполнено стеклоблоками, отсутствуют форточки, что является нарушением п. 17.12 и п. 17.13 СП 12-95 МВД России. Естественное освещение недостаточное: световой коэффи­циент составляет 1:11 при нормативном значении 1:8 (п. 17.11 СП 12-95 МВД России). Искусственное освещение камер осуществляется люминес­центными энергосберегающими лампами, расположенными в нишах над дверьми за защитным стеклом. Уровни искусственной освещенности со­ставляют от 2 лк до 5 лк при нормативе не менее 150 лк (п.3.2.1 СанПиН 2.2.1\2Л, 1.1278-03«Гигиенические требования к естественному, искус­ственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»). В камерах предусмотрена и находится в рабочем состоянии механическая вытяжная вентиляция, кроме того, имеется вентиляция с естественным побуждением через внутристенные каналы. Служебные кабинеты имеют естественное и искусственное освещение, естественную вентиляцию. Камеры и другие помещения ИВС оборудованы центральным отоп­лением. Температура воздуха в камерах +19 - +20 "С, относительная влаж­ность воздуха - < ИЗЪЯТО >%, что соответствует требованиям п.4.1. Сан-ПиН2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Камеры по оснащению и оборудованию не полностью соответствуют требованиям приказа МВД РФ от 22.11.2005г. , а именно: отсут­ствуют стол и скамейка, вешалка и полочка для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, не оборудованы санузлы, краны с водопро­водной водой, бачки для питьевой воды. Для задержанных в камерах установлены нары на человек. Индивидуальные постельные принадлежности (матрац, подушка, одеяло) и индивидуальное чистое постельное белье выдаются. Стирка белья прово­дится в городской прачечной раз в неделю, договор на стирку и доставку белья отсутствует.

В связи с отсутствием дезкамерной обработки обеззараживание по­стельных принадлежностей проводится дезинфицирующим средством «< ИЗЪЯТО >» путём орошения. Также, орошением обрабатываются камеры, коридоры, сануз­лы, душевая с учётом требований безопасности при отсутствии доставлен­ных. Для задержанных оборудован санузел (унитаз, раковины, душевая). К душевой подведена холодная и горячая вода, помещение канализовано. Санитарное состояние санузла ИВС удовлетворительное. Вновь прибыв­шие подозреваемые и обвиняемые проходят помывку под душем. Как и предусмотрено п. приказа МВД РФ от < Дата >г. , задер­жанные имеют возможность помывки в душе < ИЗЪЯТО > раз в неделю. Питьевой режим организован: по просьбе задержанных выдается ки­пяченая вода, которую кипятят в чайнике на газовой плите в помещении комнаты для подогрева пищи. Задержанные обеспечиваются ежедневно 3-х разовым горячим пита­нием на завтрак, обед и ужин. На время приема пищи каждому задержанному выдают одноразовую столовую по­суду (ложку, вилку, стакан). В ИВС имеется запас столовой металлической посуды (более 30 комплектов). Санитарное состояние всех помещений ИВС удовлетворительное. В связи с отсутствием прогулочного двора, ежеднев­ные прогулки подозреваемых и обвиняемых не проводятся. Довра­чебная и врачебная медицинская помощь задержанным оказывается брига­дой скорой медицинской помощи. Первичный медицинский осмотр задержанных проводится в первые сутки (при поступлении) дежурным в комнате приема, осматриваются кожные покровы, проводится осмотр на педикулёз и опрос о состоянии здоровья, при убытии из ИВС проводится повторный осмотр дежурным по учреждению под личную подпись задержанного, с отражением данных в журнале медицинского осмотра лиц, содержащихся в ИВС. Инъекции в ИВС задержанным не делаются, таблетированных и других медицинских препаратов в учреждении нет.

Из ответа начальника ФКУЗ «МСЧ МВД России по Калининградской области» от < Дата > следует, что ИВС УМВД России по городу Калининграду не имеет полного набора помещений и оборудования предусмотренного Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России СП 12-95, приказа МВД РФ от < Дата > «Об утверждении Правил внутреннего распорядка ИВС», а именно: отсутствует медицинский изолятор, процедурная, санпропускник с дезкамерой (имеется только душевая), кладовые для раздельного хранения чистого и грязного постельного белья и постельных принадлежностей, прогулочный дворик, ряд служебных кабинетов. Для размещения задержанных было выделено камер общей площадью кв.м. с лимитом наполнения человек. Нормы площади на одного задержанного (), предусмотренные Федеральным Законом № ЮЗ-ФЗ от < Дата > соблюдались. По внутренней отделке, оборудованию камеры не в полном объёме соответствовали требованиям Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел СП 12-95, приказа МВД РФ от < Дата > , а именно: стены камер вместо гладко оштукатуренных и окрашенных выполнены под «шубу», вместо внутреннего остекления окон камер обычным стеклом, а наружного стекла типа «Мороз» установлены зелёные стеклоблоки, в результате чего снижена естественная освещённость. Искусственная освещённость камер, составляла от 2 л к до 5 лк, при норме не менее 150 лк предусмотренным п. 3.2.1 СанПиН 2.2.1./2.< Дата >-03. Окна не оборудованы форточками. Санитарные узлы в камерах отсутствовали. Для задержанных был оборудован общий санузел с установкой унитаза и 3 умывальных раковин. Задержанные в камерах размещались на нарах и обеспечивались постельными принадлежностями. Камеры оборудованы центральным отоплением, температура воздуха в камерах составляла 18-20 градусов С, что соответствует гигиеническим нормативам. В камерах отсутствовали столы, вешалки для верхней одежды, полки для туалетных принадлежностей, кран с водопроводной водой. В ИВС выделена комната для подогрева пищи и мытья столовой посуды площадью < ИЗЪЯТО > кв.м., как и предусмотрена санитарными правилами СП 2.3.6.1079-01 комната обеспечена горячей водой, в комнате установлены три моечные раковины. Горячее питание задержанные получали 3 раза в день по нормам, предусмотренным Постановлением Правительства от < Дата > . Во время приёма пищи задержанные обеспечивались столовой посудой (миской, ложкой, кружкой). В течение первых суток, как и предусмотрено приказом МВД РФ от < Дата > , вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходили помывку в душевой ИВС. Вследствие отсутствия в ИВС дезкамеры одежда, носильные вещи задержанных не подвергалась дезкамерной обработке. Для оказания медицинской помощи в ИВС выделен медицинский кабинет площадью < ИЗЪЯТО > кв.м. Медицинский кабинет не в полном объёме отвечал требованиям СП 12-95 МВД РФ, СанПиН 2.1.3.2630-10, а именно: вместо не менее < ИЗЪЯТО > помещений по < ИЗЪЯТО > кв.м. выделено одно помещение площадью < ИЗЪЯТО > кв. м., в кабинете отсутствовал умывальник с подводкой холодной, горячей воды, стены оклеены обоями вместо гладкой отделки, легко доступной для влажной уборки. В штатах ИВС отсутствует должность фельдшера. Экстренная медицинская помощь задержанным оказывалась бригадой скорой медицинской помощи. В ИВС имеется аптечка для оказания первой помощи, укомплектованная в соответствии с перечнем средств, предусмотренных требованиями приказа МВД РФ и МЗ РФ от < Дата >.

Анализ изложенного позволяет сделать вывод о том, что в ИВС при УМВД по г. Калининграду в < Дата > году не были созданы надлежащие условия содержания подозреваемых, обвиняемых, не обеспечивалось достаточное материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение этих лиц, вследствие чего нарушались их права, гарантированные Конституцией РФ и законодательством России. Условия содержания Прокофьева В.О. в ИВС при УМВД России по г. Калининграду не в полной мере соответствовали требованиям, установленным законом, в связи с чем, ему был причинен моральный вред.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может наложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет собственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Поскольку деятельность ИВС при УМВД России по г. Калининграду финансируется за счет федерального бюджета, надлежащим ответчиком по настоящему делу, с учетом требований ст. 1070 ГК РФ, является Министерство финансов Российской Федерации, выступающее в интересах казны Российской Федерации.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд находит, что доводы истца о ненадлежащих условиях его содержания в < Дата > году в ИВС при УМВД России по г. Калининграду частично нашли своё подтверждение, в связи с чем, исковые требования Прокофьева В.О. о компенсации морального вреда являются обоснованными.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер нарушения прав истца, отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения его прав, объективные обстоятельства, влиявшие в указанный период на деятельность ИВС при УМВД России по г. Калининграду, правомерность помещения истца в ИВС, а также срок пребывания истца в ИВС при УМВД России по г. Калининграду.

Поэтому, с учетом принципа разумности и справедливости, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению и оценивает сумму компенсации морального вреда в размере < ИЗЪЯТО > рублей.

Определяя надлежащего ответчика по заявленным требованиям, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Подпунктом 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика в суде по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает соответственно главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.

В соответствии с подп. 12.1 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Согласно п.п. 100 п. 11 Положения о МВД России, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 966 МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Таким образом, иск о возмещении вреда, в том числе морального, причинённого незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств – в данном случае МВД России, участвующий в деле в качестве представителя государства.

С учетом изложенного, обязанность по возмещению причиненного вреда подлежит возложению на Российскую Федерацию в лице МВД России.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокофьева В.О. удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу Прокофьева В.О. компенсацию морального вреда в сумме < ИЗЪЯТО > рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 04 октября 2017 года.

Судья

2-3490/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокофьев В. О.
Ответчики
Министерство финансов РФ
ИВС при УМВД России по г. Калининграду
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Ласко Олег Леонидович
Дело на сайте суда
centralny.kln.sudrf.ru
14.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2017Передача материалов судье
19.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.07.2017Предварительное судебное заседание
29.09.2017Судебное заседание
04.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее