Судья Антипина Н.Н. |
№ 33а-2190/2018 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14.06.2018 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Коваленко С.В., Щепалова С.В.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 15.03.2018 по административному исковому заявлению Ершова М. В., Бердинских Ю. Е., Бердинских И. Ю., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Бердинских (...), об оспаривании предписания Государственного комитета Республики К.. по охране объектов культурного наследия о приостановке землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может причинить вред объекту археологического наследия от 15.11.2017 (.....).
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ершов М.В., Бердинских Ю.Е., Бердинских И.Ю., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (...) обратились с административным иском по тем основаниям, что распоряжением Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 10.11.2016 (.....)р бесплатно в общую долевую собственность предоставлен из земель населенных пунктов по 1/5 доли каждому земельный участок общей площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером (...), расположенный по адресу: (...) (далее – спорный участок). 21.03.2017 административным истцам администрацией Прионежского муниципального района выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства.
15.11.2017 Государственным комитетом Республики Карелия по охране объектов культурного наследия (преобразованного в Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия) вынесено предписание № 12/2017 о приостановлении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на объектах культурного наследия федерального значения «Стоянка «Фофаново VIII» (IV-III тыс. до н.э.) и «Стоянка «Фофаново IX» (IV-II тыс. до н.э.), включенных в список памятников археологии распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия от 12.08.1994 № 142-р, расположенных в п. Шуя Прионежского района Республики Карелия, а также исключении случаев нахождения, движения любой техники на территории объектов культурного наследия федерального значения.
Полагая, что действия административного ответчика нарушают их права, поскольку понесены значительные финансовые затраты на проведение подготовительных работ, установку фундамента, не установлено, представляет ли спорный земельный участок в настоящее время археологическую ценность, административные истцы просили суд признать незаконным и не подлежащим исполнению предписание от 15.11.2017 (.....).
Решением суда административный иск оставлен без удовлетворения.
С принятым судебным постановлением не согласно заинтересованное лицо – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции была дана неправильная оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела. В материалы дела не представлены доказательства расположения земельного участка с кадастровым номером (...) в границах объектов культурного наследия федерального значения «Стоянка «Фофаново VIII» (IV-III тыс. до н.э.) и «Стоянка «Фофаново IX» (IV-II тыс. до н.э.).
В возражениях на апелляционную жалобу Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия выражает согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия ИльинА.А. и Ратчина М.И. доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснили, что земельный участок, предоставленный административным истцам, согласно границам, установленным приказом Министерства культуры Республики Карелия от 19.12.2012 № 553, действительно находится в границах объектов археологического наследия, однако в связи с не опубликованием указанного приказа полагают указанные границы не установленными надлежащим образом.
Административные истцы Бердинских Ю.Е. и Бердинских И.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснили, что не оспаривают наложение границ земельного участка, предоставленного им, с границами объекта археологического наследия, однако полагают, что отсутствуют доказательства того, что изъятый в ходе строительных работ грунт представляет какую-либо историческую и культурную ценность.
Представители Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия Корехина А.С. и Мелеева А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражали.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, показания свидетеля (...), изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Распоряжением Председателя Правительства Республики Карелия от 12.08.1994 № 142-р в государственные списки недвижимых памятников истории и культуры местного значения включены памятники археологии, в том числе, «Стоянка Фофаново VIII» (IV-III тыс. до н.э.) и «Стоянка Фофаново IX» (IV-II тыс. до н.э.), расположенных в пос.Шуя Прионежского района Республики Карелия.
В августе-ноябре 2012 года на указанных объектах культурного наследия проведены археологические (раскопки) и геодезические (топографическая съемка М 1:500) изыскания, составлен краткий отчет по определению границ объектов археологического наследия (ответственный исполнитель А.М. Жульников); землеустроительные работы по описанию местоположения границ, скомплектованные в землеустроительное дело ((...)).
19.12.2012 Министерством культуры Республики Карелия принят приказ № 553 «Об установлении границ территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения «Стоянка Фофаново VIII» (IV-III тыс. до н.э.) и «Стоянка Фофаново IX» (IV-II тыс. до н.э.), расположенных в пос.Шуя Прионежского района Республики Карелия, как объекта градостроительной деятельности особого регулирования», опубликованный на официальном интернет-портале Республики Карелия (www.gov.karelia.ru).
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) предусмотрено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 73-ФЗ ведение Единого государственного реестра включает в себя регистрацию объекта культурного наследия в реестре, документационное обеспечение реестра, мониторинг данных об объектах культурного наследия.
Порядок формирования и ведения реестра определяется Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2011 № 954, которое этот реестр и ведет на бумажных и электронных носителях (пункт 3 названного Положения).
Актуальный Единый государственный реестр объектов культурного наследия размещен на сайте Министерства культуры Российской Федерации по адресу (http://mkrf.ru/ais-egrkn/).
Согласно данным из Единого государственного реестра объектов культурного наследия, а также паспортов объектов культурного наследия памятники археологии «Стоянка Фофаново VIII» и «Стоянка Фофаново IX» находятся в реестре под номерами (.....) и (.....) соответственно как памятники федерального значения. Согласно паспортам объектов культурного наследия описание их границ воспроизведено из указанного выше приказа Министерства культуры Республики Карелия от 19.12.2012 № 553.
15.11.2017 при осуществлении мониторинга за состоянием объектов культурного наследия федерального значения путем визуального осмотра, замера координат поворотных точек по системе GPS, фотофиксации специалистом Государственного комитета Республики Карелия по охране объектов культурного наследия в присутствии специалиста-археолога (...) выявлено, что на территории указанных памятников археологии сформированы три земельных участка с кадастровыми номерами 10(...), предназначенных для индивидуального жилищного строительства. На земельном участке с кадастровым номером (...) значительная часть культурного слоя объекта археологического наследия повреждена или разрушена вследствие проведения земляных работ (траншея по периметру участка и котлован для размещения фундамента). Результаты мониторинга оформлены в виде акта, к которому приложены фотографии, а также топографический план границ территории объекта археологического наследия с нанесением на него следов разрушения культурного слоя (бетонного фундамента; участка дороги, отсыпанного гравием).
Земельный участок с кадастровым номером (...) общей площадью 1500 кв.м был предоставлен административным истцам распоряжением Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (преобразованного в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия) от 10.11.2016 (.....)р бесплатно в общую долевую собственность. Категория земель – земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования – индивидуальные и двухквартирные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, предназначенными, в том числе, для ведения личного подсобного хозяйства. Право общей долевой собственности зарегистрировано за административными истцами 02.12.2016.
Постановлением администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от 21.02.2017 (.....) утвержден градостроительный план спорного участка.
21.03.2017 административным истцам администрацией Прионежского муниципального района выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства (.....) – индивидуальный жилой дом.
15.11.2017 (с учетом изменений, внесенных приказом Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 05.02.2018 (.....)) административным ответчиком выдано оспариваемое подписание.
13.02.2018 Управлением по охране объектов культурного наследия Республики Карелия выдано разрешение, согласно которому административным истцам разрешено возобновить строительные работы ручным методом строго на существующем фундаменте, исключая проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, движение, нахождение любой техники, складирование строительных материалов в границах территории земельного участка с кадастровым номером (...), при этом оспариваемое предписание не отменяется в полном объеме.
Письмом от 28.02.2018 № (...), подписанным Заместителем Премьер-министра Правительства Республики Карелия, Правительство Республики Карелия сообщило административным истцам о законности действий административного ответчика и взятии на себя обязательства в срок до января 2020 года определить ущерб, нанесенный объектам археологического наследия, утвердить охранное обязательство на указанные объекты, провести разведочные работы по уточнению границ сохранившегося культурного слоя и провести спасательные археологические полевые работы вокруг фундамента – территории затронутой земельными работами и на месте предполагаемого строительства бани.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о наложении границ земельного участка, предоставленного в долевую собственность административным истцам, с границами памятников археологии, повреждении и разрушении культурного слоя объектов археологического наследия, наличии законных оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в силу следующего.
Как следует из материалов дела, объекты археологического наследия «Стоянка Фофаново VIII» и «Стоянка Фофаново IX» являются памятниками федерального значения, включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, имеют установленные границы территории объектов культурного наследия.
С учетом имеющихся в материалах дела: краткого отчета по определению границ объектов археологического наследия (ответственный исполнитель (...)), землеустроительного дела (выполненного (...) акта мониторинга за состоянием объектов культурного наследия федерального значения от 15.11.2017 с приложением фотографий и топографического материала, паспортов объектов культурного наследия с описанием границ объектов археологического наследия, письма Заместителя Премьер-министра Правительства Республики Карелия от 28.02.2018 № (...); показаний специалиста-археолога (...)., открывшего объект археологического наследия в 1992 году, участвовавшего в полевых работах по описанию границ объектов археологического наследия в 2012 году и участвовавшего при проведении административным ответчиком мониторинга 15.11.2017, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности административным ответчиком факта нахождения земельного участка, выделенного административным истцам в долевую собственность, в границах объектов археологического наследия, что не оспаривают и представители Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, а также факта разрушения и повреждения строительными работами культурного слоя объектов археологического наследия.
Согласно частям 1 и 2 статьи 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Статьей 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.
Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
Объектами культурного наследия федерального значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия (статья 4 Федерального закона № 73-ФЗ).
Статья 5 Федерального закона № 73-ФЗ предусматривает, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам (пункт 5 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ).
В силу подпункта 3 пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе о приостановлении работ, указанных в статье 36 настоящего Федерального закона.
Изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ. Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия определяет меры по обеспечению сохранности указанных в настоящем пункте объектов, включающие в себя разработку проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ (пункт 7 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ).
С учетом изложенных норм права судебная коллегия полагает, что административный ответчик действовал на законных основаниях, в пределах установленной законом ему компетенции, прав административных истцов не нарушал.
Доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, фактически сводящиеся к вопросу о причинах, приведших к выделению административным истцам земельного участка в границах объекта археологического наследия, как не относящиеся к предмету данного разбирательства, не могут повлечь за собой отмену или изменение решения суда.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 15.03.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики К.. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи