Дело № 2-2392/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2020 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Гонтаря О.Э.,
при секретаре Синевой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ильинской В. А. к Администрации ГО «Город Калининград» о сохранении нежилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о сохранении нежилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, указывая, что является собственником нежилого помещения литер LV – подвал №1, площадью 73,9 кв.м, и нежилого помещения литер LX, площадью 240,2 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, на основании договоров купли-продажи нежилых помещений от 17.05.2018, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. Истицей были произведены перепланировка и переустройство указанных нежилых помещений, в процессе которых были выполнены следующие виды работ: выполнено объединение указанных нежилых помещений с устройством отверстия в перекрытии и монтаже лестницы, в результате образовалось одно двухэтажное нежилое помещение литер LX, общей площадью 314,3 кв.м. Инженерные коммуникации нежилых помещений не затрагивались, иные работы не проводились, общее имущество многоквартирного дома не затрагивалось.
При этом выполненные работы по перепланировке нежилых помещений произведены на основании рабочей документации, изготовленной ООО «Институт реставрации, экологии и градостроительного проектирования», работы не привели к ухудшению технического состояния конструкций жилого дома, произведены технически грамотно, в соответствии со строительными, санитарными и противопожарными нормами и правилами, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается техническим заключением, выполненным ООО «КАЛИНИНГРАДПРОМСТРОЙПРОЕКТ». Однако Администрация города отказала в сохранении нежилого помещения, ссылаясь на самовольный характер работ, отсутствие технического паспорта на нежилое помещение и согласия залогодержателя нежилого помещения на проведение работ.
Однако, истицей было получено согласие ПАО Банк «ФК Открытие» на проведение работ по перепланировке указанных нежилых помещений дома.
На основании изложенного истица просила суд сохранить нежилое помещение литер LX, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 314,3 кв.м, в перепланированном виде, признать за Ильинской В.А. право собственности на указанное вновь образованное нежилое помещение.
В судебное заседание истица Ильинская В.А. не явилась, о дате и месте слушания дела извещена судом надлежащим образом, доверила представлять свои интересы Черницкой О.А., которая в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просила иск удовлетворить.
Представители ответчика Администрации ГО «Город Калининград», надлежащим образом извещённого о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не прибыли, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, представили суду письменный отзыв относительно исковых требований, в котором, с учётом представленных истицей доказательств, не возражали против удовлетворения исковых требований.
Выслушав пояснения представителя истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Ильинская В.А. является собственником нежилого помещения литер LV – подвал №1, площадью 73,9 кв.м, и нежилого помещения литер LX, площадью 240,2 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, на основании договоров купли-продажи нежилых помещений от 17.05.2018, что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Нежилые помещения, принадлежащие истице, расположены на первом и подвальном этажах многоэтажного жилого дома современной постройки, подключённого к централизованным городским сетям водоснабжения, канализации, электроснабжения и газоснабжения, горячее и отопление в доме осуществляется от двухконтурных газовых котлов.
Как следует из материалов дела, до выполнения работ имелось два нежилых помещения литер LV – подвал №1, площадью 73,9 кв.м, и литер LX, площадью 240,2 кв.м.
Судом установлено, что истицей в нежилых помещениях были выполнены следующие работы: выполнено объединение указанных нежилых помещений с устройством отверстия в перекрытии и монтаже лестницы, в результате чего образовалось одно двухэтажное нежилое помещение литер LX, общей площадью 314,3 кв.м, в подвальном этаже за счет переноса перегородки было выполнено расширение одного из помещений, для сообщения с первым этажом в основном помещении был выполнен монтаж лестницы индивидуального изготовления, на первом этаже выполнен демонтаж перегородок бывших помещений и выполнено устройство перегородок новых помещений.
Инженерные коммуникации в нежилых помещениях не изменялись. Как усматривается из материалов дела, в ходе выполненных работ общее имущество многоквартирного дома не уменьшилось.
Площадь вновь образованного нежилого помещения литер LX в результате выполненных работ составила 314,3 кв.м.
Учитывая, что в настоящем деле ставится вопрос о сохранении в перепланированном и переустроенном виде принадлежащих истице на праве собственности нежилых помещений, и законом для таких помещений особый порядок переустройства, перепланировки и сохранения в переустроенном и перепланированном состоянии в случае самовольного переустройства и самовольной перепланировки не предусмотрен, в силу ст.6 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.7 Жилищного кодекса Российской Федерации возможно применение положений Главы 4 ЖК РФ в части, регулирующей разрешение спора в отношении жилого помещения, по аналогии.
Как установлено ч.1 ст. 25 Жилищного Кодекса РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
На основании ч.1 ст. 26 Жилищного Кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ч.1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в перепланированном и переустроенном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозы их жизни или здоровью.
В то же время, из материалов дела усматривается, что по своей сути выполненные истицей работы представляют собой реконструкцию принадлежащих ей жилых помещений, в результате которого прекратил своё существование один объект недвижимости, а у другого существенно изменились параметры – площадь, количество этажей.
В соответствии с п.14 ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, реконструкция – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно требованиям Градостроительного кодекса РФ для осуществления реконструкции требуется получение соответствующего разрешения.
Как установлено судом, истец такого разрешения не получала.
В силу нормы статьи 222 ГК РФ такая реконструкция является самовольной.
Решением Комитета территориального развития и строительства Администрации ГО «Город Калининград» от 09.08.2019 г. Ильинской В.А. отказано в согласовании перепланировки помещения в связи с непредставлением полного комплекта документов, предусмотренного ЖК РФ, а также согласия залогодержателя – банка.
Вместе с тем, согласно п.3 ст.222 ГК РФ в действующей с 04.08.2018 г. редакции право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из технического заключения № 19-0049-ТЗ, составленного ООО «КАЛИНИНГРАДПРОМСТРОЙПРОЕКТ» 05 марта 2019 года, выполненные перепланировка и переустройство нежилых помещений истицы не нанесли ущерба основным конструкциям и не нарушили конструктивной жесткости здания, работы выполнены технически грамотно с хорошим качеством, с соблюдением требований СНиП, в том числе СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»; СП «Нагрузки и воздействия», СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные материалы». Работы выполнены грамотно с соблюдением требований СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве», Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и с соблюдением санитарных норм.
В объеме выполненных работ не нарушены требования противопожарных норм. Вновь образованное нежилое помещение имеет необходимый набор помещений, имеет отдельный вход-выход, собственные основные и вспомогательные помещения, санузел и туалет, самостоятельное инженерное обеспечение.
Специалистами сделан вывод, что все работы производились внутри помещений, внешние границы объектов недвижимости не изменялись, разрешения на строительство не требовалось, так как по сути работ по реконструкции не производилось.
Обследуемое нежилое помещение LX площадью 314,3 кв.м для эксплуатации по назначению как нежилое помещение пригодно. Выполненные работы не создают угрозу жизни и здоровью третьих лиц.
При этом суд учитывает, что организация, составившая техническое заключение, имеет свидетельство о допуске к работам, в том числе, по подготовке сведений об инженерном оборудовании, сетях инженерно-технического обеспечения, охране окружающей среды.
Кроме того, истицей было получено и представлено суду согласие залогодержателя нежилого помещения - ПАО Банк «ФК Открытие» на проведение вышеуказанных работ.
Являясь собственником помещений в многоквартирном доме, истица обладает правом долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в том числе на земельный участок, на котором расположен дом.
Истицей в материалы дела представлена разработанная ООО «Институт реставрации, экологии и градостроительного проектирования» проектная документация, на основании которой выполнялись работы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что реконструкция, перепланировка и переустройство принадлежащих истице нежилых помещений литер LV – подвал №1, площадью 73,9 кв.м, и литер LX, площадью 240,2 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, не ухудшили условия эксплуатации и внешнего вида здания, не нарушают права и законные интересы третьих лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Кроме того, из позиции ответчика следует, что он не намерен заявлять какие-либо требования к истице о приведении нежилого помещения в первоначальное состояние.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Ильинской В. А. удовлетворить.
Сохранить нежилое помещение литер LX, площадью 314,3 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, в реконструированном и перепланированном состоянии с выполненными работами, указанными в настоящем решении.
Считать нежилое помещение литер LV – подвал №1, площадью 73,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, прекратившим своё существование в результате присоединения к нежилому помещению литер LX, расположенному по тому же адресу, в связи с чем прекратить право собственности Ильинской В. А. на нежилое помещение литер LV – подвал №1, площадью 73,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Признать за Ильинской В. А. право собственности на нежилое помещение литер LX, площадью 314,3 кв.м, расположенное на первом и подвальном этажах здания по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Внести данные изменения в техническую документацию нежилого помещения литер LX, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2020 года.
Судья Гонтарь О.Э.