судья Маренкова А.В. |
№ 33а-2287-2020 № 2а-1315/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
23 сентября 2020 г. |
Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Науменко Н.А. |
судей |
Тихоновой Ж.В. |
Мильшина С.А. |
|
при секретаре |
Мурашовой Н.Ю. |
с участием прокурора |
Николюк А.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кольской территориальной избирательной комиссии на решение Кольского районного суда Мурманской области от 10 сентября 2020 г., которым удовлетворено административное исковое заявление Митюшиной Н. В. об оспаривании решения участковой избирательной комиссии избирательного округа № 362 от 2 сентября 2020 г. об отказе во включении в список избирателей избирательного участка № 362 на выборах депутатов Совета депутатов городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области четвертого созыва 13 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Науменко Н.А., объяснения представителей Кольской территориальной избирательной комиссии Дышина О.А., Буровой С.Н. и Кливанской М.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение помощника прокурора Кольской районной прокуратуры Мурманской области Николюк А.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
установила:
Решением Кольской территориальной избирательной комиссии от 28 июня 2020 г. № 230/1537 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области четвертого созыва на 13 сентября 2020 г.
Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № 362 от 2 сентября 2020 г. Митюшиной Н.В. отказано во включении ее в список избирателей избирательного участка № 362 на выборах депутатов Совета депутатов городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области четвертого созыва 13 сентября 2020 г.
Митюшина Н.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения участковой территориальной избирательной комиссии, обязании внести ее в список избирателей.
В обоснование заявленных требований Митюшина Н.В. ссылалась на незаконность оспариваемого решения, ограничивающего ее конституционное право на реализацию активного избирательного права.
Полагала, что при рассмотрении ее заявления участковой избирательной комиссией не было принято во внимание, что при отсутствии регистрации по месту жительства она зарегистрирована в ... по месту пребывания, родилась в указанном ..., фактически в нем проживает.
Считала, что отсутствие регистрации по месту жительства не можется служить основанием для невключения ее в список избирателей на конкретном избирательном округе, а представленное свидетельство о регистрации по месту пребывания в силу пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является достаточным основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 10 сентября 2020 г. требования Митюшиной Н.В. удовлетворены, признано незаконным решение участковой избирательной комиссии избирательного участка от 2 сентября 2020 г. № 362 об отказе во включении Митюшиной Н.В. в список избирателей избирательного участка № 362 на выборах депутатов Совета депутатов городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области четвертого созыва 13 сентября 2020 г., на участковую избирательную комиссию избирательного участка № 362 возложена обязанность по внесению Митюшиной Н.В. в список избирателей.
В апелляционной жалобе председатель Кольской территориальной избирательной комиссии Кливанская М.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Анализируя положения статей 4, 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статей 4, 7 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований», разъяснений, содержащихся в пунктах 14, 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», полагает, что поскольку Митюшина Н.В. не имеет регистрации по месту жительства в поселке городского типа Верхнетуломский Кольского района Мурманской области, то обоснованно не была включена административным ответчиком в список избирателей на территории данного муниципального образования.
Полагает необоснованной ссылку суда на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 1794-О-О, поскольку указанное определение не является итоговым решением, положения Федерального закона № 67-ФЗ не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации, не содержит выводов об исключении любого иного истолкования этих положений в правоприменительной практике.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась административный истец Митюшина Н.В., уведомленная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в установленном законом порядке.
В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание указанных лиц не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены не находит.
В силу части 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административное исковое заявление, правильно исходил из того, что Митюшиной Н.В., не имеющей регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, но пребывающей на территории избирательного участка, что подтверждается наличием у нее регистрации по месту пребывания, законодательством предоставлено активное избирательное право, в связи с чем пришел к верному выводу о неправомерности действий территориальной избирательной комиссии в рамках предоставленных ей законом полномочий, признании незаконным обжалуемого решения об отказе во включении Митюшиной Н.В. в список избирателей.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие общественные отношения, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 статьи 17 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона.
Законом субъекта Российской Федерации, регулирующим порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, является Закон Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» (далее – Закон Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО).
В соответствии со статьей 3 указанного Закона гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях.
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в представительные органы муниципальных образований.
Активным избирательным правом обладает также гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено за пределами территории Мурманской области, но зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа не менее чем за три месяца до дня голосования (абзац 2 пункта 4 статьи 3).
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), при этом вышестоящая комиссия обязана рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно.Гражданин Российской Федерации, которому активное избирательное право предоставлено в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 3 настоящего Закона, может быть включен в список избирателей только на избирательном участке по месту пребывания на основании лично поданного письменного заявления по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - документа, его заменяющего) и свидетельства о временной регистрации на территории соответствующего избирательного участка. В заявлении указываются адрес места жительства, адрес места пребывания.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта заявление подается в порядке, установленном Избирательной комиссией Мурманской области. Срок подачи заявления устанавливается Избирательной комиссией Мурманской области в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов дня, предшествующего дню голосования.
Пункт 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит разъяснения, что при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (пункты 2 и 4 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Кольской территориальной избирательной комиссии от 28 июня 2020 г. № 230/1537 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области четвертого созыва на 13 сентября 2020 г.
Решением Кольской территориальной избирательной комиссии от 22 мая 2018 г. № 120/647 сформированы участковые избирательные комиссии избирательных участков №№ 341-369 со сроком полномочий пять лет (2018-2023 годы).
Реализуя свое право на участие в выборах в качестве избирателя, 2 сентября 2020 г. гражданин Российской Федерации Митюшина Н.В. обратилась в участковую избирательную комиссию № 362 (пгт. Верхнетуломский Кольского района Мурманской области) с заявлением о включении её в список избирателей по месту пребывания, предоставив паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: ....
Судом также установлено, что Митюшина Н.В. достигла возраста 18 лет, является гражданином Российской Федерации, недееспособной в установленном законом порядке не признавалась, к лишению свободы не осуждена и не отбывает наказание в виде лишения свободы.
Решением участковой избирательной комиссии № 362 от 2 сентября 2020 г. № 20/47 Митюшиной Н.В. отказано во включении её в список избирателей избирательного округа № 362 на выборах депутатов Совета городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области четвертого созыва.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные нормы применительно к установленным обстоятельствам, правомерно учел, что Митюшина Н.В., зарегистрированная в установленном законом порядке по месту пребывания, обладает активным избирательным правом на выборах депутатов представительных органов муниципального образования, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали основания для отказа во включении ее в списки избирателей.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он постановлен при правильном применении норм материального права и соответствует установленным фактическим обстоятельствам административного дела. Вывод суда подтвержден собранными по делу доказательствами, которые оценены судом в соответствии с положениями части 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обжалуемое решение обращено к немедленному исполнению с соблюдением положений статьи 188 и части 6 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Мотивы, по которым суд пришел к указанному выводу, подробно приведены в решении, оснований не согласиться с ними не имеется.
Принимая оспариваемое решение, участковая избирательная комиссия, ссылаясь на положения статьи 3, пункта 14.1 статьи 7 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» и Порядка подачи заявления о включение избирателя, место жительства которого расположено за пределами Мурманской области, но зарегистрированного по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа не менее чем за три месяца до дня голосования, в список избирателей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Мурманской области, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Мурманской области от 16 мая 2019 № 49/326, исходила из того, что факт отсутствия регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации является основанием для отказа Митюшиной Н.В. во включении ее в список избирателей избирательного участка № 362 на выборах депутатов Совета городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области четвертого созыва. Иных оснований для отказа во включении административного истца в список избирателей в оспариваемом решении не приведено.
Вместе с тем, отсутствие у совершеннолетнего гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации не означает утрату им активного избирательного права, не может служить безусловным основанием для невключения его в списки избирателей в том избирательном округе и на том избирательном участке, в границах которых расположено его место пребывания, и отказа в голосовании на выборах, поскольку такой отказ несоразмерен конституционному праву гражданина иметь активную избирательную позицию.
Положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в системе действующего правового регулирования не препятствуют гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, но проживающим на территории, где проводятся соответствующие выборы, что подтверждается наличием у них регистрации по месту пребывания, участвовать в качестве избирателей в голосовании на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Проанализировав перечисленные нормы федерального и регионального законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что необходимым условием включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места жительства или места пребывания данного гражданина на территории этого избирательного участка, установленного органами регистрационного учета граждан Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
Соблюдение гражданами правил регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства позволяет определить жилое помещение, с которым они связывают реализацию своего права на свободу выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, и тем самым препятствует возникновению ситуаций, затрудняющих достоверное установление места жительства (пребывания) граждан и, как следствие, осуществление принадлежащих им прав и свобод и возложенных на них обязанностей.
Судом установлено и из материалов административного дела следует, что факт нахождения места пребывания административного истца на территории избирательного округа № 362 подтвержден органом регистрационного учета, в установленном законом порядке Митюшиной Н.В. выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания от 30 октября 2019 г. № 865.
При таком положении судом первой инстанции правомерно отклонены возражения административного ответчика, повторяемые в апелляционной жалобе, о наличии оснований для отказа Митюшиной Н.В. во включении в список избирателей избирательного округа № 362, при условии установления органами регистрационного учета факта нахождения места пребывания административного истца на территории данного избирательного участка.
С учетом изложенного, установив, что обжалуемым решением участковой избирательной комиссии нарушены избирательные права Митюшиной Н.В., действия участковой избирательной комиссии избирательного округа № 362 не соответствуют требованиям избирательного законодательства, в соответствии с частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии избирательного округа № 362 от 2 сентября 2020 г. и восстановлении нарушенных прав административного истца путем возложения на участковую избирательную комиссию обязанности по включению Матюшиной Н.В. в соответствующий список избирателей.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ином толковании норм материального права, в связи с чем не принимаются судебной коллегией в качестве основания для отмены законного и обоснованного решения суда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы не могут быть признаны ошибочными ссылки суда первой инстанции на правовую позицию, отраженную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 1794-О-О, поскольку судом был правильно разрешен спор на основании норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
В целом апелляционная жалоба повторяет доводы возражений административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
При таком положении судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 10 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кольской территориальной избирательной комиссии – без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 сентября 2020 г.
Председательствующий: |
Судьи: |