№ 12-204/2021 |
РЕШЕНИЕ
18 октября 2021 года судья Бахчисарайского районного суда Республики Крым Корбут А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью ТК «Гарден» на постановление заведующего отдела экологического надзора города Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым Защук К.А. от 23 декабря 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью ТК «Гарден», -
установил:
постановлением заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарая и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Защука К.А. от 23 декабря 2020 года № общество с ограниченной ответственностью «ТК «Гарден» (далее ООО ТК «Гарден») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 401 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «ТК «Гарден» ФИО1 обжаловал его в суд.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года по делу № 12-69/2021 (судья Кошелев В.И.) постановление заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарая и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Защука К.А. от 23 декабря 2020 года № (далее постановление №), которым юридическое лицо ООО «ТК «Гарден» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Не согласившись с указанным решением, заведующий отделом экологического надзора г. Бахчисарая и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Защук К.А. подал жалобу, в которой просил решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года по делу № 12-69/2021 отменить, постановление № оставить без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 1 сентября 2021 года решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 16 марта 2021 года по делу № 12-69/2021 отменено.
Дело об административном правонарушении с жалобой генерального директора ООО ТК «Гарден» на постановление № направлено на новое рассмотрение в Бахчисарайский районный суд Республики Крым.
В судебне заседание, назначенное на 18 октября 2021 года лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 26.11 КоАП РФ).
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов признается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Законом № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее Министерство) от 27 ноября 2020 года № в период с 2 декабря 2020 года по 8 декабря 2020 года, сотрудниками Министерства проведена внеплановая выездная проверка ООО ТК «Гарден», входе которой установлено, что указанным обществом в процессе осуществления хозяйственной деятельности на земельных участках с кадастровыми номерами № №, №, №, №, № образуются следующие виды отходов: бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 40500000000); отходы упаковочного картона незагрязненные (код по ФККО 40518301605); отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код по ФККО 43411002295), которые складируются в юго-восточной части земельных участков (географические координаты: N: №) не в специально оборудованном сооружении, предназначенном для их размещения, на рельефе местности (почве), на общей площади 6 кв.м. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки №, составленном 11 декабря 2020 года сотрудниками Министерства.
По результатам изучения сведений, зафиксированных в акте проверки № от 11 декабря 2020 года, заведующим отделом экологического надзора г. Бахчисарая и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Защуком К.А. 11 декабря 2020 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № в отношении ООО ТК «Гарден», в том числе по ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, 22 декабря 2020 года составлен протокол об административном правонарушении №, в котором указано, что при проведении внеплановой выездной проверки общества 2 декабря 2020 года установлен факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления на почве в южной части земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, согласно протоколам лабораторных исследований на территории земельных участков установлен факт превышения нефтепродуктов в 1,6 раза относительно фона в результате размещения отходов V класса, имеющих в своем составе хлор, свинец, цинк, что свидетельствует о нарушении ст. 51 Закона № 7-ФЗ, в результате чего в действиях ООО ТК «Гарден» имеются признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершения которого предусмотрена ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарая и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Защука К.А. от 23 декабря 2020 года № ООО ТК «Гарден» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 401 000 рублей.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что федеральный законодатель, обладая широкой дискрецией в сфере административно-деликтных отношений, во всяком случае не может действовать произвольно при определении составов административных правонарушений и мер ответственности за их совершение, будучи прежде всего связанным вытекающими из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериями необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым целям (постановления от 14 февраля 2013 года № 4-П и от 25 февраля 2014 года № 4-П; Определение от 23 июня 2015 года № 1236-О, Определение от 27 февраля 2020 года № 497-О).
Одной из задач законодательства об административных правонарушениях является, как следует из КоАП РФ, предупреждение административных правонарушений (статья 1.2), а целью административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1).
Реализация указанной цели в аспекте общей и частной превенции обеспечивается посредством неотвратимости наказания и за счет введения таких мер юридической ответственности, которые, будучи соразмерными и справедливыми, позволяют в конкретных обстоятельствах стимулировать участников правовых отношений к правомерному поведению.
Из материалов дела следует, что представители Министерства при проведении внеплановой выездной проверки ООО ТК «Гарден» установили, что последним в процессе осуществления хозяйственной деятельности на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, №, № образуются отходы производства V класса опасности (бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 40500000000); отходы упаковочного картона незагрязненные (код по ФККО 40518301605); отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код по ФККО 43411002295), которые складируются в юго-восточной части земельных участков (географические координаты: N: №) не в специально оборудованном сооружении, предназначенном для их размещения, а на рельефе местности (почве), что свидетельствует о несоблюдении им требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, является доказательством совершения им административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
ООО ТК «Гарден» осуществляет хозяйственную деятельность на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, №, №, №.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО ТК «Гарден» сотрудниками Министерства установлен факт складирования последним отходов производства V класса опасности в юго-восточной части земельных участков (географические координаты: N: №) не в специально оборудованном сооружении, предназначенном для их размещения, а на рельефе местности (почве).
Сотрудниками Министерства в присутствии генерального директора ООО ТК «Гарден» ФИО1 2 декабря 2020 года отобраны образцы отходов производства и потребления, размещенных ООО ТК «Гарден» на земельном участке с кадастровым номером №, что отражено в акте №-п.
По результатам исследования указанных образцов ГАУРК «Центр лабораторного анализа и технических измерений» 14 декабря 2020 года и 15 декабря 2020 года составлены протоколы измерений, сведения, содержащиеся в которых послужили основанием для составления заведующим отделом экологического надзора г. Бахчисарая и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Защуком К.А. 22 декабря 2020 года в отношении ООО ТК «Гарден» протокола об административном правонарушении №.
Как указано выше материалы дела свидетельствуют о том, что указанные отходы производства V класса опасности складируются ООО ТК «Гарден» на почве в юго-восточной части земельных участков (географические координаты: N: №) в месте, специально не оборудованном для этих целей, что свидетельствует о наличии в действиях ООО ТК «Гарден» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих об обратном материалы настоящего дела не содержат.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что ООО ТК «Гарден» осуществляло все необходимые и достаточные действия по соблюдению установленного законодательством Российской Федерации порядка определения и оборудования мест складирования таких отходов производства, на момент проведения проверки.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что совокупность установленных судом фактических и правовых оснований позволяет прейти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Порядок и срок привлечения ООО ТК «Гарден» к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Между тем, согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.2 и ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ менее строгие по сравнению с санкциями, предусмотренными ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, суд полагает необходимым переквалифицировать действия ООО ТК «Гарден» с ч. 3 ст. 8.2 на ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Должностное лицо квалифицирую действия ООО ТК «Гарден» по ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ не учило следующее.
В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Таким образом, обязательным квалифицирующим признаком нанесения вреда окружающей среде является наличие последствий в виде деградации естественных экологических систем и истощения природных ресурсов, а в данном случае факт повреждения почвы в результате сброса отходов.
Объективных данных об этом в деле не имеется.
Как следует из пункта 5 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением.
Следовательно, вред и его характер не презюмируются, а устанавливаются и подтверждаются соответствующими доказательствами.
Также не представлено доказательств причинения вреда здоровью людей либо возникновения эпидемии или эпизоотии.
При таких обстоятельствах постановление заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарая и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Защука К.А. от 23 декабря 2020 года №, вынесенное в отношении ООО «ТК «Гарден» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, подлежат изменению путем переквалификации совершенного ООО «ТК «Гарден» деяния на ч. 1 ст. 8.2 данного Кодекса.
Санкция ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Учитывая характер совершенного ООО «ТК «Гарден» административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд полагает необходимым назначить ООО «ТК «Гарден» административное наказание по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
При этом суд приходит к выводу, что назначение ООО «ТК «Гарден» административного наказания в виде административного штрафа в указанном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не ухудшает.
Руководствуясь ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью ТК «Гарден» - удовлетворить частично.
Постановление заведующего отделом экологического надзора города Бахчисарая и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Защука К.А. от 23 декабря 2020 года № вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью ТК «Гарден» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: действия общества с ограниченной ответственностью ТК «Гарден» переквалифицировать с части 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в порядке ст. 30.8, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.О. Корбут