18RS0014-01-2019-001171-98
Дело № 2а-756/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 ноября 2019 года пос. Игра Удмуртской Республики
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Старкова Т.М., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Игринского района УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Комсомольское» о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Игринского района Удмуртской Республики обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Комсомольское» о признании бездействия незаконным, указав при этом, что прокуратурой Игринского района УР в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами была проведена проверка, в результате которой выявлены нарушения закона. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ). Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 7.4 Закона УР от 13.07.2005 № 42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Согласно статье 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также Правилам благоустройства муниципальных образований. В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 2.1.3. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Согласно п. 3.9.13 Правил благоустройства муниципального образования «Комсомольское», утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Комсомольское» от 23.05.2019 №53-3, площадки для установки мусоросборников - специально оборудованные места, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов (ТБО). Наличие таких площадок рекомендуется предусматривать в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться ТБО. Пунктом 3.9.16. Правил установлено, что обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадке для установки мусоросборников включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями, контейнеры для сбора ТБО, ограждение, осветительное оборудование. Постановлением Администрации МО «Игринский район» от 20.03.2019 №466 утвержден Реестр мест площадок накопления и график вывоза ТКО. Реестром установлен адрес места сбора ТКО: УР, Игринский район, д. Комсомолец, ул. Южная, 2. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что на 21.10.2019 по указанному адресу площадка под контейнеры для мусора не оборудована, водонепроницаемое покрытие отсутствует. Кроме того, площадка для размещения ТКО не имеет ограждения, препятствующего раздутию мусора ветром, в то время как накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Статьей 13 Федерального закона №89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, требования законодательства возлагают на органы местного самоуправления поселений обязательную организацию, в том числе и накопления отходов, в соответствии с нормами санитарно- эпидемиологического и иного законодательства. Согласно ст. 37 Федерального закона № 131-Ф3 местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования. Поскольку на Администрацию муниципального образования «Игринский район», Администрацию муниципального образования «Комсомольское» действующим законодательством возложена обязанность по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, то они несут ответственность за организацию работы по обеспечению обустройства контейнерных площадок для сбора мусора на территории муниципального образования «Комсомольское». В порядке ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц. Непринятие мер по установлению (обустройству) на территории муниципального образования «Комсомольское» по адресу: УР, Игринский район, д. Комсомолец, ул. Южная, 2 контейнерной площадки, отвечающей требованиям действующего законодательства, приводит к невозможности организации надлежащего накопления твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного), что нарушает законодательство об отходах производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологическое законодательство, что приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов заболеваний, загрязнению среды обитания объектов животного мира, и нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, закрепленных в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В данном случае круг лиц установить не представляется возможным. Прокурор Игринского района УР просил суд признать бездействие Администрации МО «Комсомольское», выразившееся в непринятии мер по установлению на территории муниципального образования «Комсомольское» по адресу: УР, Игринский район, д. Комсомолец, ул. Южная, 2, контейнерной площадки, отвечающей требованиям действующего законодательства, незаконным; обязать Администрацию МО «Комсомольское» в срок до 01.11.2020 года установить на территории муниципального образования «Комсомольское» по адресу: УР, Игринский район, д. Комсомолец, ул. Южная, 2 контейнерную площадку, отвечающую требованиям пункта 2.1.3. «СанПиН 42-128-4690-88», пункта 3.9.16. Правил благоустройства муниципального образования «Комсомольское».
Представитель административного истца - прокуратуры Игринского района УР в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - Администрации МО «Комсомольское», заинтересованное лицо – представитель Администрации МО «Игринский район» в суд также не явились, были извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии с ч.7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, представителя заинтересованного лица в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ, п.4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 7.4 Закона УР от 13.07.2005 № 42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1.3. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно п. 3.9.13 Правил благоустройства муниципального образования «Комсомольское», утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Комсомольское» от 23.05.2019 № 53-3 площадки для установки мусоросборников - специально оборудованные места, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов (ТБО). Наличие таких площадок рекомендуется предусматривать в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться ТБО.
Пунктом 3.9.16. Правил установлено, что обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадке для установки мусоросборников включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями, контейнеры для сбора ТБО, ограждение, осветительное оборудование.
Постановлением Администрации МО «Игринский район» от 20.03.2019 №466 утвержден Реестр мест площадок накопления и график вывоза ТКО. Реестром установлен адрес места сбора ТКО: УР, Игринский район, д. Комсомолец, ул. Южная, 2.
В судебном заседании, бесспорно, установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Игринского района УР в октябре 2019 года, было выявлено, что по адресу: УР, Игринский район, д. Комсомолец, ул. Южная, д.2, площадка под контейнеры для мусора не оборудована: водонепроницаемое покрытие отсутствует, не имеет ограждения, препятствующего раздутию мусора ветром, в то время как накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона №89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, требования законодательства возлагают на органы местного самоуправления поселений обязательную организацию, в том числе и накопления отходов, в соответствии с нормами санитарно- эпидемиологического и иного законодательства.
Согласно ст. 37 Федерального закона № 131-Ф3 местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования.
Непринятие мер по установлению (обустройству) на территории муниципального образования «Комсомольское» по адресу: УР, Игринский район, д. Комсомолец, ул. Южная, 2, контейнерной площадки, отвечающей требованиям действующего законодательства, приводит к невозможности организации надлежащего накопления твердых коммунальных отходов (в том числе раздельного), что нарушает законодательство об отходах производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологическое законодательство, что приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих распространению различных видов заболеваний, загрязнению среды обитания объектов животного мира, и нарушению прав граждан неопределенного круга лиц, определить который не представляется возможным, на благоприятную окружающую среду, закрепленных в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Срок, до которого прокурор просит обязать Администрацию МО «Комсомольское» установить на территории муниципального образования по адресу: УР, Игринский район, д. Комсомолец, ул. Южная, 2 контейнерную площадку, отвечающую требованиям пункта 2.1.3. «СанПиН 42-128-4690- 88», пункта 3.9.16. Правил благоустройства муниципального образования «Комсомольское», а, именно, до 01 ноября 2020 года, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Комсомольское» о признании бездействия незаконным, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации МО «Комсомольское», выразившееся в непринятии мер по установлению на территории муниципального образования «Комсомольское» по адресу: УР, Игринский район, д. Комсомолец, ул. Южная, 2, контейнерной площадки, отвечающей требованиям действующего законодательства, незаконным.
Обязать Администрацию МО «Комсомольское» в срок до 01.11.2020 установить на территории муниципального образования по адресу: УР, Игринский район, д. Комсомолец, ул. Южная, 2 контейнерную площадку, отвечающую требованиям пункта 2.1.3. «СанПиН 42-128-4690- 88», пункта 3.9.16. Правил благоустройства муниципального образования «Комсомольское» и сообщить о результатах исполнения судебного акта в течение одного месяца в Игринский районный суд УР и прокуратуру Игринского района УР.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 15 дней со дня его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Игринский районный суд УР.
Судья: Старкова Т.М.
Копия верна: судья Т.М.Старкова