Решение по делу № 33-4606/2024 от 01.04.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33-4606/2024

Судья первой инстанции: Микитюк О.А.

Дело № 2-50/2024

УИД: 91RS0013-01-2023-002432-39

21 мая 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи:

Бондарева Р.В.

судей:

Бойко З.А.,

Матвиенко Н.О.

при секретаре:

Волгунцеве В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Тороз Алима Дляверовича, Тороз Эмине Ризаевны к МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым», Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Тороз Алима Дляверовича, Тороз Эмине Ризаевны на решение Кировского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.,

УСТАНОВИЛА:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование иска истцы указали, что являются владельцами сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, выданным ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцами был заключен договор купли-продажи долей жилого дома и земельного участка с единовременной выплатой. Условиями договора купли-продажи предусмотрена частичная оплата покупаемого объекта недвижимого имущества за счет средств единовременной выплаты на улучшение жилищных условий в сумме 968 274 рубля. ДД.ММ.ГГГГ предоставив заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, решением Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении государственной услуги, по причине установления факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния. Не согласившись с данным решением органа власти, истцы обратились с иском в суд с данным иском.

Решением Кировского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. В частности указывают, что доказательств умышленного ухудшения своих жилищных прав в деле нет, место жительства изменено в соответствии со сложными отношениями с родственниками жены Тороз Э.Р.

В своих возражениях ответчики просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание представитель Департамента не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя истцов, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям решение суда не отвечает.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцы умышленно ухудшили в 2020 г. свои жилищные условия, поскольку ДД.ММ.ГГГГ изменили место жительства, выехав из дома родственников по адресу <адрес> Крым <адрес> общей площадью 93,8 кв. м. и переехали с перерегистрацией по другому адресу: <адрес> Крым <адрес> площадью <адрес>,2 кв. м.

С такими выводами судебная коллегия не соглашается, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Статьей 46 Конституции Российской Федерации также предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Согласно части 1 вышеуказанного Закона законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Закон Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Республики Крым регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Республике Крым.

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает дополнительную меру социальной поддержки, обеспечивающую возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым.

В целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся за получением сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 г. N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до дня вступления в силу Закона Республики Крым "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" от 14 октября 2020 г. № 116-ЗРК/2020 постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 г. № 659 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 г. N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 г. № 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (далее - Порядок).

Данный Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым № 116-ЗРК/2020.

В соответствии с пунктом 16 вышеуказанного Порядка граждане, заключившие договоры купли-продажи жилого помещения, участия в долевом строительстве или ипотечного кредита с участием средств единовременной выплаты, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, а также находящиеся в процессе государственной регистрации в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым либо переданные на государственную регистрацию через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", если договор был нотариально удостоверен, передан на государственную регистрацию нотариусом, но не обратившиеся в органы труда и социальной защиты населения с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020, в целях распоряжения средствами единовременной выплаты подают в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее - заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты) в срок до 10 ноября 2020 года.

В соответствии с пунктом 26 Порядка в целях распоряжения средствами единовременной выплаты лицо, получившее уведомление, в срок до 1 октября соответствующего года подает в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку, предоставив соответствующие документы.

В соответствии с пунктами 31, 32 Порядка решение о распоряжении (отказе в распоряжении) средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления ответов на межведомственные запросы, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления. О принятом решении орган труда и социальной защиты населения информирует заявителя путем направления в его адрес письменного уведомления в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. В случае принятия решения об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты в письменном уведомлении указывается мотивированная причина отказа и разъясняется порядок его обжалования.

Пунктом 33 Порядка предусмотрено, что решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях:

1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты;

наличие недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки, в заявлении о распоряжении средствами единовременной выплаты или в представленных документах;

предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат;

наличие в собственности родителей (одинокого родителя) более двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства;

установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния;

утрата права гражданином на получение дополнительной меры социальной поддержки;

обращение с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты после 1 октября соответствующего года при условии получения уведомления о включении в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году.

Из материалов дела следует, что Тороз А.Д. является владельцем сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, выданного ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому имеет право на получение единовременной выплаты в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" в размере 968 274 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ между Бекировой Э.А. (продавец) и Тороз А.Д., Тороз Э.Р., действующим от себя и как представитель своих несовершеннолетних детей Тороз А.А., Тороз С.А. (покупатели) заключен договор купли – продажи доли жилого дома и земельного участка, по условиям которого продавец передал в собственность покупателей, а покупатели приняли по ? доле в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 51,2 кв. м. с кадастровым номером 90:04:090801:1808 и земельный участок, общей площадью 600 кв. м. с кадастровым номером 90:04:010102:13944 по адресу: Республика Крым, <адрес> Крым, <адрес>.

Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что продажная стоимость доли объектов недвижимости составляет 1 420 000 рублей, из которых 49 889,89 рублей покупателям продавцу передаются наличными денежными средствами до подписания договора, а 968 274 рубля оплачиваются продавцами покупателям с использованием средств на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, семьям, имеющим детей, в Республике Крым в соответствие с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2019, а 401 836,11 рублей будут оплачены с использованием средств материнского (семейного) капитала.

Объект продажи приобретается за счет собственных средств и за счет средств единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".

ДД.ММ.ГГГГ Тороз А.Д. предоставил в Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, однако решением уполномоченного органа от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предоставлении государственной услуги в связи с установлением факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния.

В соответствии с пунктом 16 Порядка граждане, заключившие договоры купли-продажи жилого помещения, участия в долевом строительстве или ипотечного кредита с участием средств единовременной выплаты, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, а также находящиеся в процессе государственной регистрации в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым либо переданные на государственную регистрацию через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", если договор был нотариально удостоверен, передан на государственную регистрацию нотариусом, но не обратившиеся в органы труда и социальной защиты населения с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым № 116-ЗРК/2020, в целях распоряжения средствами единовременной выплаты подают в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее - заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты) в срок до 01 октября 2023 года.

Согласно пункту 18 Порядка в случае не обращения до 01 октября 2023 года с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в орган труда и социальной защиты населения дополнительная мера социальной поддержки предоставляется гражданам, указанным в пункте 16 настоящего Порядка, с учетом требований, предусмотренных пунктами 20-38 настоящего Порядка.

В соответствие с пунктом 20 Порядка органы труда и социальной защиты населения до 9 декабря 2023 года формируют списки граждан, получивших сертификат (далее - Список граждан), согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

В список граждан не включаются лица, по которым принято решение о распоряжении средствами единовременной выплаты либо об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты в случаях, предусмотренных подпунктами 2 - 7 пункта 33 настоящего Порядка.

Список граждан формируется по дате выдачи сертификата в хронологическом порядке (пункт 21 Порядка). Граждане, получившие сертификаты в один и тот же день, включаются в Список граждан в алфавитном порядке.

Списки граждан направляются в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (далее - Министерство) в срок не позднее 10 декабря 2023 года для формирования сводного списка согласно приложению 5 к настоящему Порядку. Сводный список формируется и утверждается Министерством в порядке, определенном в пункте 21 настоящего Порядка.

Министерство ежегодно не позднее 15 декабря текущего года на основании сводного списка в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на следующий финансовый год, формирует и утверждает список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году, согласно приложению 6 к настоящему Порядку (пункт 23 Порядка).

Утвержденный список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты, направляется в органы труда и социальной защиты населения в течение двух рабочих дней со дня его утверждения.

Органы труда и социальной защиты населения в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного списка граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты, направляют гражданам уведомление по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку о необходимости в срок до 1 октября соответствующего года обратиться за распоряжением средствами единовременной выплаты (пункт 24 Порядка).

Согласно пункту 26 Порядка, в целях распоряжения средствами единовременной выплаты лицо, получившее уведомление, в срок до 1 октября соответствующего года подает в орган труда и социальной защиты населения, выдавший сертификат, заявление о распоряжении средствами единовременной выплаты по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.

Оценивая законность решения Департамента труда и социальной защиты населения Администрации Кировского района Республики Крым от 11 октября 2023 года об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оно соответствует требованиям закона.

С такими выводами не может согласиться судебная коллегия исходя из следующего.

23 сентября 2020 года в часть 4 статьи 7 Закона № 631-3PK/2019 на основании Закона № 110-ЗРК/2020 внесены изменения (вступили в силу 09 октября 2020 года), в частности часть 4 статьи 7 дополнена пунктом 5, согласно которому основанием для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты является установление факта намеренного ухудшения жилищных условий й имущественного состояния.

Понятие "намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения" раскрыто в пункте 6 статье 2 Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".

Так, намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 метров:

- обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;

- отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи;

- перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;

- отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее;

- вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги) их детей).

Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2020 действие Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ PK/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о регистрации брака Тороз А.Д. и Тороз (Баражапова Э.Р.) зарегистрировали брак ДД.ММ.ГГГГ, от брака имеют детей: Тороз А.А. къызы, ДД.ММ.ГГГГ р., Тороз С.А. къызы, ДД.ММ.ГГГГ р. (л. д. 16-18).

Из материалов дела усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ Тороз А.Д. был зарегистрирован по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец снят с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрирован по адресу: <адрес> Крым, <адрес>. Площадь указанного дома составляет 93,8 кв.м.

Согласно данным гражданського дела указанный дом принадлежит на праве собственности отцу супруги Тороз Э.Р.

ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован по адресу: <адрес> Крым, <адрес>. Тороз Э.Р. также с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по указанному адресу. Площадь квартиры составляет 51,2 кв. м.

Право пользования данной квартирой у истцов возникло на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с собственником Куртнизировой Э.М.

Каких-либо доказательств, подтверждающих факт того, что истцы на праве собственности до приобретения дома и земельного участка по адресу <адрес> Крым, <адрес> имели какое-либо недвижимое имущество, в том числе жилое, материалы дела не содержат.

Таким образом, изменение своего места жительства, которое является производным от права собственности третьих лиц, не может свидетельствовать об ухудшении жилищных условий и имущественного состояния, поскольку такого самостоятельного права истцы на тот момент не имели.

В рассматриваемом случае суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что изменение места регистрации свидетельствует о намерении истца и его семьи, после рождения ребенка, ухудшить свои жилищные условия и имущественное положение. Вместе с тем, отчуждения, обмена, изменения статуса объектов недвижимости установлено не было, а поэтому оснований для признания действий Тороз А.Д. намеренным ухудшением жилищных условий и имущественного положения не имелось

О спорности отказного решения Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым также указано в пояснении на иск представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 40-44).

При апелляционном пересмотре дела также установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ мать Тороз Э.Р. – Баражапова Л.У. с использованием средств материнского капитала приобрела на праве собственности жилой дом площадью 50,1 кв. м и земельный участок площадью 392 кв. м. по адресу: <адрес>. Право собственности на указанное недвижимое имущество зарегистрировано в ЕГРН за Баражаповой Л.У. и 4 детьми, в том числе за Тороз Э.Р. в равных долях, то есть по 1/5.

Вместе с тем, поскольку с учетом площади приобретенного жилого дома обеспеченность минимальной жилой площадью у Тороз Э.Р. на момент распоряжения средствами единовременной выплаты не изменилась, в собственности она не имеет более двух земельных участков, право на реализацию данной выплаты у неё сохранена.

Принимая во внимание изложенное, решение от ДД.ММ.ГГГГ МКУ Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым об отказе в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, является незаконным и подлежит отмене.

Принимая во внимание изложенное, у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа истцам в удовлетворении их заявления о предоставлении мер социальный поддержки для улучшения жилищных условий.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Оценив материалы дела в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности принятого судом решения об отказе в удовлетворении иска, а поэтому оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Тороз Алима Дляверовича, Тороз Эмине Ризаевны удовлетворить.

Решение Кировского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги о распоряжении средствами единовременой выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющих детей.

Возложить на МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым» обязанность сформировать заявку на осуществление единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семье Тороз Алима Дляверовича согласно сертификату от ДД.ММ.ГГГГ и направить её для исполнения в ГКУ РК «Центр социальных виплат».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий:

Судьи:

33-4606/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тороз Эмине Ризаевна
Тороз Алим Дляверович
Ответчики
Муниципальное казенное учреждение Департамент труда и социальной защиты Администрации Кировского района Республики Крым
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
01.04.2024Передача дела судье
23.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2024Передано в экспедицию
21.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее