Дело № 2-6830/2019

Решение в окончательной форме изготовлено 18.11.2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 ноября 2019 года                              город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Линчевской М.Г.,

при секретаре Бабушкиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коптевой О.П. к ГОБУ «Центр занятости населения г. Мурманска» о признании причин пропуска срока постановки на учет уважительными, признании решений об отказе в сохранении среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяц незаконными, обязании выдать решение о сохранении среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяц,

УСТАНОВИЛ:

Коптева О.П. обратилась в суд с иском к ГОБУ «Центр занятости населения г. Мурманска» (далее – ГОБУ ЦЗН, Учреждение) о признании причин пропуска срока постановки на учет уважительными, признании решений об отказе в сохранении среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяц незаконными, обязании выдать решение о сохранении среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяц. В обоснование исковых требований указывает, что 30.04.2019 уволена в связи с сокращением работников Мурманского арктического государственного университета с должности, контролер. В срок установленный законодательством не могла встать на учет и зарегистрироваться в качестве безработной, поскольку была госпитализирована и проходила лечение. Истец обратилась к ответчику с заявлениями о сохранении среднего заработка на четвертый, пятый и шестой месяц. Ответчиком ГОБУ ЦЗН принято решение об отказе в сохранении среднего месячного заработка истца на период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения в связи нарушением срока постановки на учет. Полагает данные решения незаконными по тем основаниям, что срок был попущен по уважительной причине ввиду сложной жизненной ситуации. На основании изложенного, окончательно уточнив исковые требования, просит признать причины пропуска месячного срока для обращения в ГОБУ Центр занятости населения г. Мурманска уважительными, признать решения ответчика незаконными, обязать выдать решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы.

В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, настаивала на незаконности решений ГОБУ ЦЗН. Дополнила, что после сокращения оказалась в трудной жизненной ситуации требующей предоставления ей дополнительных социальных гарантий.

Представитель ГОБУ ЦЗН г. Мурманска Марышева Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, в обоснование возражений указала, что учреждение руководствовалось требованиями статьи ст. 318 Трудового кодекса РФ, Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», Порядком выдачи решения о сохранении среднего месячного заработка за гражданами, уволенными из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, утвержденным приказом директора ГОБУ ЦЗН г. Мурманска от 30.05.2018 №106/18. Также указала, что правом определения исключительных обстоятельств сохранения среднего месячного заработка обладает только орган службы занятости населения. Истцу отказано в удовлетворении заявлений в связи с пропуском срока постановки на учет, вопрос о наличии или отсутствии исключительных оснований для сохранения среднего заработка на четвертый, пятый и шестой месяц не рассматривался.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы установлены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

    В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Статья 11 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусматривает право граждан обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Поскольку от разрешения требования об оспаривании данного решения службы занятости зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон трудового договора, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Коптева О.П. работала в Мурманском арктическом государственном университете в должности контролер, контрольно-пропускного пункта, и осуществляла трудовую деятельность в условиях Крайнего Севера.

    30.04.2019 Коптева О.П. уволена на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением штата.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены гл. 50 ТК РФ (ст. 313 - 327).

Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации, указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ч. 2 названной статьи).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 318 ТК РФ.

Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 части первой ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В обоснование исковых требований истец указывает, что срок на обращение в центр занятости ей пропущен по уважительной причине.

Как следует из пояснений истца и подтверждается материалами дела, 06.05.2019 у истца резко ухудшилось состояние здоровья, в связи с чем истец была госпитализирована в ГОБУЗ «МОКМЦ».

<данные изъяты>

Согласно выписному эпикризу в период с <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

14.06.2019 Коптева О.П. обратилась в ГОБУ «Центр занятости населения» за содействием в поиске подходящей работы и была зарегистрирована.

Безработной не признана, так как является пенсионеркой.

Приказом Минтруда России от 15.01.2013 N 10н "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27139) утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан: листок нетрудоспособности; документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, военных сборов или участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе; документы, подтверждающие период участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя; документы, подтверждающие вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого; документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления и чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств (пожар, наводнение, ураган, землетрясение), препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения; документы, подтверждающие факты противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения; Документы, подтверждающие смерть близких родственников (свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство); документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очно-заочной и заочной формам обучения; решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.

Оспаривая обоснованность решений, истец ссылается на то, что ответчиком не были приняты во внимание представленные документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока для регистрации.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, оценив установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что Коптевой О.П. представлены доказательства наличия уважительных причин, препятствующих ей своевременно обратиться в службу занятости для регистрации.

При таких обстоятельствах решения ответчика об отказе в сохранении среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяц основанные исключительно на обстоятельстве пропуска истцом срока для обращения в службы занятости для постановки на учет, не могут быть признаны законными и обоснованными.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика принять решение о сохранении среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы суд не усматривает, поскольку ответчиком факт наличия или отсутствия исключительных обстоятельств для его сохранения, что относится к компетенции комиссии, не рассматривался, в связи с чем оценка обстоятельств в данной части судом будет преждевременной.

При таких обстоятельствах, вопрос о сохранении за истцом среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяц подлежит направлению для рассмотрения ответчиком с оценкой наличия или отсутствия исключительных обстоятельств, с учетом признания причин нарушения срока постановки на учет уважительными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 02.09.2019, ░░░░░ ░░ 02.10.2019 ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ 01.11.2019 ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░

2-6830/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Коптева Ольга Петровна
Ответчики
ГОБУ "Центр занятости населения г.Мурманска"
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Линчевская Мария Геннадьевна
Дело на сайте суда
okt.mrm.sudrf.ru
04.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2020Передача материалов судье
04.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2020Судебное заседание
04.04.2020Судебное заседание
20.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее