Решение по делу № 2-530/2019 от 20.11.2018

дело № 2-530/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2019 года

г.Пушкино Московская область

Пушкинский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Чуткиной Ю.Р.

при секретаре Крестининой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации в лице Московского-Окского бассейнового водного управления, Управления Роспотребнадзора по Московской области, в интересах Территориального Управления Росимущества в Московской области и неопределенного круга лиц к администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Агаеву Магомеду Аптыевичу о признании отсутствующим права собственности на части земельных участков, признании отсутствующим права аренды на части земельных участков, внесении в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении права собственности, права аренды на части земельных участков, об обязании использовать земельные участки в соответствии с ограничениями, внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости и Государственный кадастр недвижимости об ограничении прав при использовании земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице Московского-Окского бассейнового водного управления, Управления Роспотребнадзора по <адрес>, в интересах Территориального Управления Росимущества в <адрес> и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Пушкинского муниципального района <адрес>, Агаеву М.А., просит истребовать из чужого незаконного владения ответчиков в пользу Российской Федерации частей земельных участков с кадастровыми номерами в границы которых включены части акватории и береговой полосы Пестовского водохранилища, в соответствии с каталогом координат, приложенных к заключению МБУ «УГиО» от <дата>, внести в ЕГРН запись о прекращении прав администрации Пушкинского муниципального района <адрес>, Агаева М.А. на данные земельные участки и указать в решении, что оно является основанием для внесения записи о прекращении прав, указать в решении, что оно является основанием для снятия частей земельных участков, в границы которых включены части акватории и береговой полосы, с кадастровыми номерами с кадастрового учета, обязать использовать земельные участки с кадастровыми номерами в соответствии с ограничениями, установленными п. 4.4 Санитарно- эпидемиологических правил СП 2.<дата>-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», внести в Единый государственный реестр недвижимости и Государственный кадастр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании частей земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии с п. 4.4 СП 2.<дата>-10, а именно: при строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требования, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 м. от уреза воды; в зонах рекреации в полосе 100 м. от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм; на территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения: кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения); складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений; накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО); полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации; животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ; применение пестицидов, органических и минеральных удобрений; изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения; рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной не менее 500 м от уреза воды, в этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса; не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м; в зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; указать в решении, что оно является основанием для внесения соответствующих сведений.

В обоснование иска указано, что Межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению граждан о нарушениях закона при формировании и использовании земельных участков на территории Пушкинского муниципального района <адрес>, установлено, что в собственности администрации Пушкинского муниципального района <адрес> находятся земельные участки с кадастровыми номерами: , площадью 24686 кв. м, отнесенный к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», с видом разрешенного использования - «для размещения яхт-клуба», поставленный на кадастровый учет <дата>; Постановлением администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата> земельный участок с кадастровым номером предоставлен ООО «Моссельмаш» в аренду на 49 лет для размещения яхт-клуба, <дата> заключен договор аренды с правом передавать свои права и обязанности по данному до «земли особо охраняемых территорий и объектов», с видом разрешенного использования «для размещения яхт-клуба», поставленный на кадастровый учет <дата>; Постановлением администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата> земельный участок с кадастровым номером предоставлен ООО «Раменки -21» в аренду на 49 лет для размещения яхт-клуба, <дата> заключен договор аренды с правом передавать свои права и обязанности по данному договору третьим лицам. , площадью 25000 кв. м, отнесенный к категории земель «земли    особо охраняемых территорий и объектов», с     видом разрешенного использования - «для размещения яхт-клуба», поставленный на кадастровый учет <дата>; Постановлением администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата> земельный участок с кадастровым номером предоставлен ООО «Райсельхозкооперация» в аренду на 49 лет для размещения яхт-клуба, <дата> заключен договор аренды с правом передавать свои права и обязанности по данному договору третьим лицам. , площадью 20861 кв. м, отнесенный к категории земель - «земли особо охраняемых территорий и объектов»,с видом разрешенного использования - «для размещения яхт-клуба»; Постановлением администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата> земельный участок с кадастровым номером предоставлен ООО «Фантал» в аренду на 49 лет для размещения яхт-клуба, <дата> заключен договор аренды с правом передавать свои права и обязанности по данному договору третьим лицам; Договором о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков от <дата> Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «Стандарт-Недвижимость» (доверительное управление АО Управляющая компания «Сбережения и инвестиции») указанные земельные участки предоставлены в аренду Агаеву М.А.; согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости Агаев М.А. является лицом, в пользу которого установлено ограничение прав в виде аренды; в ходе обследований участков, проведенных Межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> совместно со специалистами МБУ «УГИО», АО «Мосводоканал» установлено, что территория указанных участков включает в себя часть акватории и береговой полосы Пестовского водохранилища; по сведениям АО «Мосводоканал» земельные участки с кадастровыми номерами включают в себя части акватории и береговой полосы Пестовского водохранилища; <дата> Администрацией городского округа <адрес> представлены заключения МБУ «УГИО» с приложением каталогов координат и площадей пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами с границами водного объекта, 20-метровой береговой полосы, 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны Пестовского водохранилища; согласно указанной схеме земельный участок с кадастровым номером имеет площадь пересечения с границами водного объекта 9214 кв.м, 20-метровой береговой полосы - 9008 кв.м, а также входит в границы 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны Пестовского водохранилища, земельный участок с кадастровым номером имеет площадь пересечения с границами водного объекта 178 кв.м, 20-метровой береговой полосы - 5098 кв.м, а также входит в границы 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны Пестовского водохранилища, земельный участок с кадастровым номером имеет площадь пересечения с границами водного объекта 16211 кв.м, 20-метровой береговой полосы - 5533 кв.м, а также входит в границы 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны Пестовского водохранилища, земельный участок с кадастровым номером имеет площадь пересечения с границами водного объекта 210 кв.м, 20-метровой береговой полосы - 2092 кв.м, а также входит в границы 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны Пестовского водохранилища; вместе с тем вопреки требованиям закона, в границах земельных участков с кадастровыми номерами , то есть в собственности администрации Пушкинского муниципального района <адрес>, в аренде у Агаева М.А. находится часть Пестовского водохранилища и его береговой полосы; поскольку спорные земельные участки с кадастровыми номерами поставлены на кадастровый учет с нарушением требований закона, государственная регистрация права собственности произведена с нарушением требований законодательства, земельные участки в части наложения на акваторию и береговую полосу водного объекта подлежат истребованию из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации; нахождение в собственности и дальнейшее использование ответчиками водного объекта общего пользования и его береговой полосы влекут за собой нарушение интересов Российской Федерации как собственника указанного имущества и законных прав неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам; при таких обстоятельствах сведения о постановке на кадастровый учет и регистрации прав собственности и аренды на части земельных участков кадастровыми номерами , занятые акваторией и береговой полосой Пестовского водохранилища, подлежат исключению из ЕГРН и ГКН; согласно информации АО «Мосводоканал» от <дата> на земельные участки с кадастровыми номерами распространяются требования к режиму зон санитарной охраны с учетом норм Постановления СНК Р. от <дата> «Зоны санитарной охраны Московского водопровода и источников его водоснабжения»; использование земельных участков с кадастровыми номерами без учета ограничений прямо противоречит требованиям санитарно- эпидемиологического законодательства, направленным на защиту источников питьевого водоснабжения <адрес>.

С учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ истец просит суд признать отсутствующим право собственности администрации Пушкинского муниципального района <адрес> на части земельных участков с кадастровыми номерами в границы которых включены части акватории и береговой полосы Пестовского водохранилища, в соответствии с каталогом координат, приложенных к заключению МБУ «УГиО» от <дата>, внести в внести в ЕГРН запись о прекращении прав администрации Пушкинского муниципального района <адрес> на данные земельные участки и указать в решении, что оно является основанием для внесения записи о прекращении прав, признать отсутствующим право аренды Агаева М.А. на части земельных участков с кадастровыми номерами в границы которых включены части акватории и береговой полосы Пестовского водохранилища, в соответствии с каталогом координат, приложенных к заключению МБУ «УГиО» от <дата>, внести в ЕГРН запись о прекращении прав Агаева М.А. на данные земельные участки и указать в решении, что оно является основанием для внесения записи о прекращении прав, указать в решении, что оно является основанием для снятия частей земельных участков, в границы которых включены части акватории и береговой полосы, с кадастровыми номерами с кадастрового учета, обязать ответчиков использовать земельные участки с кадастровыми номерами в соответствии с ограничениями, установленными п. 4.4 Санитарно- эпидемиологических правил СП 2.<дата>-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», внести в Единый государственный реестр недвижимости и Государственный кадастр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании частей земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии с п. 4.4 СП 2.<дата>-10, а именно: при строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требования, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 м. от уреза воды; в зонах рекреации в полосе 100 м. от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм; на территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения: кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения); складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений; накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО); полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации; животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ; применение пестицидов, органических и минеральных удобрений; изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения; рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной не менее 500 м от уреза воды, в этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса; не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м; в зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; указать в решении, что оно является основанием для внесения соответствующих сведений.

В судебном заседании представитель истца в лице Зам. межрайонного природоохранного прокурора <адрес> Федоренко К.Н. исковые требования в уточненной редакции и обстоятельства, изложенные в иске, поддержал, возражал против заявленного представителем ответчика ходатайства о применении пропуска срока исковой давности, ссылаясь на его необоснованность.

Представители Москвоско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсов, Управление Роспотребнадзора по МО, Территориальное управление Росимущества по МО в судебном заседании исковые требования в уточненной редакции поддержали, возражали против заявленного ходатайства о применении пропуска срока исковой давности.

Представитель ответчика Агаева М.А. по доверенности Кисельман А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, указал, что истцом избран неверный способ защиты права, просил применить пропуск истцом срока исковой давности, в иске отказать.

Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района <адрес> по доверенности Кромской И.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, не возражал против заявленного ходатайства о применении пропуска срока исковой давности.

Представитель третьего лица АО «Мосводоканал» в судебном заседании поддержал иск по доводам, изложенным в письменном отзыве, возражал против заявленного ходатайства о применении пропуска срока исковой давности.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению граждан о нарушениях закона при формировании и использовании земельных участков на территории Пушкинского муниципального района <адрес>, установлено, что в собственности администрации Пушкинского муниципального района <адрес> находятся земельные участки с кадастровыми номерами:

- , площадью 24686 кв. м, отнесенный к категории земель «земли особо охраняемых    территорий    и объектов»,    с видом разрешенного использования «для размещения яхт-клуба», поставленный на кадастровый учет <дата>; Постановлением администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата> земельный участок с кадастровым номером предоставлен ООО «Моссельмаш» в аренду на 49 лет для размещения яхт-клуба, <дата> заключен договор аренды с правом передавать свои права и обязанности по данному договору третьим лицам;

- , площадью 22999 кв. м, отнесенный к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», с видом разрешенного использования «для размещения яхт-клуба», поставленный на кадастровый учет <дата>; Постановлением администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата> земельный участок с кадастровым номером предоставлен ООО «Раменки -21» в аренду на 49 лет для размещения яхт-клуба, <дата> заключен договор аренды с правом передавать свои права и обязанности по данному договору третьим лицам;

- , площадью 25000 кв. м, отнесенный к категории земель «земли     особо охраняемых территорий и объектов», с видом разрешенного использования «для размещения яхт-клуба», поставленный на кадастровый учет <дата>; Постановлением администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата> земельный участок с кадастровым номером предоставлен ООО «Райсельхозкооперация» в аренду на 49 лет для размещения яхт-клуба, <дата> заключен договор аренды с правом передавать свои права и обязанности по данному договору третьим лицам;

- , площадью 20861 кв. м, отнесенный к категории земель «земли особо    охраняемых    территорий и    объектов», с видом разрешенного использования «для размещения яхт-клуба», поставленный на кадастровый учет <дата>; Постановлением администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата> земельный участок с кадастровым номером предоставлен ООО «Фантал» в аренду на 49 лет для размещения яхт-клуба, <дата> заключен договор аренды с правом передавать свои права и обязанности по данному договору третьим лицам.

Договором о передаче прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков от <дата> Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «Стандарт-Недвижимость» (доверительное управление АО Управляющая компания «Сбережения и инвестиции») указанные земельные участки предоставлены в аренду Агаеву Как установлено судом и следует из материалов дела М.А.

Указанные обстоятельства стороной ответчиков не опровергнуты.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости Агаев М.А. является лицом, в пользу которого установлено ограничение прав в виде аренды в отношении вышеуказанных земельных участков.

Как следует из материалов дела, в ходе обследований участков, проведенных межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> совместно со специалистами МБУ «УГИО», АО «Мосводоканал» установлено, что территория указанных участков включает в себя часть акватории и береговой полосы Пестовского водохранилища.

По сведениям АО «Мосводоканал» земельные участки с кадастровыми номерами включают в себя части акватории и береговой полосы Пестовского водохранилища.

Администрацией городского округа <адрес> представлены заключения МБУ «УГИО» с приложением каталогов координат и площадей пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами с границами водного объекта, 20-метровой береговой полосы, 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны Пестовского водохранилища.

Согласно указанной схеме земельный участок с кадастровым номером имеет площадь пересечения с границами водного объекта 9214 кв.м, 20-метровой береговой полосы - 9008 кв.м, а также входит в границы 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны Пестовского водохранилища; земельный участок с кадастровым номером имеет площадь пересечения с границами водного объекта 178 кв.м, 20-метровой береговой полосы - 5098 кв.м, а также входит в границы 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны Пестовского водохранилища; земельный участок с кадастровым номером имеет площадь пересечения с границами водного объекта 16211 кв.м, 20-метровой береговой полосы - 5533 кв.м, а также входит в границы 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны Пестовского водохранилища; земельный участок с кадастровым номером имеет площадь пересечения с границами водного объекта 210 кв.м, 20-метровой береговой полосы - 2092 кв.м, а также входит в границы 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны Пестовского водохранилища.

В соответствии со ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации установлен приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.

Пестовское водохранилище находится в федеральной собственности, поскольку в соответствии со статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.

Границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> и режим этих зон определены Постановлением СНК Р. от <дата> , решением Исполнительных комитетов <адрес> и Московского городского Совета народных депутатов от <дата> «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП».

Основной целью создания и обеспечения режима зоны санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Совет Народных К. Р., принявший Постановление СНК Р. от <дата> «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения», в силу ст. 41 Конституции Р. является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Р., а Санитарные правила СП 2.<дата>-10 приняты федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В силу ст. 3 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в число которых входит презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников земельных участков использовать их с учетом экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> -р Пестовское водохранилище включено в перечень водоемов, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается, в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 данного закона при разработке градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельного участка под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно ч. 10 ст. 45, ч. 1, 13 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.<дата>-02, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <дата> , Санитарных правил СП 2.<дата>- 10, Постановления СНК Р. от <дата> «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения» на земельных участках, которые входят во второй пояс зон санитарной охраны, воспрещается без предварительного разрешения Государственной санитарной инспекции зоны санитарной охраны возведение всякого рода новых строений и сооружений; не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка.

В 2010 году введены в действие санитарные правила СП 2.<дата>-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>» (далее - СП 2.<дата>-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <дата> .

Пунктом 2.3.4 СП 2.<дата>-10 установлено, что второй пояс зоны санитарной охраны включает в себя акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему.

В силу п. 3.4.3 СП 2.<дата>-10, боковые границы зоны санитарной охраны должны проходить на расстоянии не менее 500 м от уреза воды водохранилищ при нормальном подпорном уровне.

Согласно п. 4.4 СП 2.<дата>-10 при строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требования, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 м. от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м. от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.

В соответствии с положениями ст. 46 Федерального закона от <дата> № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» сведения об установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, включаются в государственный кадастр недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Как усматривается из материалов дела, в правоустанавливающих документах на спорные земельные участки сведений об особых условиях (ограничениях) его использования с соблюдением требований СП 2.<дата>-10 не содержится.

Учитывая перечисленные нормы законодательства и установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд соглашается с доводом истца о том, что использование земельных участков с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами без учета ограничений, предусмотренных п. 4.4 СП 2.<дата>-10, прямо противоречит требованиям санитарно- эпидемиологического законодательства, направленным на защиту источников питьевого водоснабжения <адрес>, и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10,01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также интересы Российской Федерации, как гаранта экологической безопасности.

Согласно информации АО «Мосводоканал» от <дата> на земельный участок с кадастровым номером распространяются требования к режиму зон санитарной охраны с учетом норм Постановления СНК Р. от <дата> «Зоны санитарной охраны Московского водопровода и источников его водоснабжения».

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.

В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются вступившие в законную силу судебные акты.

Исходя из вышеприведенных норм законодательства, сведения о нахождении земельного участка, его части, в зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и соответствующих ограничениях подлежат включению в Государственный кадастр недвижимости, а также в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», требования об обязании использовать имущество по назначению и о государственной регистрации ограничений (обременений) прав при использовании имущества предъявляются к собственнику, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Доводы стороны ответчика, что нарушений использования земельных участков не выявлено, и требование об обязании использовать земельные участки в соответствии с ограничениями, установленными СП 2.<дата>-10, не направлено на восстановление каких-либо прав, не могут явиться основанием для отказа в иске, так как отсутствие регистрации обременения, устанавливающего определенные запреты при использовании земельного участка, и, как следствие, использование земельных участков без учета этих ограничений может повлечь нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.

При таких обстоятельствах суд находит подлежащими удовлетворению заявленные истцом требования об обязании ответчиков использовать земельные участки с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами , в соответствии с ограничениями, установленными п.4.4 СП 2.<дата>-10, и внесении в ЕГРН и ГКН сведений об ограничении (обременении) прав при использовании указанных земельных участков в соответствии с п.4.4 СП 2.<дата>-10.

Согласно части 3 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Способы защиты прав подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Исходя из общих положений ГК РФ требование о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, обеспечивается не только путем пресечения действий, нарушающих право, и восстановления положения, существовавшего до такого нарушения, но и путем обращения своих притязаний к лицам, создающим реальную угрозу нарушения права, однако при этом лицо желающее защитить свои права обязано доказать факт их нарушения другими лицами.

В соответствии с абзацем третьим пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от <дата> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума N 10/22) в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.

При этом требование о признании права отсутствующим в качестве самостоятельного может быть заявлено лишь владеющим собственником против лица, которое этим имуществом не владеет, но право которого по каким-либо причинам зарегистрировано в реестре и тем самым нарушается право владеющего собственника, не связанное с утратой этого владения.

С учетом оценки в совокупности представленных доказательств суд приходит к выводу, что настоящий спор подлежит рассмотрению на основании статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, заявленное истцом требование о признании отсутствующим права собственности администрации Пушкинского муниципального района <адрес> на части земельных участков с кадастровыми номерами , в границы которых включены части акватории и береговой полосы Пестовского водохранилища, в соответствии с каталогом координат, приложенных к заключению МБУ «УГиО» от <дата>, признании отсутствующим право аренды Агаева М.А. на части земельных участков с кадастровыми номерами в границы которых включены части акватории и береговой полосы Пестовского водохранилища, в соответствии с каталогом координат, приложенных к заключению МБУ «УГиО» от <дата>, находит не подлежащими удовлетворению ввиду ненадлежащего способа защиты права.

Также не подлежит удовлетворению заявленные истцом требования о внесении в ЕГРН записи о прекращении права собственности администрации Пушкинского муниципального района <адрес> и права аренды Агаева М.А. на части земельных участков, поскольку данное требование производно от основного о признании отсутствующим право собственности, право аренды, в удовлетворении которых судом отказано.

Суд отклоняет ходатайство ответчика о применении пропуска истцом срока исковой давности, поскольку как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, а к их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.

Оценив представленные доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ суд приходит к выводу об удовлетворении иска частично.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в лице Московского-Окского бассейнового водного управления, Управления Роспотребнадзора по <адрес>, в интересах Территориального Управления Росимущества в <адрес> и неопределенного круга лиц к администрации Пушкинского муниципального района <адрес>, Агаеву М. А. о признании отсутствующим права собственности на части земельных участков, признании отсутствующим права аренды на части земельных участков, внесении в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении права собственности, права аренды на части земельных участков, об обязании использовать земельные участки в соответствии с ограничениями, внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости и Государственный кадастр недвижимости об ограничении прав при использовании земельных участков удовлетворить частично.

Обязать администрацию Пушкинского муниципального района <адрес>, Агаева М. А. использовать земельные участки с кадастровыми номерами в соответствии с ограничениями, установленными п.4.4 СП 2.<дата>-10.

Внести в ЕГРН и ГКН сведения об ограничении (обременении) прав при использовании использовать земельные участки с кадастровыми номерами в соответствии с п.4.4 СП 2.<дата>-10, а именно:

при строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требования, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100м от урезу воды. В зонах рекреации в полосе 100м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.

-на территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения;

-кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

-складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

- накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ПТО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

- полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

-животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

- применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

-изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на истчоник водоснабжения;

- рубка леса главного пользования и реконструкции на территории шириной не менее 500м от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса.

-Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500м.

В удовлетворении заявленных исковых требований о признании отсутствующим права собственности на части земельных участков, признании отсутствующим права аренды на части земельных участков, внесении в ЕГРН записи о прекращении права собственности, права аренды на части земельных участков - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.

Судья:

2-530/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Территориальное Управление Росимущества по Московской области
Московско-Окское басейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Межрайонная природоохранная прокуратура МО
Управление Роспотребнадзора по МО
Ответчики
Агаев Магомед Аптыевич
Администрация Пушкинского муниципального района МО
Другие
Управление Росреестра по МО
АО " Мосводоканал"
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
pushkino.mo.sudrf.ru
20.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2018Передача материалов судье
23.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2018Подготовка дела (собеседование)
18.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2019Судебное заседание
06.02.2019Судебное заседание
20.02.2019Судебное заседание
14.03.2019Судебное заседание
22.03.2019Судебное заседание
31.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2019Дело оформлено
20.11.2019Дело передано в архив
22.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее