УИД 47RS0005-01-2023-002730-87
Гражданское дело № 2-3357/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Выборг 13 июля 2023 года
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при ведении протокола помощником Наторхиным Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дементьевой Людмилы Ивановны к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу и Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок и установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с исковым заявлением о признании права собственности на земельный участок и установлении границ земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 2018 года является членом СНТ «Лес».
Истцу предоставлен земельный участок <данные изъяты>
Земельный участок истца был выделен из состава коллективно-долевой собственности и находится в границах СНТ «ЛЕС».
Согласно выданной истцу схеме ГЛФ земельный участок 39/1 находится вне земель ГЛФ.
Первоначально, постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 20 апреля 1993 года № 1266 «О перерегистрации права на землепользование и выдаче документов, удостоверяющих право собственности землей садоводческому товариществу «ЛЕС» (Выборгский ЛПХ) членам садоводческого товарищества «ЛЕС» предоставлено в коллективно-долевую собственность 21,9 га земель, находящихся в пользовании садоводческого товарищества.
28 апреля 1993 года на основании постановления главы администрации Выборгского района от 20 апреля 1993 года № 1266 было выдано свидетельство садоводческому товариществу «ЛЕС» о праве собственности на землю № 6394 от 28 апреля 1993 года. В коллективно-долевую собственность СТ «ЛЕС» было предоставлено 21, 9 га земель.
16 марта 2016 года постановлением главы администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области № 787 «Об утверждении проекта организации и застройки территории СНТ «ЛЕС» утвержден генеральный план садоводства. Утвержден проект организации и застройки территории СНТ «ЛЕС» с кадастровым номером: 47:01:09206001:3 общей площадью 217660 кв.м по адресу: <адрес>
Земельный участок истца образован из земельного участка предоставленного администрацией муниципального образования Выборгский район Ленинградской области членам СТ «ЛЕС», что подтверждается правоустанавливающими документами.
Истец просит суд признать право собственности на земельный участок площадью 1215 кв.м, для ведения садоводства из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, СНТ «Лес», участок 39/1; признать установленными границы земельного участка площадью 1215 кв.м, для ведения садоводства из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, СНТ «Лес», участок № 39/1, в границах, в соответствии с межевым планом, выполненным ООО «ВыборгСтройПроект» с координатами:
Обозначением характерных точек границ | с | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Истец, представитель истца, администрация МО «Выборгский район Ленинградской области, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Управление лесами Ленинградской области», СНТ «Лес», будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не просил. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно частей 1, 2 и 3 ст. 12 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» членами товарищества могут являться исключительно физические лица.
Принятие в члены товарищества осуществляется на основании заявления правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, которое подается в правление товарищества для вынесения его на рассмотрение общего собрания членов товарищества.
В члены товарищества могут быть приняты собственники или в случаях, установленных частью 11 настоящей статьи, правообладатели садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.
Постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области № 1266 от 20 апреля 1993 года членам садоводческого товарищества «Лес» под садоводство предоставлен земельный участок площадью 21,9 га.
Решением общего собрания членов садоводства в 2018 года истец принят в члены садоводства в связи с принадлежностью ему земельного участка № №.
Названный участок сформирован, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Площадь сформированного участка не превышает предельно-допустимые размеры земельных участков, предоставляемых под садоводство.
Пересечение с землями лесного фонда отсутствует, что следует из отзывов на иск ЛОГКУ «Ленобллес», Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, соответственно, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу и Комитет по природным ресурсам Ленинградской области являются ненадлежащими ответчиками.
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что, до 01 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что, если земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Таким образом, для возникновения у истца права собственности на земельный участок необходимо наличие следующих условий: истец должен быть членом СНТ, участок должен находится в границах предоставленного СНТ участка, участок должен быть предоставлен истцу в соответствии с утвержденным проектом организации и застройки территории СНТ (проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории товарищества), площадь участка должна соответствовать Правилам землепользования и застройки.
Однако, при указанных выше обстоятельствах, когда земельные участки в СНТ «Лес» были распределены между его членами на основании решений общего собрания членов садоводства, что является легитимным действием в соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», отсутствие решения о предоставлении земельного участка в собственность не может умалять право истца на приобретение предоставленного ему земельного участка в собственность, поскольку истец не должен отвечать за бездействие органов, в чью компетенцию входят принятие соответствующего решения.
Пунктом 2.7 и п. 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закреплено право граждан на приватизацию своих садовых или дачных земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении.
Существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства:
- испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
- гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
С учетом того обстоятельства, что земельный участок был предоставлен СНТ «Лес» в пользование до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», используемый истцом земельный участок в установленном законом порядке включен в территорию садоводческого товарищества, что подтверждается генеральным планом садоводства, актом согласования местоположения границы земельного участка, истец является членом данного СНТ, что не оспаривается сторонами и подтверждается представленными садоводством документами, суд приходит к выводу о том, что истец на законных основаниях владеет и пользуется спорным земельным участком, вследствие чего у органа местного самоуправления имелись все предусмотренные Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» основания для передачи истцу в собственность бесплатно занимаемого земельного участка.
Требования истца о признании права собственности на земельный участок подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка (подп. 2 п. 1 ст. 60 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ спорного земельного участка с правообладателями смежного земельного участка является обязательным.
Разрешая спор об определении границ земельных участков, следует исходить из того, что местоположение границы земельного участка определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 4 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.
В соответствии с пунктом 9 статьи 10 указанного закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» до 01 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 08 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 08 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 08 августа 2008 года; 2) смежным земельным участком является лесной участок.
Судом установлено и из материалов дела следует, что первоначально, постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 20 апреля 1993 года № 1266 «О перерегистрации права на землепользование и выдаче документов, удостоверяющих право собственности землей садоводческому товариществу «ЛЕС» (Выборгский ЛПХ) членам садоводческого товарищества «ЛЕС» предоставлено в коллективно-долевую собственность 21,9 га земель, находящихся в пользовании садоводческого товарищества.
28 апреля 1993 года на основании постановления главы администрации Выборгского района от 20 апреля 1993 года № 1266 было выдано свидетельство садоводческому товариществу «ЛЕС» о праве собственности на землю № 6394 от 28 апреля 1993 года.
16 марта 2016 года постановлением главы администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области № 787 «Об утверждении проекта организации и застройки территории СНТ «ЛЕС» утвержден генеральный план садоводства. Утвержден проект организации и застройки территории СНТ «ЛЕС» с кадастровым номером: 47:01:09206001:3 общей площадью 217660 кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты>.
Спорный земельный участок образован из земельного участка, предоставленного администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области членам СНТ «Лес», что подтверждается правоустанавливающими документами. Земельный участок был выделен садоводству в 1993 году, то есть до 2008 года. При межевании спорного земельного участка кадастровым инженером не было выявлено наложение границ земельного участка на земли лесного фонда, при этом категория земель была указана - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения садоводства.
Кроме того, следует учесть, что Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу в отзыве на иск указал, что в пределах имеющихся полномочий Департаментом проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства в отношении спорного земельного участка, в том числе, было направлено обращение в ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» о картографическом наложении материалов землеустройства земель лесного фонда на границы спорного земельного участка. В ответе на данное обращение филиал «Рослесинфорг» «Севзаплеспроект» письмом сообщил, что пересечение земель лесного фонда с границами земельного участка отсутствует.
Кроме этого ЛОГКУ «Ленобллес» также подтвердило факт отсутствия наложения на земли лесного фонда.
При таких обстоятельствах, оснований для вывода о том, что границы сформированного истцом земельного участка накладываются на границы земель лесного фонда, не имеется.
На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Дементьевой Людмилы Ивановны к администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок и установлении границ земельного участка удовлетворить.
Признать за Дементьевой Людмилой Ивановной, <данные изъяты>, право собственности на земельный участок <данные изъяты>
Признать границы земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, для ведения садоводства из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, СНТ «Лес», участок № 39/1, установленными в границах, в соответствии с межевым планом, выполненным ООО «ВыборгСтройПроект» с координатами:
обозначение характерных точек границ | с | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка.
В удовлетворении исковых требований Дементьевой Людмилы Ивановны к Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу и Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок и установлении границ земельного участка отказать.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2023 года.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Помощник Д.А. Наторхин
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-3357 за 2023 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.