Дело № 2 – 1524/2024

УИД: 42RS0037-01-2024-002077-06

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Юрга Кемеровской области                                                              08 августа 2024 года

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е:

судьи                                                                                                       Жилякова В.Г.,

при секретаре                                                                                         Стратович А.С.,

с участием:

    истца             Чечулиной М.П.,

представителя истца                                                                              Нехорошевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чечулиной М.П. и Иониной Е.П. к Администрации города Юрги, Управлению капитального строительства Администрации города Юрги о взыскании компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратилась в Юргинский городской суд Кемеровской области с вышеуказанным иском к ответчикам (л.д. 4-9).

Исковые требования мотивированы тем, что на основании договора приватизации от 15.03.1994 года Чечулина М.П. и Ионина Е.П. являлись собственниками жилого помещения квартиры, расположенной по адресу: ***, площадью 54,4 кв.м., по 1\4 доли в праве каждого.

Так же на основании свидетельств о праве на наследство по закону от 25.06.2009 года и от 17.02.2022 года истец Чечулина М.П. являлась собственником 1\2 доли в праве на указанную квартиру.

На основании постановления Администрации города Юрги от 09.06.2023 года № 610 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме ***, признанном аварийным и подлежащем сносу», между Управлением капитального строительства администрации города Юрги и Чечулиной М.П. заключено соглашение № *** о выплате возмещения за жилое помещение, согласно условиям, которого истец обязуется передать в собственность Юргинскому городскому округу жилое помещение – квартиру № ***, расположенную по адресу: *** *** а Администрация обязуется уплатить возмещение за указанное жилое помещение в сумме 3549450 рублей.

При определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение в него включены рыночная стоимость жилого помещения, а также убытки, предусмотренные п. 7 ст. 32 ЖК РФ.

При этом в размер возмещения за изымаемое жилое помещение не включены убытки в виде компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома № ***.

Дом № *** *** построен в 1964 году, капитальный ремонт дома не производился.

Согласно отчету ООО «Западно-Сибирская оценочная компания» стоимость доли в компенсации за непроизведенный капитальный ремонт собственников квартиры № *** составляет 1384000 рублей.

На основании изложенного истцы просят суд взыскать с ответчиков компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: *** в сумме 1384000 рублей, из которых 1038000 рублей в пользу Чечулиной М.П. и 346000 рублей в пользу Иониной Е.П., пропорционально долям в праве собственности на квартиру, а так же судебные расходы по уплате государственной пошлины, по оплате услуг представителя за составление искового заявления и представительства в суде.

Истец Чечулина М.П. и представитель истца Нехорошева О.В., действующая на основании ордера адвоката (л.д. 161), в судебном заседании поддержали исковые требования, просили суд их удовлетворить.

Истец Ионина Е.П., извещенная судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 155-156), в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, доказательств уважительности причины неявки в судебное заседание не представила, вследствие чего суд рассматривает дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика Администрации города Юрги Семенчикова И.А., действующая на основании доверенности (л.д. 149), в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации города Юрги (л.д. 148), вследствие чего суд рассматривает дело в отсутствие представителя Администрации города Юрги. Ранее представителем Администрации города Юрги в суд был представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 108-110, 152-154).

Представитель ответчика Управления капитального строительства Администрации города Юрги ( л.д. 158) в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности причины неявки в судебное заседание не представил, вследствие чего суд рассматривает дело в его отсутствие

Выслушав пояснения истца и ее представителя, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Частью 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ установлено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочего, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Прекращение права собственности на недвижимое имущество предусмотрено, в частности, подпунктом 7 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ в совокупности с положениями ст. 239.2 235 Гражданского кодекса РФ и в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

При рассмотрении дела судом установлено, что истцы являлись собственником квартиры, расположенной по адресу: *** общей площадью 54,4 кв.м., кадастровый номер ***, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 20-28).

При рассмотрении дела судом также установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу***, на основании Постановления Администрации города Юрги от 09.03.2016 № 262 признан аварийным и подлежащим сносу и включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2019 года в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу или реконструкции» (л.д. 111).

Постановлением Администрации города Юрги № 610 от 09.06.2023 принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: ***, для муниципальных нужд (л.д. 112).

Заключением Оценочной компании ПРОСПЕКТ определен размер компенсации за изымаемое у истцов жилое помещение в сумме 3549450 рублей, который был утвержден Постановлением Администрации города Юрги № 649 от 19.06.2023 (л.д. 127).

Из заявлений истцов от 28.06.2023 следует, что истцы выразили согласие на участие в программе переселения из аварийного жилья и выбрали способ возмещения в денежной форме (л.д. 117,118).

Соглашением о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение от 07.08.2023 № *** заключенным между истцами и Управлением капитального строительства Администрации г. Юрги, установлено, что истцы передают в муниципальную собственность квартиру, расположенную по адресу: *** а взамен получают денежную компенсацию за изымаемое у них вышеуказанное жилое помещение в сумме 3549450 рублей (л.д. 121).

Установленная Соглашением сумма компенсации была перечислена истцам, что подтверждается платежными поручениями (л.д. 123, 124).

Переход права собственности на квартиру, расположенную по адресу: *** к Юргинскому городскому округу был зарегистрирован (л.д. 125-126).

Из текста Соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение от 07.08.2023 № ***, отчета Оценочной компании ПРОСПЕКТ следует, что компенсация за непроизведенный капитальный ремонт изымаемого жилого помещения указанными соглашением и отчетом не определялась, в размер возмещения не входила и истцам не выплачивалась.

Между тем, ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Как указано в разделе II Обзора Верховного Суда РФ статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

Таким образом, определяя размер компенсации за изымаемое жилое помещение, принадлежащее истцам, Управление капитального строительства Администрации города Юрги обязано было на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ включить в выкупную цену принадлежащего истцам жилого помещения причитающиеся истцам суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, на котором расположен дом.

Суд отклоняет доводы представителя Администрации г. Юрги о том, что истцы, подписав Соглашение от 07.08.2023, согласились с размером возмещения за изымаемое жилое помещение и не могут требовать изменение его условий.

Как следует из текста Соглашения, сторонами соглашения вопрос о компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома вообще не урегулирован, вследствие чего речь об изменении условий соглашения не идет.

Таким образом, суд полагает, что, подписывая Соглашение от 07.08.2023, истцы не отказывались от получения компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, а Управление капитального строительства Администрации города Юрги не выполнило требования части 7 статьи 32 ЖК РФ в части включения в выкупную цену принадлежащего истцам жилого помещения причитающиеся истцам суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.

Как следует из Заключения по результатам технического обследования несущих и ограждающих конструкций здания многоквартирного жилого дома по адресу: ***, изъятая у истцов квартира расположена в доме 1964 года постройки (л.д. 131-147).

Сведений о том, что с момента постройки дома производился капитальный ремонт дома, представителем ответчика суду не представлено.

Представленными в судебном заседании представителем истца Нехорошевой О.В. документами подтверждается, что вышеуказанный жилой дом нуждался в проведении капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения в указанном доме (л.д. 167-169, 170-177, 178-227). Хотя указанные документы являются предметом рассмотрения другого гражданского дела, но речь в них идет о жилом доме, расположенного по адресу: ***, вследствие чего суд признает их относимыми к предмету настоящего спора.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцы имеют право на получение компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.

Из отчета об оценке рыночной стоимости № *** ООО «Западно-Сибирская Оценочная Компания» (л.д. 30-101) следует, что величина компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: *** составляет 1384000,00 рублей, из которых: 1038000 рублей в пользу Чечулиной М.П. и 346000 рублей в пользу Иониной Е.П., пропорционально долям истцов в праве собственности на квартиру.

В то же время суд считает заслуживающими внимания возражения представителя Администрации г. Юрги о том, что Администрации г. Юрги является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу в силу того, что вопросами выплаты денежной компенсации за изымаемое жилое помещение занимается Управление капитального строительства Администрации города Юрги, которое является самостоятельным юридическим лицом.

Из п. 28.1 Положения о порядке и условиях переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017 следует, что заключение договоров купли-продажи изымаемых жилых помещений с выплатой возмещения (компенсации), а также выплату денежного возмещения производит Управление капитального строительства Администрации города Юрги со своих счетов, на которые денежные средства поступают напрямую, минуя счета Администрации г. Юрги.

          При указанных обстоятельствах суд удовлетворяет требование истцов о взыскании с Управления капитального строительства Администрации города Юрги в пользу истцов компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: *** в сумме 1384000,00 рублей.

Исковые требования, предъявленные к Администрации г. Юрги, удовлетворению не подлежат.

Так как решение состоялось в пользу истцов, с ответчика Управления капитального строительства Администрации г. Юрги на основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежат взысканию понесенные истцами судебные расходы.

Из представленных суду платежных документов следует, что истцом Чечулиной М.П. понесены судебные расходы: по оплате государственной пошлины в сумме 11565,00 рублей, по оплате почтовых услуг в сумме 208 рублей, по оплате услуг по составлению искового заявления в сумме 8000 рублей, по оплате отчета об оценки стоимости квартиры в сумме 20000 рублей, по оплате услуг представителя в сумме 10000 рублей, а всего 49773 рубля 00 копеек (л.д. 10, 11, 103, 160, 162).

Из представленных суду платежных документов следует, что истцом Иониной Е.П. понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3855 рубля 00 копеек (л.д. 10).

Так как в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Юрги отказано, понесенные истцами судебные расходы взысканию с Администрации г. Юрги не подлежат.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░     ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***, ░ ░░░░░ 1038000 ░░░░░░ 00 ░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 49773 ░░░░░ 00 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 1087773 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 00 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: *** ░ ░░░░░ 346000 ░░░░░░ 00 ░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 3855 ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 349855 (░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░                        - ░░░░░░░ -                  ░.░.░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2024 ░░░░

2-1524/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ионина Екатерина Павловна
Чечулина Марина Петровна
Ответчики
Администрация города Юрги
Управление капитального строительства Администрации города Юрги
Другие
Семенчикова Ирина Алекссевна
Нехорошева Ольга Владимировна
Суд
Юргинский городской суд Кемеровской области
Дело на сайте суда
yurginsky.kmr.sudrf.ru
03.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2024Передача материалов судье
04.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2024Подготовка дела (собеседование)
19.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2024Дело оформлено
08.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее