Решение по делу № 2-370/2024 от 12.03.2024

11RS0016-01-2024-000402-32

дело №2-370/2024

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ (заочное)

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 23 апреля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Кировского областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения в г. Кирове» к Свеженец К. М. о взыскании денежных средств,

установил:

КОГКУ «Управление социальной защиты населения в г. Кирове» обратилось в суд с иском к Свеженец К.М. о взыскании денежных средств в виде полученной единовременной денежной выплаты по социальному контракту в размере 322 590 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что на основании заявления с ответчиком заключен социальный контракт №990 от 29.05.2023 на срок с 29.05.2023 по 28.04.2024 с предоставлением единовременной денежной выплаты в размере 322 590 рублей на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Однако ответчиком, документы о найме сотрудника в соответствии с бизнес-планом предоставлены не были. Документы, подтверждающие приобретение товаров и материалов, предоставлены ответчиком на сумму 231 552 рублей, на остаток суммы в размере 91038 рублей целевое расходование не подтверждено. Сведения о доходах ответчик также не предоставляла. Ссылаясь на неисполнение условий социального контракта, КОГКУ «Управление социальной защиты населения в г. Кирове» обратилось в суд с настоящим иском.

Стороны, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей не направили. Истцом заявлено о рассмотрении дела без участия его представителя. Судебная корреспонденция, направленная в адрес ответчика, вернулась в суд за истечением срока хранения.

В данном случае суд находит надлежащим извещение ответчика о месте и времени судебного заседания, поскольку в силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд - есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения искового заявления.

Поскольку одним из основных принципов гражданского процессуального законодательства является добросовестность действий сторон в процессе реализации принадлежащих им процессуальных прав (ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ), поэтому приняв возможные меры к извещению ответчика, суд, исходя из необходимости соблюдения баланса интересов сторон, установленных законом сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел, с учетом мнения истца, полагает возможным в соответствии со статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке заочного производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон №178-ФЗ) государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В силу абзаца 8 статьи 1 Федерального закона №178-ФЗ социальный контракт – это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Согласно части 1 статьи 8.1 Федерального закона №178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №296 утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

К основным целям Программы отнесено создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий.

К приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации отнесены, в том числе, повышение благосостояния граждан и снижение бедности.

Сфера реализации Программы отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым указанными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета), в том числе относится решение вопросов социальной поддержки малоимущих граждан.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и самостоятельно реализуются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов региональные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий населения. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется государственная социальная помощь (в том числе на основании социального контракта).

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Постановлением Кировской области от 30.12.2019 №735-П в соответствии с постановлением Правительства РФ утвержден Порядок оказания гражданину государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее – Порядок).

Согласно указанному Порядку условием заключения социального контракта с гражданами, проживающими на территории Кировской области, является наличие у них по независящим причинам среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Кировской области на дату обращения за оказанием государственной социальной помощи.

Как следует из п. 1.3.2 Порядка государственная социальная помощь оказывается в целях реализации мероприятий, направленных на преодоление семьей (гражданином) трудной жизненной ситуации, в том числе, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

В силу п. 1.4 Порядка получателями государственной социальной помощи являются семьи (граждане), с которым и заключен социальный контракт на реализацию одного из мероприятий, указанных в настоящем Порядке.

В соответствии с п. 3.7.1 Порядка в рамках оказания государственной социальной помощи получатель, с которым заключен социальный контракт, обязан не реже 1 раза в месяц, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации, а также целевое расходование денежных средств в период действия социального контракта (если программой социальной адаптации установлены цели расходования денежных средств).

Согласно п. 3.10 Порядка в рамках оказания государственной социальной помощи получатель, с которым заключен социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в п. 1.3.2 настоящего порядка обязан встать на учет в налоговом органе на территории Кировской области в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого.

В силу п. 2.1.1 Порядка бизнес-план по развитию собственного дела для заявителя, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, должен предусматривать создание не менее одного рабочего места.

В соответствии с п. 1.8.2 Порядка на реализацию мероприятия, указанного в п. 1.3.2 Порядка предоставляются: денежная выплата-единовременно или по частям в зависимости от этапа исполнения мероприятий программы социальной адаптации и бизнес-плана по созданию собственного дела в размере расходов на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности при соблюдении предусмотренных законом требований, но не более 350 000 рублей.

Судом установлено, что 19.05.2023 Свеженец К.М. обратилась к истцу с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Решением истца от 29.05.2023 Свеженец К.М. назначена государственная социальная помощь единовременно в размере стоимости необходимых для ведения предпринимательской деятельности товаров, в том числе постановка на учет, в размере 322 590 рублей с 29.05.2023 по 31.05.2023.

На основании указанного решения между сторонами заключен социальный контракт №990 от 29.05.2023 на срок по 28.04.2024.

Единовременная денежная выплата перечислена на счет ответчика 20.06.2023, что подтверждается копией платежного поручения №10315.

Согласно п. 2.4 социального контракта, Свеженец К.М. приняла на себя обязательства: направить в налоговый орган заявление о снятии с учета в качестве налогоплательщика на профессиональный доход и зарегистрироваться в налоговом органе на территории Кировской области в качестве индивидуального предпринимателя; приобрести в период действия контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности и предоставить истцу подтверждающие документы; не реже 1 раза в месяц, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации, а также целевое расходование денежных средств в период действия социального контракта.

В соответствии с п. 1.5 и 8 программы социальной адаптации Свеженец К.М. должны быть предоставлены документы, подтверждающие факт работы 2 сотрудников, а в соответствии с 1.4, 4 и п. 9 программы – ежемесячно до 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным, предоставлять справки о доходах от предпринимательской деятельности.

Также согласно п. 1.3 программы в срок до 15.10.2023 Свеженец К.М. должны быть предоставлены документы, подтверждающие приобретение товаров и оборудования, стоимость лицензии на программное обеспечение и на осуществление деятельности.

При этом, из указанной программы также следует, что Свеженец К.М. ознакомлена с ней и предупреждена о том, что в случае неисполнения условий контракта, в том числе мероприятий программы адаптации, по причинам, не являющимся уважительными, истец прекращает досрочно оказание государственной социальной помощи с возмещением получателем полученной суммы денежных средств в полном объеме, что подтверждается ее личной подписью в программе.

Из материалов дела следует, что истцом свои обязательства по предоставлению ответчику государственной социальной помощи в рамках социального контракта исполнены в полном объеме, что подтверждается перечислением на счет ответчика денежной выплаты.

В свою очередь, Свеженец К.М. условия социального контракта надлежащим образом не выполнены.

Так, из материалов дела следует, что ответчиком предоставлены документы на приобретение основных средств, материально-производственных запасов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, на общую сумму 231 552 рублей. Документальное подтверждение приобретения основных средств, материально-производственных запасов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, на сумму 91 038 рублей ответчиком в период действия социального контракта, а именно в срок до 15.10.2023, не предоставлено. Доказательств обратного, суду не предоставлено.

Также судом установлено, что в нарушение условий социального контракта и программы социальной адаптации ответчиком документы, подтверждающие наем сотрудников, истцу не предоставлены. Отсутствуют такие документы и в материалах настоящего дела.

Кроме того, справки о доходах от предпринимательской деятельности ответчиком истцу также не предоставлялись. Доказательств обратного, суду не предоставлено.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела факт ненадлежащего исполнения ответчиком условий заключенного социального контракта нашел свое подтверждение.

В соответствии с п. 2.1 ст. 10 Федерального закона №178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4.5 Порядка орган социальной защиты населения прекращает досрочно оказание государственной социальной помощи, в том числе в случае неисполнения получателем условий социального контракта, мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

В силу п. 4.8 Порядка при принятии решения о досрочном прекращении органом социальной защиты населения оказания государственной социальной помощи получателю органом социальной защиты принимается решение о возврате денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи в полном объеме.

В связи с неисполнением условий социального контракта решением истца №44 от 25.12.2023 прекращено оказание государственной социальной помощи Свеженец К.М. с возложением на Свеженец К.М. обязанности возвратить полученные денежные средства в полном объеме в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления.

В адрес ответчика направлено уведомление о досрочном прекращении оказания государственной социальной помощи от 26.12.2023, в котором предложено возвратить полученные денежные средства.

Между тем, указанное уведомление ответчиком до настоящего времени не исполнено, денежные средства в размере 322 590 рублей до настоящего времени не возвращены. Доказательств возврата полученной суммы государственной социальной помощи ответчиком не предоставлено.

Принимая во внимание установленный факт неисполнения ответчиком условий социального контракта, а равно ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований и взыскании с ответчика в пользу истца государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты, полученной по социальному контракту №990 от 29.05.2023 в размере 322 590 рублей.

Руководствуясь ст. 193-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

исковые требования Кировского областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения в г. Кирове» удовлетворить.

Взыскать с Свеженец К. М. (паспорт ) в пользу Кировского областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения в г. Кирове» (ИНН 4345218414) излишне выплаченную единовременную денежную выплату в размере 322 590 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено 2 мая 2024 года.

Судья Ю.В. Рачковская

2-370/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КОГКУ "Управление социальной защиты населения в городе Кирове"
Ответчики
Свеженец Кристина Михайловна
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Рачковская Юлия Валерьевна
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
12.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2024Передача материалов судье
13.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
02.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
23.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее