Решение по делу № 2а-635/2021 от 24.08.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2021 г.                                                                    г. Нерчинск

Нерчинский районный суд Забайкальского края

В составе:

председательствующего судьи Быковой Ю.В.,

при секретаре Костылевой Е.В.,

с участием представителей административного истца Капутиной Л.П, Федореевой А.Л., представителя административного ответчика Администрации городского поселения «Нерчинское» Пляскиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-635/2021

по административному иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в городе Нерчинске к Акционерному обществу «Забайкальская топливно-энергетическая компания», администрации городского поселения «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края о признании бездействия незаконным и понуждению к действию,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец- Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в городе Нерчинске обратился с иском к административным ответчикам - Акционерному обществу «Забайкальская топливно-энергетическая компания», администрации городского поселения «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края с иском следующего содержания.

В ходе осуществления деятельности по надзору за соблюдением законодательства о правах потребителей с целью проверки информации, содержащейся в обращениях физических лиц была проведена внеплановая выездная провека в отношении Акционерного общества «Забайкальская топливно-энергетическая компания», по адресу: .........., по вопросу водоотведения от многоквартирных жилых домов №....., №.....а. Жители проживающие в многоквартирном жилом доме по адресу: .........., обеспокоены скоплением канализационных стоков, из-за чего возникает влажность стен, перекрытия и лестничные марши разрушаются, в домах образуются трещины и разломы.

В ходе выездной внеплановой проверки деятельности АО «ЗабТЭК» выявлено, что система водоотведения двух многоквартирных домов №..... и №.....а по .........., сосредоточена в одном месте, в промежуточном колодце подъезда №....., расположенным вдоль многоквартирного жилого ........... В результате переполнения промежуточных колодцев (несвоевременной откачки сточных вод) происходит затопление подвального помещения многоквартирного жилого .........., осуществляющей обслуживание системы водоотведения (вывоз жидких бытовых отходов) на основании договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности городского поселения «Нерчинское» №..... от ....., является Акционерное общество «Забайкальская топливно-энергетическая компания».     В ходе проведения проверки ..... в период с 14 часов 15 минут до 15 часов 30 минут проведено обследование, осмотрена прилегающая территоря жилого домов, расположенных по адресу: ..........; ........... Установлено, что жидкие коммунальные отходы (сточная вода) через централизованную систему водоотведения, самотеком сбрасываются по системе труб канализации на канализационно-насосную станцию, расположенную по адресу: .........., которая находятся на обслуживании АО «ЗаБТЭК». На территории жилых домов №..... и №.....а по .......... оборудовано 6 смотровых колодцев, 1 из которых резервный, расположен вблизи .........., 5 смотровых колодцев установлены вдоль ........... На день проведения внеплановой выездной проверки ..... излива сточных вод на поверхность вблизи домов №....., №.....а .......... не установлено.

Согласно представленной АО «ЗабТЭК» схемы водоотведения мкр. Мясокомбинат ГП. «Нерчинское» установлено, что жилые дома, расположенные по адресу: .......... подключены к централизованной системе - водоотведения. Сточные воды, принимаются от абонентов МЖД в централизованную систему водоотведения, далее самотеком поступают па канализационно-насосную станцию, расположенную по адресу: ........... При осмотре прилегающей территории канализационно-насосной станции, расположенной по адресу: .......... установлено, что канализационно-насосная станция расположена на территории городского поселения «Нерчинское» .......... (в черте города). Представляет собой кирпичное здание, общей площадью 130,8 м2, где установлен отстойник, объемом отстойника в договоре аренды имущества не указан. В стене здания канализационно-насосной станции выведена железная труба, ежедневно 2-3 раза в день, по мере наполнения отстойника, оператором станции осуществляется слив хозяйственно-бытовых сточных вод на поверхность почвы ( установлено со слов начальника структурного подразделения АО «ЗабТЭК» П.А.В., представителя по доверенности С.П.А.). Вблизи здания имеются следы слива сточных вод. При анализе представленных АО «ЗабТЭК» копий путевых листов за октябрь 2020 года, в количестве 13 шт. на автомашину ГАЗ-№..... государственный регистрационный помер №..... объемом бочки 4 куб. установлены места сбора сточных вод за октябрь 2020 года: это .........., детский сад .........., ДСУ Газимур, УИН, налоговая, 91 ДОС, котельная №....., котельная .........., дома по .........., Сбербанк, ........... Вывоз сточных вод от канализационно-насосной станции до объектов размещения отходов акционерным обществом «ЗабТЭК» в октябре, ноябре 2020 года не осуществлялся.

В ходе проверки установлено, что АО «ЗабТЭК» транспортирование отходов от канализационно-насосной станции до объектов размещения за период октябрь, ноябрь 2020 года не осуществлялось. Все сточные воды от домов №.....; №.....а; №..... в октябре, ноябре 2020 года были выпущены на рельеф местности ГП «Нерчинское», что является нарушением обязательных требований п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1992 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в нарушение п. 3.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований".

При проверке информации об Акционерном обществе «Забайкальская топливно-энергетическая компания» основной вид деятельности предприятия - оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха). Дополнительный вид деятельности: Сбор и обработка сточных вод.

Акционерным обществом «Забайкальская топливно-энергетическая компания» представлен приказ №..... от 27.11.2018 «О порядке обращения с отходами производства и потребления» в соответствии с п. II данного приказа ответственным по сбору, использованию, транспортированию и размещению отходов в целом по предприятию назначен главный инженер Ю.С.В., приказ №..... от ..... «О назначении на должность».

Таким образом ответственность за вышеуказанные нарушения возлагаются на главного инженера АО «ЗабТЭК» Ю.С.В..

АО «ЗабТЭК» при осуществлении деятельности на объекте водоотведения КНС в .........., расположенном по адресу: .........., не соблюдает требования статьи 11, пункта 2 статьи 21, п.1 ст. 22 Федерального закона от ..... № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения".

АО «ЗабТЭК» выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил №..... от ..... По факту выявленных нарушений в отношении главного инженера АО «ЗабТЭК» Ю.С.В. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, применена мера административного наказания виде административного штрафа 30 000 рублей (постановление по делу об административном правонарушении от ..... №.....).

В соответствии со ст.11 Федерального закона от ..... № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона от ..... № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил №..... от ....., выданного АО «ЗабТЭК», истёк ..... Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, явилось основанием проведения повторной внеплановой выездной проверки в отношении АО «ЗабТЭК».

в период с 10 часов 15 минут до 10 часов 35 минут на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Г.Е.А. №..... от ..... о проведении внеплановой выездной проверки с целью контроля выполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований №..... от 15.12.2020г (далее предписание от ..... №.....), со сроком исполнения до ....., обнаружено, что ситуация на транспортировке канализационных отходов АО « ЗабТЭК» от канализационно-насосная станция не изменилась. На участке местности вокруг канализационно-насосной станции на расстоянии около 5 метров расположен участок территории загрязнённый жидкими бытовыми отходами. Участок загрязнения представлен лужей, участками льда и жидкости с характерным запахом канализационных вод.

При анализе представленных АО «ЗабТЭК» копий путевых листов за январь, февраль 2021 года, на автомашину КАМАЗ К0-505А, государственный регистрационный номер Е423СТ 75, автомашину ГАЗ К0-503 В, государственный номер Е 776ХК 75; автомашину ЗИЛ К0520, государственный номер К 237 КХ 75 установлены места сбора сточных вод: это .........., детский сад .........., ДСУ Газимур, УИН, налоговая, 92 ДОС, котельная №....., Сибирская, Ленская, кабельный, д/сад №....., школа №....., HAT общежитие, дома по .........., Сбербанк, .........., .......... детский сад. №...... Вывоз сточных вод от канализационно-насосной станции до объектов размещения отходов (городская свалка) акционерным обществом «ЗабТЭК» в январе, феврале 2021 года не осуществлялся.

            В соответствии с предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований №..... от ....., АО «ЗАБТЭК» предписывалось в срок до ..... обеспечить доставку (транспортировку) в установленное место утилизации (захоронения) канализационных сточных вод от жилых домов по .......... из места сбора (КНС) по .......... на поле ассенизации (городская свалка) ..........; не допускать сброса канализационных сточных вод на рельеф почвы территории ГП «Нерчинское» Фактически требования предписания №..... от ..... не выполнены.

Ответственность за данные нарушения возлагается на Генерального директора АО «ЗабТЭК» Ф.К.Н..

Указанные выше факты свидетельствуют о бездействии Акционерного общества «Забайкальская топливно-энергетическая компания» по выполнению санитарных требований, а также по устранению нарушений санитарного законодательства в полном объеме. Указанное бездействие является противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания.

Таким образом, у Акционерного общества «Забайкальская топливно- энергетическая компания» имелась возможность для соблюдения санитарных правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств тому, что учреждением предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению норм права, не представлено.

Полномочия по организации в границах (ГП «Нерчинское») водоотведения согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Федеральный закон от ..... N 131-ФЗ (ред. от .....) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся к вопросам местного значения городского поселения «Нерчинское».

Согласно договора аренды имущества №..... от ..... канализационные сети, канализационно-насосная станция (.......... являются собственностью администрации городского поселения «Нерчинское».

Указанное выше свидетельствует о бездействии Администрации городского поселения «Нерчинское» по выполнению санитарных требований, а также по устранению нарушений санитарного законодательства. Указанное бездействие является противоправным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания.

Таким образом, у Администрации городского поселения «Нерчинское» имелась возможность для обеспечения соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств тому, что Администрацией предпринимались все зависящие от неё меры но соблюдению АО «ЗабТЭК» норм права не представлено.

Поскольку ответчиками не выполняются, и не обеспечивается выполнение требований санитарного законодательства, и не устранены вышеназванные нарушения, на основании п. 2 ст. 51 Федерального закона от ..... № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», обратившись в суд с иском административный истец ( с учетом уточненных исковых требований) просит суд признать противоправным бездействие Акционерного общества «Забайкальская топливно-энергетическая компания» по выполнению санитарных требований, невыполнения предписания об устранении выявленных нарушений №..... от ....., а также по устранению нарушений санитарного законодательства, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания. Обязать АО «ЗабТЭК» обеспечить доставку (транспортировку) в установленное место утилизации (захоронения) канализационных сточных вод от жилых домов по .......... из места сбора канализационно-насосная станция по .......... на поле ассенизации (городская свалка) .........., с момента вступления решения суда в законную силу. Не допускать сброс канализационных сточных вод на рельеф почвы территории ГП «Нерчинское» с момента вступления решения суда в законную силу.     Поскольку администрация городского поселения «Нерчинское» МР «..........» .......... является собственником земли, на которой происходит сброс сточных вод от канализационно-насосной станции, расположенной по адресу: .........., просит суд обязать администрацию городского поселения «Нерчинское» муниципального района «..........» .......... контролировать недопущение сброса сточных вод от канализационно-насосной станции, расположенной по адресу: .......... на рельеф местности ГП «Нерчинское» с момента вступления решения суда в законную силу; при обнаружении администрацией ГП «Нерчинское» МР «..........» .......... сброса сточных вод на рельеф ГП «Нерчинское» принять меры по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства в пределах полномочий с момента вступления решения суда в законную силу.

Дело рассмотрено судом с учетом уточнения исковых требований административным истцом.

     В судебном заседании представители административного истца -Капутина Л.П, Федореева А.Л. поддержали уточненные исковые требования, представитель административного ответчика -Администрации городского поселения «Нерчинское» Пляскиной Е.М. возражала против иска в части возложения на администрацию городского поселения «Нерчинское» дополнительной функции, выходящей за пределы компетенции органа местного самоуправления.

    Представитель административного ответчика ОА «ЗАБТЭК» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Суд определил рассмотреть дело при данной явке.

    Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд считает требования административного истца подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

    Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

    Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека регламентирована Положением о службе утвержденном постановлением Правительства РФ N 322 от 30 июня 2004 года.

Согласно п.1 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

     В пункте 5 указанного Положения определены полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, к которым относятся :

5.1. осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания в том числе: 5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; 5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; 5.2.4. устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды; 5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды; 5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации; 5.8(3). устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений; 5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу; 5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций.

В силу статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.    В соответствие с требованиями статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ).

В соответствие с требованиями пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствие с требованиями пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно требованиям пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствие с требованиями пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;

В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 в населенных пунктах при отсутствии централизованной системы водоотведения для отдельных зданий и (или) групп зданий допускается отведение ЖБО в локальные очистные сооружения и (или) биологические очистные станции, либо организация накопления ЖБО в подземные водонепроницаемые сооружения (далее - выгребы) с их последующим транспортированием транспортным средством в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема или очистки сточных вод.

     Судом установлено, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в городе Нерчинске на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Г.Е.А. от 17.11.2020 года №..... ( л.д.35-38) была проведена внеплановая выездная проверка деятельности Акционерного общества «Забайкальская топливно-энергетическая компания».

     Поводом для проведения проверки послужило коллективное обращение жителей .......... на скопление канализационных вод в подвале дома, нарушение их условий жизнедеятельности. ( л.д.26).

     В ходе проведения выездной проверки Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по .......... в городе Нерчинске была запрошена необходимая информация у организаций, оказывающих коммунальные услуги населению – АО «ЗаБТЭК» и УК «Ритм», сотрудником территориального отдела осуществлен выезд на место.

Из акта проверки Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по .......... в городе Нерчинске от ..... установлено, что в ходе проведения проверки ..... в период с 14 часов 15 минут до 15 часов 30 минут при осмотре прилегающей территории жилого дома, расположенного по адресу: ..........; .......... установлено, что жидкие коммунальные отходы от МЖД №..... и №.....а по .......... через централизованную систему водоотведения, самотеком сбрасываются по системе труб канализации на канализационно-насосную станцию, расположенную по адресу: .........., которая находятся в обслуживании АО «ЗаБТЭК» на основании договора аренды имущества №..... от ...... Жилые дома, расположенные по адресу: .......... подключены к централизованной системе - водоотведения. Сточные воды, принимаются от абонентов МЖД в централизованную систему водоотведения, далее самотеком поступают па канализационно-насосную станцию, расположенную по адресу: ........... При осмотре прилегающей территории канализационно-насосной станции, расположенной по адресу: .......... (.....) установлено, что канализационно-насосная станция расположена на территории городского поселения «Нерчинское» .......... (в черте города), представляет собой кирпичное здание, общей площадью 130,8 м2, где установлен отстойник, объемом отстойника в договоре аренды имущества не указан. В стене здания канализационно-насосной станции выведена железная труба, ежедневно 2-3 раза в день (по мере наполнения отстойника) оператором станции осуществляется слив хозяйственно-бытовых сточных вод на поверхность почвы (установлено со слов начальника структурного подразделения АО «ЗабТЭК» П.А.В., представителя по доверенности С.П.А.), вблизи здания имеются следы слива сточных вод, замерзшая вода на гравии, замерзший ручей от канализационно-насосной станции.

При анализе представленных АО «ЗабТЭК» копий путевых листов за октябрь 2020 года, в количестве 13 шт. на автомашину ГАЗ-3309 К0-503В, государственный регистрационный помер Е776КХ с объемом бочки 4 куб., установлен, что вывоз сточных вод от канализационно-насосной станции до объектов размещения отходов (городская свалка) акционерным обществом «ЗабТЭК» в октябре, ноябре 2020 года не осуществлялся (л.д.40-41).

По результатам проверки АО «ЗАБТЭК» Территориальным отделом Роспотребнадзора в .......... вынесено предписание от ..... №....., с требованием обеспечить доставку (транспортировку) в установленное место утилизации (захоронения) канализационных вод от жилых домов по .......... из места сбора КНС по .......... на поле ассенизации ( городская свалка), не допускать сброс канализационных сточных вод на рельеф почвы городского поселения «Нерчинское», со сроком исполнения до ...... (л.д.44).

..... должное лицо АО «ЗабТЭК» -главный инженер АО «ЗАБТЭК Ю.С.В. за указанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.6.35 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере 30 000 рублей.(л.д.47-56).

На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора Г.Е.А. от ..... №..... Территориальным отделом Роспотребнадзора в .........., с целью проверки исполнения АО «ЗАБТЭК» ранее выписанного предписания №..... от ..... проведена внеплановая выездная проверка. (л.д.72-74).

Из акта проверки от ..... установлено, что Территориальным отделом Роспотребнадзора в .......... ..... в период с 10 часов 15 минут до 10 часов 35 минут проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований №..... от ..... (далее предписание от ..... №.....), срок исполнения которого был установлен до ....., обнаружено, что на канализационно-насосная станции, под трубой, на поверхности почвы, имеется наледь, следы протекания жидкости (в виде ручья). На расстоянии около 5 метров расположен участок территории (размер загрязнения (визуально) не установлен) загрязнённый жидкими бытовыми отходами. Участок загрязнения представлен лужей, участками льда и жидкости с характерным запахом канализационных вод. При анализе представленных АО «ЗабТЭК» копий путевых листов за январь, февраль 2021 года, на автомашину КАМАЗ №....., государственный регистрационный номер №....., автомашину ГАЗ №..... В, государственный номер №.....; автомашину ЗИЛ №....., государственный номер №..... установлено, что вывоз сточных вод от канализационно-насосной станции до объектов размещения отходов (городская свалка) акционерным обществом «ЗабТЭК» в январе, феврале 2021 года не осуществлялся. В ходе проверки установлено, что требования Роспотребнадзора, указанные в предписании №..... от ..... ОА «ЗАБТЭК» не исполняются. (л.д 76-77).

По результатам проверки Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в .......... в отношении ОА «ЗАБТЭК» вынесено предписание от ..... №....., с требованием обеспечить доставку (транспортировку) в установленное место утилизации (захоронения) канализационных вод от жилых домов по .......... из места сбора КНС по .......... на поле ассенизации (городская свалка), не допускать сброс канализационных сточных вод на рельеф почвы городского поселения «Нерчинское», со сроком исполнения до ......

В отношении генерального директора АО «ЗАБТЭК» Ф.А.Н. за указанные нарушения Территориальным отделом Роспотребнадзора в .......... ..... составлен протокол об административном нарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ ( л.д.80-82).

Постановлением мирового судьи судебного участка №..... Нерчинского судебного района от ..... должное лицо АО «ЗабТЭК» - генеральный директор Ф.К.Н. за невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего надзор (контроль) привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере 1000 рублей.( л.д.97-99).

При проведении проверки в отношении Акционерного общества «Забайкальская топливно-энергетическая компания» выявлены нарушения обязательных требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления», СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований". Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 20 от 05.12.2019 г. установлен срок действия санитарно- эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" до 01.01.2021. Согласно требованиям п. 3.1. СанПиН 2.1.7.3550- 19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" в населенных пунктах при отсутствии централизованной системы водоотведения для отдельных зданий и (или) групп зданий допускается отведение ЖБО в локальные очистные сооружения и (или) биологические очистные станции, либо организация накопления ЖБО в подземные водонепроницаемые сооружения (далее - выгребы) с их последующим транспортированием транспортным средством в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приёма или очистки сточных вод. Следовательно, сооружения для организации накопления ЖБО должны быть водонепроницаемыми. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 3 от 28.01.2021 г. введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Согласно требованиям пункта 18 СанПиН 2.1.3684-21 в населённых пунктах без централизованной системы отведения накопление жидких бытовых отходов (далее ЖБО) должно осуществляться в локальные очистные сооружения либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных. Требования п. 18 СанПиН 2.1.3684-21, действующих с 01.03.2021 г., соответствуют требованиям п. 3.1. СанПиН 2.1.7.3550-19, действовавших до 01.01.2021 г. в части водонепроницаемости подземного сооружения (выгреба) для накопления ЖБО.

Представленными доказательствами факт бездействия административного ответчика ОА «ЗАБТЭК» по выполнению санитарных требований, а также по не принятию мер по устранению нарушений санитарного законодательства, выявленного органами Роспотребнадзора судом с достоверностью установлен. Доказательств, позволяющих суду прийти к иному выводу не представлено. Указанное бездействие является противоправным, незаконным, нарушающим право граждан на благоприятную среду обитания. Требования административного иска о возложении на административного ответчика АО «ЗАБТЭК» обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства указанные Территориальным отделом Роспотребнадзора в г.Нерчинске в предписании подлежат удовлетворению.

    Вместе с тем, что касается требований административного истца о возложении на ответчика обязанности по вывозу канализационных отходов на конкретное место утилизации-городскую свалку, в указанной части данные требования удовлетворению не подлежат, поскольку решением Нерчинского районного суда от 01.12.2020 года по гражданскому делу №..... года по иску Читинского межрайонного природоохранного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Угольный» об обязании прекратить размещение жидких бытовых отходов, произвести ликвидацию обводненных объектов, образовавшихся от размещения жидких бытовых отходов, установлено, что размещение жидких бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 75:12:42102:234, используемого как место захоронения отходов (городская свалка) незаконно, т.к нарушаются требования природоохранного законодательства.

      Следует отметить, что вопрос об организации утилизации отходов в соответствии с положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к полномочиям органа местного самоуправления.

      Что касается требований административного искового заявления к администрации городского поселения «Нерчинское» об обязании проведения контроля на сбросом сточных вод на рельеф местности городского поселения, суд не находит оснований для их удовлетворения.

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к вопросам местного значения городского поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

     Администрация городского поселения «Нерчинское», является собственником муниципального имущества, объектов водо-канализационного хозяйства, предоставленных АО «ЗАБТЭК» на основании договора аренды №...... При изучении текста указанного договора, судом не установлено, что арендодатель имеет право доступа к имуществу для осуществления контроля за целевым использованием (п.2.1 Договора). (л.д.58). Иные контролирующие функции договорам аренды на администрацию городского поселения «Нерчинское» не возложены.

      Проанализировав положения Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положения Земельного кодекса РФ, изучив устав городского поселения «Нерчинское», являющегося общедоступным на официальном сайте администрации городского поселения «Нерчинское», изучив представленную по запросу суда программу муниципального земельного контроля администрации городского поселения «Нерчинское», судом не установлено законных оснований для возложения на администрацию городского поселения «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края обязанности по контролю за недопущением сброса сточных вод от канализационно-насосной станции, и по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства, поскольку данное полномочия не входит в компетенцию органа местного самоуправления.

Администрацией городского поселения «Нерчинское» в рамках своей компетенции организовано водоснабжение и водоотведение на территории городского поселения «Нерчинское», указанные функции осуществляет АО «ЗАБТЭК». При таком установлении полномочий органов местного самоуправления изначально исключается их ответственность за непредоставление конечных услуг населению, а также за количество и качество предоставляемых услуг.

Вместе с тем, с целью не допущения в дальнейшем изложенной в иске ситуации с ненадлежащим оказанием услуги водоотведения, признание незаконным бездействия АО «ЗабТЭК» и возложение на него обязанности по устранению выявленного нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, суд считает достаточным для устранения нарушения.

Согласно ст.187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

    Административный истец в уточненных исковых требованиях просит суд возложить на административных ответчиков обязанности по вступлению решения суда в законную силу, учитывая, что в силу закона решение суда исполняется после вступления в законную силу, суд считает излишним указание на это в резолютивной части решении суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Акционерного общества «Забайкальская топливно-энергетическая компания» по невыполнению предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в городе Нерчинске №..... от 15.12.2020 года об устранении выявленных нарушений.

Обязать АО «ЗабТЭК», выполнить требования указанные в предписании Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в городе Нерчинске №..... от 15.12.2020 года путем выполнения следующих мероприятий:

Обязать АО «ЗабТЭК» обеспечить доставку (транспортировку) в установленное место утилизации (захоронения) канализационных сточных вод от жилых домов по .......... из места сбора канализационно-насосная станция по ..........., не допускать сброс канализационных сточных вод на рельеф почвы территории городского поселения «Нерчинское».

В удовлетворении остальных требований отказать.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд через Нерчинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий                Ю.В.Быкова

Мотивированное решение изготовлено судом 29 октября 2021 года ( ч.2 ст.177 КАС РФ).

2а-635/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю
Ответчики
Администрация ГП "Нерчинское"
АО "Забайкальская Топливно-энергетическая компания"
Суд
Нерчинский районный суд Забайкальский края
Судья
Быкова Юлия Валерьевна
Дело на странице суда
nerchinsk.cht.sudrf.ru
24.08.2021Регистрация административного искового заявления
24.08.2021Передача материалов судье
24.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2021Судебное заседание
11.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее