№2-106/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2016 года г. Красноуфимск
Красноуфимский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В., с участием истца Череповских Н.С., при секретаре Сергеевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповских Н. С. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области «Управление социальной политики по городу Красноуфимску и Красноуфимскому району», Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Череповских Н.С. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области «Управление социальной политики по городу Красноуфимску и Красноуфимскому району», Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения, указав, что он родился <дата>, место и дата его рождения установлены решением суда в <дата> году, поскольку у него не было документов. Мать отказалась от него ещё в младенчестве. Решением <адрес> суда <адрес> от <дата> его мать была лишена родительских прав. Отца он не знает. <дата> Постановлением главы муниципального образования № его опекуном была назначена ФИО2, в её семье он и воспитывался. Ни семья опекуна, ни он не имеют своего жилья, проживают в съёмных квартирах. Приказом УСП Министерства социальной политики СО по городу Красноуфимску и <адрес> №-ОП от <дата> он принят на учёт для целей предоставления жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес> на территории городского округа Красноуфимск.
Несмотря на наличие у него права и наличие у соответствующих органов обязанности, он до настоящего времени не обеспечен жильём. Все обращения и обращения его опекуна в Администрацию г. Красноуфимска заканчиваются одним - поставлением на очередь. В <дата> году ему сообщили, что его очередь девятая. За два года ничего не изменилось, он по-прежнему девятый. Он полагает, что органы, на которые возложены обязанности по обеспечению жильём, уклоняются от решения вопросов по предоставлению жилья таким как он, детям-сиротам.
Органом исполнительной власти, на который возложены обязанности по обеспечению жильём, в настоящее время является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, на которое, по мнению истца, и должна быть возложена обязанность по обеспечению его жильем.
Учетная норма жилья на территории г. Красноуфимска составляет 33 кв. метра на одного человека. Ему должен быть обеспечен жильем исходя из такой площади.
С учетом уточненных исковых требований, истец просит:
1. Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области предоставить ему для проживания по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение площадью не менее нормы предоставления, установленной на территории МО ГО Красноуфимск.
2. Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения, предоставленного ему для проживания Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
3. Обязать Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области обеспечить заключение с ним договора найма специализированного жилого помещения.
Представитель ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, возражений против иска в суд не представил.
Представитель ответчика ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство, в котором просил в случае удовлетворения заявленных требований предоставить разумный срок для исполнения возложенных судом обязанностей, исходя из объема, предусмотренного на эти цели средств областного бюджета в текущем году и в последующее время с учетом необходимости выделения денежных средств, приобретения или строительства жилого помещения и оформления необходимой документации для предоставления этого жилого помещения соистцу.
Представитель ответчика - Министерства социальной политики Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв, в котором указал, что Череповских Н.С. состоит на учете детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Следовательно, Управление социальной политики свои обязательства перед Череповских Н.С. исполнило в полном объеме.
Обязанность обеспечить подписание договоров найма возникнет в том случае, когда Фондом будет приобретено (построено, реконструировано) жилье, направлены списки в управление для предложений по распределению, приказами Министерства строительства произведено распределение, Фондом подготовлены договоры и направлены в управление социальной политики. В настоящее время информация о совершении какого-либо из этих действий отсутствует, в связи с чем, у Управления нет оснований для обеспечения подписания договоров найма в виду отсутствия такого договора. Таким образом, Министерство социальной политики Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, и просит исключить Министерство из числа ответчиков.
Также, на основании изложенного, Министерство социальной политики Свердловской области считает требование истца, в части обязания Управления социальной политики обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения, не подлежащим удовлетворению, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель ответчика – Управления социальной политики в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв и заявление, в которых указал, что на <дата> Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> Череповских Н.С., <дата> года рождения, для проживания по договору специализированного жилого помещения не предоставило, поэтому Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищною строительства» договор найма специализированного жилого помещения для подписания в Управление не направлял.
Предъявленное к Управлению исковое требование может быть выполнено в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 г. №527-ПП «Об утверждении порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фон Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядка предоставления жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (с изменениями на: 15.07.2015 г.). Просят отказать истцу в удовлетворении заявленных требований к Управлению в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в части, при этом руководствуется следующим.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантируется, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют в силу п.1 ст.148, п.1 ст.155.3 Семейного кодекса Российской Федерации право, в том числе на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения, имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан РФ на жилище обеспечивается путём предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма, по договору найма специализированного жилого помещения.
Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что Череповских Н.С., <дата> года рождения, остался без попечения родителей, жилого помещения на праве собственности не имеет, а также не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с приказом начальника Управления социальной политики министерства социальной политики <адрес> и <адрес> от <дата> №-оп Череповских Н.С. поставлен на учет для целей предоставления жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются по достижении указанными лицами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По достижению указанными лицами 18 лет и по их письменному заявлению, жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся, к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации положений Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Свердловской области принято Постановление от 16.04.2013 г. №491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ПП Свердловской области №491-ПП), а также Постановление от 24.04.2013 №527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ПП Свердловской области №527-ПП).
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Свердловской области №491-ПП Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области определено в качестве уполномоченного органа по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей; а также по принятию решений о предоставлении лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области определено в качестве уполномоченного органа по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерство социальной политики Свердловской области определено в качестве уполномоченного органа по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
В соответствии с п. 2 указанного Постановления приобретение и содержание жилых помещений для лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке.
В соответствии с п. 3 «Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Порядок), утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области №527-ПП, детям-сиротам предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - учет), благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров. При этом п. 2 Порядка указывает, что для целей данного нормативно-правового акта дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются в тексте под общим определением «дети-сироты».
При этом, в соответствии с п. 4 Порядка, учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управления социальной политики). Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерством социальной политики Свердловской области.
Согласно п. 7 Порядка, распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указывается фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения.
В соответствии с пунктами 8-9 Порядка приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» (далее Фонд).
Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.
Проанализировав указанные нормы права, представленные доказательства суд приходит к выводу, что обеспечение жилым помещением граждан указанной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий (отсутствие жилья, отсутствие денежных средств на его приобретение, невозможность строительства нового жилья, перемена лиц в исполнении обязательств государства), поэтому исковые требования Череповских Н.С. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению, независимо от порядка взаимоотношений ответчиков между собой.
Одновременно, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца к ТОИОГВ СО «Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Красноуфимску и Красноуфимскому району», при этом руководствуется следующим.
В судебном заседании установлено, что все, что требовалось от Управления в отношении истца, сделано. Ответчик не оспаривает его статус и право на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения. Он принят на учет для целей получения жилья, включен в список лиц, которым жилье должно быть предоставлено. При заключении договора найма специализированного жилого помещения с истцом, Управлению отводится техническая функция известить истца, предложить ему подписать договор и отправить договор обратно в Фонд жилищного строительства. Выполнение этих функций не требует судебного решения, поскольку они прописаны в постановлении правительства. На сегодняшний день право истца Управлением не нарушено, из чего следует вывод, что требования истца к указанному ответчику удовлетворению не подлежат, поскольку в силу ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежит только нарушенное или оспоренное право.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Череповских Н. С. удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области предоставить ФИО1, <дата> года рождения, для проживания по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение не менее нормы предоставления, установленной на территории МО городской округ Красноуфимск.
Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» заключить с Череповских Н. С., <дата> года рождения, договор найма специализированного жилого помещения, предоставленного ему для проживания Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
В части требований к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Красноуфимску и Красноуфимскому району отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья: И.В. Галкина