дело № 2а-1325\18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Волоколамск 13 августа 2018 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,
с участием заместителя городского прокурора Бондаренко А.В.,
при секретаре судебного заседания Маровой Е.Н.,
представителе административного истца Козыреве Д.Е.,
представителе административного ответчика Моисеева Р.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Волнушкиной Л.В. о признании незаконным решения Избирательной комиссии городского поселения Сычево Волоколамского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Артюхиной Н.М. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу №»,
Установил:
Решением Совета депутатов городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района Московской области.
ДД.ММ.ГГГГ решением Избирательной комиссии городского поселения Сычево Волоколамского района Московской области № кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу №, была зарегистрирована Волнушкина Л.В.
ДД.ММ.ГГГГ решением Избирательной комиссии городского поселения Сычево Волоколамского района Московской области № кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу №, была зарегистрирована Артюхина Н.М.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов городского поселения Сычево Волнушкина Л.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии решения Избирательной комиссии городского поселения Сычево Волоколамского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Артюхиной Н.М. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу №».
С учетом уточненных требований, административный истец свои требования мотивирует тем, что она и заинтересованное лицо зарегистрированы кандидатами в депутаты Совета депутатов городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу №. Решение ИК в отношении Артюхиной Н.М. считает незаконным, по следующим основания: Артюхина Н.М. в нарушение п. 5 ст. 2, п. 2 ст. 33 ФЗ №, в своем заявлении о согласии баллотироваться не указала полный адрес места жительства, а именно не указала «Волоколамский район»; не указала ИНН, хотя его имеет. В нарушение п. 2.2 ст. 33 ФЗ № заинтересованное лицо не представила копии документов о смене фамилии, хотя была замужем. В нарушение п. 1 ст. 58, ч.1 ст. 55 вышеуказанного закона не создала избирательный фонд и не представила в избирательную комиссию первый финансовый отчет. Решение избирательной комиссии, принятое в нарушение требований закона п.п. «в,в2,ж» п. 24 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ, нарушает интересы административного истца в равенстве кандидатов, предусмотренных ч. 1 ст. 39 Федерального закона №.
В суде представитель административного истца Волнушкиной Л.В. по доверенности – Козырев Д.Е. поддержал административный иск по заявленным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии городского поселения Сычево Волоколамского района Московской области Моисеев Р.Е. возражает против удовлетворения административного иска, считает решение ИК о регистрации Артюхиной Н.М. законным.
Заинтересованное лицо- зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № Артюхина Н.М. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. С заявлением не согласна, пояснила, что фамилию после вступления в брак ДД.ММ.ГГГГ не меняла, открывать счет не обязана, поскольку число избирателей в избирательном округе не превышает 5000 избирателей. Также, ею было принято решение не создавать избирательный фонд.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заместителя Волоколамского городского прокурора Бондаренко А.В., полагавшего, что заявление Волнушкиной Л.В. подлежит удовлетворению по всем основаниям, изучив основания административного иска, материалы гражданского дела, суд находит заявленный административный иск подлежащим удовлетворению.
В силу п. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно пункта 1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67- ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-Ф, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Согласно подпунктам "в", "в.1","в.2", «ж» пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата являются:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
не создание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;
Аналогичные основания отказа в регистрации кандидата установлены п.п. 4,5,10 п. 24 ст. 30 Закона Московской области от 04.06.2013 года № 46\2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».
По данному делу установлено, что Решением Совета депутатов городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района Московской области № 256\60-3 от 03.07.2017 года была сформирована избирательная комиссия городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района Московской области.
Решением Совета депутатов городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района Московской области № 289\72-3 от 14.06.2018 года, на 09 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района Московской области.
ДД.ММ.ГГГГ решением Избирательной комиссии городского поселения Сычево Волоколамского района Московской области № кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № была зарегистрирована Артюхина Н.М.
ДД.ММ.ГГГГ кандидатом Артюхиной Н.М. в Избирательную комиссию городского поселения Сычево было представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сычево Волоколамского района Московской области по избирательному округу №, выдвинутого избирательным объединением «Московское областное отделение ЛДПР- Либерально-демократическая партия России». К заявлению кандидатом были приложены следующие документы: копия паспорта на 12 листах, копия трудовой книжки на 8 листах, копия вкладыша к трудовой книжке на 5 листах.
Каких-либо иных документов кандидатом Артюхиной Н.М. в Избирательную комиссию городского поселения Сычево представлено не было.
Подпунктом "в" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Как установлено судом, Артюхина Н.М. в связи с замужеством ДД.ММ.ГГГГ меняла фамилию (до брака <данные изъяты>), однако копию документа о смене фамилии в избирательную комиссию не представила.
ДД.ММ.ГГГГ Артюхина Н.М. снова вышла замуж, что подтверждается штампом в паспорте, однако сведений о смене или оставлении настоящей фамилии, суду не представлено.
Таким образом, после смены фамилии <данные изъяты> на Артюхину Н.М., после расторжения брака с Артюхиным М.Д. ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ) заинтересованное лицо оставила фамилию Артюхина Н.М., однако в избирательную комиссию сведений об этом не представила, что является основанием для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии.
При этом, данная норма- подпункт "в" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", никаких оговорок не содержит.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" супруг, изменивший свою фамилию при вступлении в брак на другую, вправе и после расторжения брака сохранить данную фамилию, или по его желанию при государственной регистрации расторжения брака ему присваивается добрачная фамилия.
То обстоятельство, что смена фамилии "<данные изъяты>" на "Артюхову" произошла более 20 лет назад, не влияет на обязанность представлять копии соответствующего документа в связи с изменением фамилии, и не зависит от срока изменения фамилии, в связи с чем, непредставление кандидатом в избирательную комиссию документов, подтверждающих изменение фамилии, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 30 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-03 «О муниципальных выборах в Московской области».
Согласно положениям п. 2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Также, в качестве основания для признания решения ИК о регистрации кандидата незаконным, истец указала, что в заявлении о согласии баллотироваться Артюхова Н.М. не указала идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). При этом, не смотря на то, что в заявлении кандидат указала, что временно не работает, ИНН у нее имеется, что подтверждается сведениями с официального сайта Межрайонную ИФНС России.
Вместе с тем, суд считает, что неуказание идентификационного номера налогоплательщика является несущественным нарушением требований пункта 2 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ.
Не указание Артюховой Н.М. в заявлении своего ИНН, суд не считает нарушением избирательного законодательства, позволяющим ИК отказать в регистрации кандидата, поскольку избирательная комиссия может проверить эту информацию путем направления в Межрайонную ИФНС России соответствующий запрос. Неполнота представленных сведений об ИНН свидетельствует о недостоверности представленных кандидатом сведений, что действующим с 2002 года избирательным законодательством не предусмотрено в качестве основания для отказа в регистрации кандидата.
Позиция административного истца о том, что отсутствие в указанных сведениях информации об ИНН является нарушением требований к оформлению необходимых для уведомления и регистрации кандидата документов, не согласуется с положениями п. 6 ст. 33 Федерального ФИО1 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", обязывающими избирательную комиссию обращаться с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых, в том числе, в соответствии с п. 3 указанной статьи, в соответствующие органы представить результаты проверки. Факт же выявления недостоверности представленных кандидатом сведений обязывает избирательную комиссию направить в средства массовой информации информацию об этом, что прямо предписано п. 8 этой же статьи.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального ФИО1 N 67-ФЗ определено понятие "адрес места жительства": наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как усматривается из заявления о согласии баллотироваться в депутаты городского поселения Сычево, кандидат Артюхина Н.М. свой адрес места жительства указала следующим образом: <адрес> Наименование района (Волоколамский) не указано. При этом, согласно сведениям в паспорте кандидата, ее адрес указан без указания <адрес> и населенного пункта- <адрес>. Вместе с тем, в отметке о регистрации кандидата по месту жительства указано, что зарегистрирована она ПВС Волоколамского ОВД <адрес>.
ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № –ОЗ «Об административно- территориально устройстве Московской области» районом Московской области является <адрес> с административным центром -<адрес>.
В нашем случае, кандидат при заполнении заявления о согласии баллотироваться, не указала <адрес>, но указала <адрес>, который в Московской области (и в России) один, и данное обстоятельство не влечет искажение сведений о месте жительстве кандидата, не препятствует однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства кандидата, и как следствие, не влечет нарушение принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 ФЗ №.
Также, в качестве основания поданного иска, административный истец указала, что при подаче заявление о своем согласии баллотироваться, Артюхина Н.М. не создала избирательный фонд и не представила первый финансовый отчет.
Федеральный закон N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предоставляет субъектам РФ право устанавливать своими законами перечень документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п. 9 ст. 59).
К числу таких документов Законом Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" отнесен первый финансовый отчет кандидата (п. 1 ст. 55).
В соответствии с пунктом 9 статьи 59 Федерального закона и абз. 2 ч. 1 ст. 55 Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" кандидат одновременно с представлением документов о регистрации представляет первый финансовый отчет. Представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд в соответствии с пунктом 1 статьи 58 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 58 ФЗ №67 кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
Из материалов дела следует, что Артюхина Н.М. письменно не уведомляла территориальную избирательную комиссию о том, что не намерена создавать избирательный фонд, в связи с чем, должна была с разрешения избирательной комиссии открыть специальный избирательный счет, создать избирательный фонд и подать для регистрации в избирательную комиссию первый финансовый отчет, однако этого не сделала.
Согласно возражений заинтересованного лица, поскольку она выразила согласие баллотироваться на выборы кандидата в депутаты городского поселения Сычево, в котором число избирателей в избирательном округе, по ее мнению, не превышает пять тысяч, то и финансирование своей избирательной кампании она производить не будет. Данное мнение согласуется с нормой закона. Стороны не оспаривали факт того, что заинтересованное лицо является кандидатом в избирательном округе, число избирателей в котором не превышает пяти тысяч. Вместе с тем, в данном случае кандидат Артюхина Н.М. должна была письменно уведомить Избирательную комиссию об указанных обстоятельствах, а именно о том, что не будет создавать избирательный фонд.
Суд считает, что непредставление кандидатом Артюхиной Н.М. первого финансового отчета является основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ (отсутствие необходимых для регистрации кандидата документов), а не создание избирательного фонда самостоятельным основанием для отказа в такой регистрации, предусмотренным абз. 2 ч. 1 ст. 55 Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
'1
,
!
"
Таким образом, несоблюдение избирательной комиссией требований закона и принятое решение о регистрации Артюхиной Н.М. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Сычево, являются существенными, нарушают провозглашенные в статье 39 Федерального закона принцип равенства прав и обязанностей кандидатов при проведении избирательной кампании и являются основанием к отмене Решения ИК от 04.08.2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Волнушкиной Л.В. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии городского поселения Сычево Волоколамского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации Артюхиной Н.М. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу №».
Решение может быть обжаловано в ФИО5 областной суд
в течение пяти дней со дня принятия судом решения через Волоколамский городской суд ФИО5 <адрес>.
Судья подпись Капцова Т.Ю.