Решение по делу № 33-10885/2022 от 31.08.2022

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Ларионова Н.М.               Дело № 33-10885/2022

УИД 24RS0014-01-2022-000155-37

А-2.046г

12 сентября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.

судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.

при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.

    рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

    гражданское дело по иску Лопатина Василия Васильевича к муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа Енисейского района» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время незаконного отстранения от работы, взыскании денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда

    по апелляционной жалобе Лопатина В.В.

    на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 06 апреля 2022 года, которым постановлено:

    «В удовлетворении исковых требований Лопатина Василия Васильевича к Муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа Енисейского района» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время незаконного отстранения от работы, взыскание денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, отказать.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

    Лопатин В.В. обратился в суд с требованиями к муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа Енисейского района» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время незаконного отстранения от работы, взыскании денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.

    Требования мотивировал тем, что с 22.09.2012 он состоит с ответчиком в трудовых отношениях, работает рабочим по обслуживанию и текущему ремонту зданий.

    13.09.2021 ему было вручено уведомление о вакцинации от коронавируса в срок до 20.09.2021. Приказом от 20.12.2021 № 01-03-141 работодатель отстранил его от работы без сохранения заработной платы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции.

    Истец считает отстранение от работы незаконным, поскольку информация о факте медицинского вмешательства, об отказе от медицинского вмешательства является сведениями, составляющими врачебную тайну, и информацией о частной жизни, а также специальной категорией персональных данных, которые работодатель не имеет права запрашивать, а работник имеет право не предоставлять. Принуждение работников к вакцинации против коронавирусной инфекции недопустимо, и их отстранение от работы противоречат закону и является дискриминацией в сфере труда.

    С учетом уточненных исковых требований, истец просил признать незаконным приказ от 20.12.2021 № 01-03-139 об отстранении его от работы, обязать ответчика выплатить ему заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 20.12.2021 и до дня отмены приказа № 01-03-141, выплатить денежную компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей на день отмены приказа ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, выплатить компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

    Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

    В апелляционной жалобе Лопатин В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на неверную оценку представленных по делу доказательств, неправильное применение норм материального права.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

    Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

    В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых, является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий.

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

    В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

    Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

    Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

    В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).

    Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).

    Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

    Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50); выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).

    Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65 (действовали до 1 сентября 2021 года), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.

    Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4 (действуют с 1 сентября 2021 года).

    Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года № 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности.

    Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66).

    Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

    Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

    Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, в пункте 12 которого указаны работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).

    Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н.

    В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, среди которых работники образовательных организаций.

    Постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 № 152-п «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в Красноярском крае новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» с 16.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю № 43 от 23.07.2021 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» утверждены категории (группы) граждан, подлежащие обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которым относятся, в том числе и работники, работающие в сфере образования (пункт 1.1).

    В соответствии с пунктом 1.7 Постановления (ред. от 17.11.2021), пункт 1 Постановления не распространяется на лиц, имеющих документально подтвержденные противопоказания к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

    Постановление Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю № 43 от 23.07.2021 принято в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Красноярского края, в соответствии с п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", руководствуясь пунктом 6 части 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".

    В соответствии с пунктом 6 Письма по разъяснению организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных Минтруда России и Роспотребнадзора России от 23.07.2021 №14-4/10/П-5532 в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения сотрудником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

    Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).

    В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).

    Как следует из материалов дела и верно установлено судом, на основании приказа № 02-01-089 от 22 сентября 2012 года, трудового договора № 35 от 22 сентября 2012 года, истец Лопатин В.В. был принят на работу в МБОУ ДОД «ДЮСШ им.Ф.В. Вольфа» на должность рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий с 24 сентября 2012 года.

    23.08.2021 Главой Енисейского района в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об имуннопрофилактике инфекционных болезней», Приказа Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», Постановления Главного государственного санитарного врача Красноярского края от 23.07.2021 № 43, принято постановление № 720-п «Об организации проведения профилактических прививок против C0VID-19», в соответствии с пунктом 3 которого, постановлено     руководителям учреждений, учредителем которых является администрация Енисейского района, организовать работу по проведению профилактических прививок против COVID-19. В срок до 15 сентября 2021 года охват профилактическими прививками против COVID-19 вторым компонентом должен составить не менее 60 процентов от общей численности; пунктом 6 постановлено довести до сведения работников, указанных в Постановлении Главного государственного санитарного врача Красноярского края от 23.07.2021 № 43, о возможности отстранения от работы без сохранения заработной платы, в случае отказа от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, в соответствии со статьей 76 ТК РФ, с 16 сентября 2021 года.

    Постановлением главы Енисейского района от 19.10.2021 г. № 857-п внесены изменения в постановление от 23.08.2021 г. № 720 - п, пункты 3, 6 постановления изложены в новой редакции, а именно п. 3 «Руководителям учреждений, учредителем которых является администрация Енисейского района, организовать работу по проведению профилактических прививок против COVID-19. В срок до 15 декабря 2021 года охват профилактическими прививками против COVID-19 вторым компонентом должен составить не менее 80 процентов от общей численности. Пункт 6 «Довести до сведения работников, указанных в Постановлении Главного государственного санитарного врача Красноярского края от 23.07.2021 № 43, о возможности отстранения от работы без сохранения заработной платы, в случае отказа от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, в соответствии со статьей 76 ТК РФ, с 16 декабря 2021 года».

    13.09.2021 директором муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа им. Ф.В. Вольфа Енисейского района» ФИО6 издан приказ № 01-03-140 о проведении вакцинации, согласно которому в целях сохранения здоровья учащихся МБУ «СШ им. Ф.В. Вольфа», сохранения здоровья персонала, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю № 43 от 23.07.2021, постановлением администрации Енисейского района от 23.08.2021 № 720-п всем сотрудникам спортивной школы приказано пройти обязательную вакцинацию первым компонентом вакцины от коронавирусной инфекции Ковид-19 до 20.09.2021, вторым компонентом вакцины до 04.10.2021; по завершении вакцинации представить сертификат о прохождении вакцинации; в случае имеющихся противопоказаний представить документ, подтверждающий основания отказа от вакцинации.

    13 сентября 2021 года Лопатин В.В. был ознакомлен с уведомлением директора МБУ «СШ им. Ф.В. Вольфа» ФИО6 от 13.09.2021 о вакцинации от коронавируса. Согласно уведомлению до истца доведена информация о том, что для него, как для сотрудника, который работает в спортивной школе, вакцинация от новой коронавирусной инфекции COVID-19 обязательна. Также Лопатин В.В. уведомлен о том, что в случае отказа от вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний он будет отстранен от работы на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки или отмены постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю.

    Приказом работодателя от 20.12.2021 № 01-03-139 на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», приказа Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 14.10.2021 № 52 Лопатин В.В. был отстранен от работы рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 на период с 20 декабря 2021 года и до момента ее прохождения; также приказано не начислять ему заработную плату на весь период отстранения.

    Полагая приказ об отстранении от работы незаконным, истец обратился с иском в суд.

    Разрешая требования истца о признании незаконным приказа об отстранении его от работы от 20.12.2021 № 01-03-139, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении данных требований.

    При этом суд обоснованно исходил из того, что новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, внесена в календарь профилактических прививок, истец, как работник сферы образования, относится к числу лиц, обязанных выполнять требования санитарного законодательства и подлежащих обязательной вакцинации, в связи с чем, отказ от такой вакцинации при отсутствии документов, подтверждающих наличие противопоказаний к профилактической прививке против COVID-19, влечет обязанность работодателя по отстранению работника от работы на основании абз. 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

    Выводы суда об этом не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

    Так, судом первой инстанции правильно установлено, что деятельность ответчика относится к сфере образования, трудовая деятельность Лопатина В.В. связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, в связи с чем, требует обязательного проведения профилактических прививок.

    Кроме того, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные отношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в случае, если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.

    Как следует из материалов дела и верно установлено судом, во исполнение, в том числе постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021 № 43, Лопатин В.В. был уведомлен о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, с указанием сроков прохождения вакцинации, а также последствий в случае отказа от вакцинации, вместе с тем, от ее прохождения отказался, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации, не представил.

    При этом, статьей 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на граждан возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

    Между тем, Лопатин В.В. указанную обязанность по выполнению требований санитарного законодательства не исполнил, при отсутствии медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации, от ее прохождения отказался.

    Таким образом, проанализировав представленные по делу доказательства, дав им надлежащую правовую оценку, достоверно установив, что истец не мог выполнять трудовую функцию дистанционно, ввиду чего не мог быть временно переведен работодателем на дистанционную работу, от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отказался без уважительной причины, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что действия работодателя по отстранению работника от работы являются обоснованными и соответствующими вышеизложенному правовому регулированию.

    При этом, судом правомерно указано, что сам по себе факт отстранения истца от работы – 20 декабря 2021 года, в то время как в уведомлении срок вакцинации вторым компонентом установлен до 04 октября 2021 года, в данном случае не свидетельствует о нарушении каких-либо прав работника, поскольку не ограничил время истца для принятия решения о вакцинации или предоставления медицинских документов о наличии противопоказаний к вакцинации, а напротив увеличил его.

    С учетом изложенного, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания незаконным приказа от 20.12.2021 № 01-03-139 об отстранении Лопатина В.В. от работы.

    Учитывая, что отстранение Лопатина В.В. от работы связано с его личным волеизъявлением - отказом от обязательной вакцинации, суд первой инстанции, исходя из положений статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика среднего заработка за период отстранения от работы.

    Не усмотрев оснований для удовлетворения основных требований, суд обоснованно отказал Лопатину В.В. в удовлетворении производных требований – о взыскании денежной компенсации в размере не ниже 1/150 действующей на день отмены приказа ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, компенсации морального вреда.

    Доводы апелляционной жалобы о том, что обязательная вакцинация нарушает его права, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.

    Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, в данном случае учащихся спортивной школы, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.

    Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).

    Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с законодательством гражданин вправе отказаться от профилактических прививок, которые проводятся при наличии добровольного согласия гражданина, о незаконности оспариваемого приказа об отстранении истца от работы не свидетельствуют, поскольку трудовое законодательство возлагает на работодателя обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены и другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.    

    Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он не был уведомлен о возможном отстранении от работы в случае отказа от вакцинации, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку из имеющегося в материалах дела уведомления (л.д.47) следует, что Лопатин В.В. был уведомлен о том, что в случае отказа от вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний он будет отстранен от работы на весь период до нормализации эпидемиологической обстановки или отмены постановления Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю. С данным уведомлением истец ознакомлен и второй экземпляр получил 13 сентября 2021 года, что подтверждается его личной подписью.

    Доводы апелляционной жалобы истца о том, что отстранение от работы должно было последовать сразу после 04.10.2021 – даты окончания вакцинации, указанной в приказе от 13.09.2021, чего работодателем не было сделано, а, следовательно, отстранение его от работы 20.12.2021 без внесения соответствующих изменений в уведомление и приказ о вакцинации является незаконным, проверялись судом первой инстанции и обоснованно были им не приняты во внимание по мотивам, изложенным в решении суда. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.

    Доводы апелляционной жалобы о том, что постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю на граждан не возлагалась обязанность пройти вакцинацию, а также о том, что отказ от вакцинации не может являться основанием для отстранения от работы, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

    Доводы апелляционной жалобы истца о том, что выполняемая им работа не включена в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку в данном случае решение о проведении профилактической прививки по эпидемическим показаниям (в виде мотивированного постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принято Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ и Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ и распространяет свое действие на истца в соответствии со сферой деятельности работодателя.

    

    Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

    При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

    Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

    Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 06 апреля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лопатина В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:                        Киселева А.А.

Судьи:                                    Белякова Н.В.

    Баимова И.А.

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.09.2022.

33-10885/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Лопатин Василий Васильевич
Ответчики
МБУ Спортивная школа имени Ф.В. Вольфа Енисейского района
Другие
Администрация Енисейского района
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Белякова (Ломова) Наталия Витальевна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
12.09.2022Судебное заседание
20.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2022Передано в экспедицию
12.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее