Судья Скрябин А.В. К делу № 33-773/2023
(№ дела в суде I инстанции 2-1159/2023)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 марта 2024 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Боджокова Н.К.,
судей Муращенко М.Д. и Тачахов Р.З.,
при секретаре судебного заседания Аутлевой Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Майкопский район» на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 11 сентября 2023 года, которым постановлено:
Удовлетворить исковые требования ФИО1.
Возложить на администрацию муниципального образования «Майкопский район», в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, обязанность обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно- технических норм.
Возложить на Министерство строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обязанность обеспечить орган местного самоуправления - муниципальное образование «Майкопский район» финансовыми средствами на осуществление государственных полномочий по обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Дополнительным решением Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено:
Вынести дополнительное решение по делу по исковому заявлению ФИО1 к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения, изложив третий абзац резолютивной части решения в следующем дополненном содержании:
«Возложить на Министерство строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обязанность обеспечить орган местного самоуправления - муниципальное образование «Майкопский район» дополнительными финансовыми средствами на осуществление государственных полномочий по обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.»
Заслушав доклад судьи Боджокова Н.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения и просил возложить на администрацию муниципального образования «Майкопский район», в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, обязанность обеспечить его благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм; возложить на Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обязанность обеспечить финансовыми средствами МО «Майкопский район» на осуществление государственных полномочий по обеспечению ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований указал, что он является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как его мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО7 был лишен родительских прав. Постановлением администрации МО «Майкопский район» от ДД.ММ.ГГГГ № его опекуном была назначена его тетя ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ он изменил фамилию «Салогубов» на «ФИО10», о чем имеется запись в Отделе ЗАГСа Майкопского района Управления Загс Республики Адыгея №. На основании приказа Министерства образования и науки Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № он поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Решение о предоставлении жилого помещения принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с момента предоставления министерством образования и науки Республики Адыгея списка и является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения. Он (ФИО1) относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Не обеспечение его жилым помещением из специализированного жилищного фонда противоречит ФЗ от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», грубо нарушает ее право на жилище.
Суд постановил обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования «Майкопский район» выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени слушания дела на суд не явились.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п/п. 1 – 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как его мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО7 был лишен родительских прав. Постановлением администрации МО «Майкопский район» от ДД.ММ.ГГГГ № его опекуном была назначена его тетя ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ он изменил фамилию «Салогубов» на «ФИО10», о чем имеется запись в Отделе ЗАГ<адрес> Управления Загс Республики Адыгея №. На основании приказа Министерства образования и науки Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
При этом ФИО1 до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, чем нарушены его жилищные права, гарантированные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с абзацами 2 и 3 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно ст.ст. 99, 109.1 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 марта 2013 года № 58 «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещении.
В соответствии частью 1 статьи 3 Закона Республики Адыгея от 08 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения (далее - Закона РА № 163) финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, производится за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам.
В силу статьи 5 Закона РА № 163 органы государственной власти Республики Адыгея при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны, в том числе, обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами в пределах лимитов, утвержденных в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и на плановый период на осуществление государственных полномочий.
Согласно подпункту 1 и подпункту 2 пункта 2 Порядка расходования субвенций, предоставленных местным бюджетам за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), утвержденного постановлением Кабинета Министров республики Адыгея от 02 октября 2014 года № 242 Министерство строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея:
является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в части передачи субвенций местным бюджетам;
осуществляет предоставление субвенций местным бюджетам в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству на указанные цели в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и плановый период, и в соответствии с соглашением между Министерством и органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 и пункту 6 указанного Порядка уполномоченные органы местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) являются администраторами доходов от предоставления субвенции и ежегодно, до 15 декабря года, предшествующего году финансирования, представляют в Министерство бюджетную заявку на предоставление местным бюджетам субвенций по форме, утвержденной Министерством.
Средства республиканского бюджета Республики Адыгея, поступившие в форме субвенций, расходуются уполномоченными органами в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 17.06.2013 N«137 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок).
Согласно п. 2, 5 Порядка, жилые помещения специализированного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются на основании решения Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея по договорам найма в соответствии со списком подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированным Министерством образования и науки Республики Адыгея.
Решение о предоставлении жилого помещения принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с момента предоставления Министерством образования и науки Республики Адыгея списка и является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.
Исходя из требований ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Поскольку ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании приказа Министерства образования и науки от 14.02 2018 г. №137 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда МО «Майкопский район», суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 11 сентября 2023 года и дополнительное решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 25 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Майкопский район» - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.К. Боджоков
Судьи М.Д. Муращенко
Р.З. Тачахов