Дело № 2а-526/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Варгаши «18» декабря 2020 года
Курганской области
Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Столбова И.В.,
при секретаре Веретенниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области к Федоровой Н. А. о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением Федоровой Н.А. о взыскании обязательных платежей. В обоснование заявленных требований указано, что Федорова Н.А. имеет задолженность по оплате налога на имущество в сумме 95 руб. за 2018 год, пени в размере 0,33 руб. за период с 03.12.2019 по 18.12.2019, транспортного налога в размере 32 875 руб. за 2018 год, пени в размере 113,15 руб. за период с 03.12.2019 по 18.12.2019, земельного налога в сумме 473 руб. за 2018 год, пене в размере 1,63 руб. за период с 03.12.2019 по 18.12.2019. Срок подачи заявления о взыскании задолженности пропущен по уважительной причине, в связи с большой загруженностью сотрудников инспекции по формированию материалов и подаче заявлений на выдачу судебных приказов. Просит восстановить срок для подачи указанного административного искового заявления, взыскать с административного ответчика в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области указанную задолженность в общей сумме 33 558,11 руб.
9 декабря 2020 административный истец административные исковые требования изменил в части размера взыскиваемой суммы задолженности по транспортному налогу и пени в связи с перерасчетом: сумма долга по транспортному налогу уменьшена на 8 350 руб. и пени на 105,23 руб. Просил взыскать с Федоровой Н.А. задолженность по налогам в сумме 25 093 руб., пени в сумме 9,88 руб., всего - 25 102,88 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Федорова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
Исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 2 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Статьей 400 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу ч. 1 ст. 363, ч. 1 ст. 397, ч. 1 ст. 409 НК РФ указанные налоги подлежали уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма налога по итогам налогового периода за 2018 год должна быть уплачена налогоплательщиками не позднее 2 декабря 2019 года.
Законом установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают указанные налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В судебном заседании установлено, что Федорова Н.А. является собственником следующего имущества: жилого дома с кадастровым номером №, площадью 67,50 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 000 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, дата регистрации права 14.06.2013; жилого дома с кадастровым номером №, площадью 42,70 кв.м., и земельного участка с кадастровым номером 45:03:030601:312, площадью 3 149 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> дата регистрации права 25.08.2009.
Доказательств того, что указанное имущество не является объектом налогообложения, а также не зарегистрировано за административным ответчиком, материалы настоящего дела не содержат.
Кроме недвижимого имущества административный ответчик в 2018 году являлась собственником транспортных средств BMW X5, 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права 14.11.2017; ГАЗ 3307, 1991 года выпуска, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права 16.05.2017; УАЗ 3962, 1994 года выпуска, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права 13.10.2008.
На основании налоговых ставок, установленных ст. 2 Закона Курганской области «О транспортном налоге на территории Курганской области» № 255 от 26.11.2002 года, ответчику исчислен транспортный налог за налоговый период 2018 за автомобили BMW X5 г.р.з. № в сумме 17 625 руб., ГАЗ 3307 г.р.з. № в сумме 4 600 руб., УАЗ 3962 г.р.з. № в сумме 2 300 руб., МИЦУБИСИ OUTLANDER 2.4, г.р.з. № в сумме 8 350 руб.
09.09.2019 налоговое уведомление № 65944491 от 22.08.2019 об уплате транспортного, земельного налога и налога на имущество за 2018 год размещено в личном кабинете налогоплательщика - Федоровой Н.А. Ответчику предложено уплатить налог не позднее 02.12.2019.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщика уплатить пени в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. 3 и п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Вследствие неисполнения обязанности по уплате налога в сроки, указанные в налоговом уведомлении, до ответчика путем размещения в личном кабинете налогоплательщика доведено требование № 24465 от 19.12.2019 об уплате задолженности по налогам (транспортном, земельном и налогу на имущество) в сумме 33 443 руб. и пеней в сумме 115,11 руб., в срок до 21.01.2020.
Требование налогового органа ответчиком в установленный срок не исполнено.
Суммы исчисленных налогов и пеней ответчиком не оспаривалась.
По данным отдела ГИБДД МО МВД России «Варгашинский» транспортное средство МИЦУБИСИ OUTLANDER 2.4, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак №, принадлежало административному ответчику до 14.11.2017 года, в связи с чем, оно не могло быть учтено за ней в качестве объекта налогообложения в 2018 году.
В связи с указанным обстоятельством административным истцом уменьшена задолженность административного ответчика по транспортному налогу на 8 350 руб. и по пеням на 105,23 руб.
Таким образом, задолженность административного ответчика по земельному налогу и налогу на имущество, транспортному налогу составляет 25 093 руб., по пеням – 9,88 руб.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Федоровой Н.А. недоимки истек 21.07.2020.
Как следует из определения мирового судьи судебного участка № 51 судебного района г. Кургана Курганской области в порядке исполнения обязанностей мирового судьи судебного участка № 3 Варгашинского судебного района Курганской области от 06.10.2020 и материала по заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области о выдаче судебного приказа, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Федоровой Н.А. задолженности по налогу Межрайонная ИФНС России № 3 по Курганской области обратилась 16.09.2020, то есть за пределами установленного шестимесячного срока для обращения налогового органа в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, в связи с чем, в принятии заявления было отказано.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском, при этом ходатайствовал о восстановлении срока для подачи административного искового заявления, ссылаясь на большую загруженность сотрудников инспекции по формированию материалов и подаче заявлений на выдачу судебных приказов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть вопрос о восстановлении пропущенного срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения. Вместе с тем, выводы суда относительно указанных обстоятельств и уважительных причин формируются в каждом конкретном случае по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, исходя из указанных стороной причин пропуска, а также установленных обстоятельств о препятствиях своевременному обращению в суд с заявлением.
По мнению суда, собранные по настоящему административному делу доказательства, оцениваемые в их совокупности, об уважительных причинах пропуска налоговым органом срока обращения в суд не свидетельствуют; а приведенные административным истцом обстоятельства основанием для его восстановления не являются.
В обоснование уважительной причины пропуска срока на обращение в суд с административным исковым заявлением налоговый орган указал большую загруженность инспекторов в период кампании по подаче заявлений в суд.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).
В силу закона налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности их пропуска.
По мнению суда, административным истцом в настоящем деле не представлено доказательств, объективно препятствовавших налоговому органу своевременно обратиться в суд, и не приведено никаких объективных обстоятельств, которые могли бы быть оценены судом как уважительные причины пропуска установленного законодательством о налогах и сборах срока. При этом суд отмечает, что срок в рассматриваемом деле пропущен значительно.
При таких данных, исходя из приведенных налоговым органом обстоятельств, оснований полагать, что срок обращения в суд административным истцом был пропущен по уважительным причинам, у суда не имеется.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, имеет штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию налогов.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью упорядочения процесса взыскания недоимок, обеспечения стабильности отношений участников спорных правоотношений и повышения эффективности работы налоговых органов.
Внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу налоговым органом заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд.
Указанная позиция изложена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Установленный законом шестимесячный срок подачи заявления о взыскании налоговой задолженности является достаточным. Объективных препятствий для своевременного обращения в суд не установлено.
В связи с этим, ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании, административным истцом не представлено, как следствие, срок обращения в суд пропущен административным истцом без уважительных причин.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
Учитывая, что административным истцом срок для обращения в суд был пропущен, административные исковые требования Межрайонной ИФНС № 3 по Курганской области к Федоровой Н.А. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175, 180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 3 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.