Решение по делу № 33-296/2020 от 25.12.2019

    Судья Пекаринина И.А.                                                                                  дело № 2-1618/2019 г.

                                                                                                                                (первая инстанция)

                                                                                                                           дело № 33-296/2020 г.

                                                                                                                  (апелляционная инстанция)

                                      АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 января 2020 года                                                                          г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,

судей – Сулеймановой А.С., Устинова О.И.,

при участии секретаря – Дубравской А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Министерства Обороны Российской Федерации к Шматко Т.А. , 3-и лица: Правительство города Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, ДИЗО г. Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя об истребовании имущества из чужого незаконного владения

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 25 октября 2019 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска Министерства Обороны Российской Федерации к Шматко Т.А. , 3-и лица: Правительство города Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, ДИЗО                          г. Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка по                             ул. Авиаторов 1-Б/44, площадью 1000 кв.м. в г. Севастополе, отказать.

Отменить меры по обеспечению иска в виде ареста и запрета Шматко Т.А. на совершение каких-либо действий с земельным участком площадью 601 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый , принадлежащем на праве собственности Шматко Т.А. , включая передачу во владение, пользование и распоряжение иным лицам, иное любое отчуждение или обременение, а также регистрацию имущественных прав в органах государственной власти, принятые определением Нахимовского районного суда города Севастополя 10 июня 2019 года.

Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителя Министерства обороны Российской Федерации – Рубцовой Т.В. представителя Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России – Юрчук Е.И., поддержавших доводы жалобы, полагавших решение подлежащим отмене, пояснения представителя Шматко Т.А. – Куимова М.В., возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

     УСТАНОВИЛА:

Истец Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к ответчице Шматко Т.А. и просил истребовать из чужого незаконного владения земельный участок площадью 1000 кв.м. по <адрес>. В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником спорного земельного участка в силу закона, поскольку он входит в состав военного городка № К-1, используемого истцом в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28.05.1997 г. Также, спорный земельный участок значится в Приложении № 2 к вышеуказанному Соглашению. На момент заключения Соглашения военный городок № К-1 фактически использовался Вооруженными силами Российской Федерации. Инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, указанных в Приложении к Соглашению, предусмотренная Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 г. -р, завершена не была. Истец полагает принятым с нарушением норм действующего на то время земельного законодательства Украины решение органа местного самоуправления о передаче спорного земельного участка в собственность ответчика, а также без учета фактического его использования Вооруженными Силами Российской Федерации. Распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 г. -РП военный городок № К-1 был передан в федеральную собственность, а 25.03.2015 г. между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ был подписан акт приема-передачи военного городка № К-1 в виде единого имущественного комплекса. Актом осмотра от 17.04.2019 г. было установлено, что спорный земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка № К-1. В связи с чем, истец, полагая его частью военного городка, считает, что он подлежит истребованию.

Суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции,                    Министерством обороны Российской Федерации подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные требования иска удовлетворить. В обоснование доводов жалобы апеллянт полагает, что суд при разрешении дела по существу не исследовал и не оценил представленные доказательства в совокупности и во взаимосвязи, неправильно применил нормы материального и процессуального права, что привело к принятию незаконного решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 81, 116, 118 ЗК Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.

В силу ст. 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года                    № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в редакции, действовавшей до               21 июня 2019 года, перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от                 07 августа 2014 года № 202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, содержит ст. 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», введенная Законом города Севастополя от 11 июня 2019 № 512-ЗС.

Материалами дела установлено, что Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 29.12.2009 № 1104-р ОК «Дачно-строительному кооперативу «Благополучный» был утвержден проект землеустройства по отведению земельных участков площадью 5,5900 га и переданы в собственность граждан Украины – членов ОК «Дачно-строительный кооператив «Благополучный» земельные участки для индивидуального дачного строительства по <адрес>, с отнесением этих земель к категории рекриационного назначения.

Согласно указанного распоряжения и в соответствии с приложением к нему Шматко Т.А., как члену ОК «ДСК «Благополучный», был передан земельный участок , расположенный по <адрес>.

Ответчице был выдан государственный акт на право собственности на указанный земельный участок, получен кадастровый паспорт. Вид разрешенного использования земельного участка был определен «для ведения дачного хозяйства».

09.09.2016 г. право собственности ответчицы на спорный земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН.

Обращаясь с данным иском в суд, истец утверждал, что спорный земельный участок входит в состав земель военного городка № К-1, находящегося в пользовании Черноморского Флота Российской Федерации на основании межправительственных соглашений, в связи с чем, не может находиться в распоряжении ответчика и подлежит истребованию.

Разрешая дело судом было установлено следующее.

В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота РФ на территории Украины от 28.05.1997 года, военный городок К-1 указан в Приложении № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота.

Согласно ст. 2 Соглашения, Украины передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой структуры, а также акваторию бухт в г. Севастополе, указанные в Приложении № 2, в частности: аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней (п.21).

Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.

В приложении № 2 к Соглашению между Российской Федерацией                       и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, п. 1 разд. 21 «Объекты авиации» указаны «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней», номера военных городков К-1, 2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138,54 га.

Распоряжением Правительства города Севастополя от 20 марта                   2015 года -РП в соответствии с порядком безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, утвержденным Постановлением Правительства города Севастополя от 14 ноября 2014 года , в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок № К-1.

25 марта 2015 года между Правительством Севастополя                                       и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации был подписан акт приема-передачи военного городка № К-1 в виде единого имущественного комплекса.

Согласно акту осмотра, составленному представителями ФГКУ «Крымское ТУИО» № 11 от 17.04.2019 г. земельных участков военного городка № К-1, расположенных по адресу: <адрес>, установлено, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка № К-1.

Разрешая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок был передан ответчику как члену ОК «ДСК «Благополучный» на основании решения органа местного самоуправления, на момент издания которого он к землям военного городка № К-1 и землям специального назначения не относился, имел статус категории «земли рекреационного значения», вид разрешенного использования «для индивидуального дачного строительства», его место расположение предполагает его использование по указанному назначению. Также, суд отметил, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет, не имея каких-либо обременений и при отсутствии правопритязаний третьих лиц. Ответственность же за нарушение порядка его передачи, допущенное со стороны органа власти, на чем основаны заявленные требования иска, не может быть возложена на ответчика, которым уже получен государственный акт. В связи с чем, в совокупности установленных обстоятельств, суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. Кроме того, суд сослался на пропуск истцом срока исковой давности, что также является основанием к отказу в иске.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не усматривает оснований не согласиться.

В соответствии со ст. ст. 301, 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Предметом доказывания по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения являются наличие у истца вещного права на спорное имущество, а также владение ответчиком данным имуществом без надлежащего правового основания.

Как указывалось выше, спорный земельный участок был передан ответчику как члену ОК «ДСК «Благополучный» на основании решения органа местного самоуправления.

Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии с ч. 1-3 ст. 116, ч. 1 ст. 149 ЗК Украины, граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 6, ч. 7 ст. 118 ЗК Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.

Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Согласно п. 12 Переходных положений ЗК Украины, до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.

Учитывая изложенное, а также то, что документы, послужившие основанием для передачи спорного земельного участка ответчику не подтверждают расположение спорного земельного участка в составе военного городка № К-1, то оснований полагать об обратном нет.

На момент разрешения дела по существу сведений, документально подтверждающих общую площадь военного городка № К-1, истцом суду представлено не было. Из пояснений стороны истца также установлено, что договор аренды земельного участка военного городка К-1 не заключался.

Согласно ст. 77 ЗК Украины в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, земли обороны, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, могли находится как в государственной, так и в коммунальной собственности. Порядок использования земель обороны определяется законом.

В соответствии со ст. 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны» войсковым частям для выполнения возложенных на них функций земельные участки передаются в постоянное пользование в соответствии с требованиями земельного законодательства Украины. Особенности предоставления земельных участков войсковым частям определяются Кабинетом Министров Украины.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны», размеры земельных участков, необходимых для размещения войсковых частей и проведения ими постоянной деятельности, определяются в соответствии с потребностями на основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года                        -р «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» было принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.

03 марта 2006 года постановлением Кабинета Министров Украины                 был утвержден Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества, используемого Черноморским флотом на территории Украины.

Порядок определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между Украиной и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом.

В тоже время инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской федерации, указанных в Приложении № 2 к Соглашению, предусмотренная Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 г. -р завершена не была.

Учитывая изложенное, доказательствами предоставления истцу                              в постоянное пользование земельного участка в границах, установленных                в 1994 году при инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского флота, под расположение военного городка № К-1 в соответствии с положениями земельного законодательства Украины, установления границ земельного участка военного городка № К-1 материалы дела не располагают.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на несогласие с выводом суда об отсутствии доказательств вхождения спорного земельного участка в земельный участок военного городка № К-1, основанием к отмене обжалуемого решения не влекут.

Согласно материалам дела, в 1994 году произведена инвентаризация земель войсковой части 49311 Черноморского Флота, по результатам которой оформлено техническое дело № 129. Согласно заключению Севастопольского городского управления земельных ресурсов по землепользованию войсковой части 49311 Черноморского Флота за войсковой частью 49311 закреплено десять земельных участков. Земельный участок № 1 площадью 1133,06 га расположен рядом с поселком Кача, на его территории размещены жилые, административно-хозяйственные здания, сооружения основного аэродрома.

На указанные земельные участки оформлено право временного землепользования сроком на три года.

Техническое дело № 129 содержит координаты границ указанных земельных участков, без отнесения земельных участков к имущественному комплексу военных городков, в частности военного городка № К-1. Информация о вхождении земельных участков № 1-10, указанных в Техническом деле № 129, в состав военного городка № К-1 отсутствует.

Учитывая изложенное, основания полагать, что земельные участки, указанные в Техническом деле № 129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 ЧФ, в указанных в техническом деле границах, вошли в перечень объектов Черноморского флота как «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями (военные городки К-1,2, К-4)» согласно Приложению № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского Флота, отсутствуют. Довод апеллянта о том, что границы и площадь земельного участка военного городка № К-1 установлены при проведении инвентаризации военного имущества и земель 1994 г., в Техническом деле № 129 имеется каталог углов границ земельного участка с указанием его координат, не принимаются во внимание.

Документы, на которые ссылается истец в обоснование обстоятельств наложения земельного участка ответчика на земельный участок военного городка № К-1, содержат различную информацию о составе и площади военного городка № К-1.

Согласно приложению № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, в п. 1 разд. 21 «Объекты авиации» указан «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней», номера военных городков К-1,2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138,54 га.

Поскольку в приложении № 2 к Соглашению не указаны площади каждого военного городка, указана только общая сумма площадей земельных участков под объектами, учитывая то, что в состав земельного участка общей площадью 1138,54 га вошли земельные участки нескольких военных городков (К-1,2, К-4), указанные документы не позволяют соотнести площадь передаваемого земельного участка (1138,54 га) исключительно с площадью земельного участка военного городка № К-1.

Согласно Перечню недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации (приложение № 1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 г. -РП), в состав военного городка № К-1 вошли земельные участки, расположенные: м. Маргуполо (площадью 0,01 га), <адрес> (площадью 0,13 га), п.. Кача, <адрес> (0,5588 га), <адрес> (площадью 0,5531 и 0,5243 га), <адрес> (площадью                        1137,87 га). Количество зданий и сооружений военного городка № К-1 указано 229.

Таким образом, перечень имущества военного городка № К-1 согласно приложению к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка № К-1, указанному в приложении к распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 г. -РП.

Согласно обоснованию занимаемой территории от 20.07.1994 г. в материалах технического дела по инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского Флота земельный участок находится в поселке Кача, используется под военный аэродром, представляющий собой комплекс сооружений, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание воздушных судов, базирование авиационной техники, специальных частей. К аэродрому примыкает жилой городок. На участке есть возможность передать в народное хозяйство под садово-огороднические товарищества земельный участок площадью около 21 га в районе очистных сооружений и участок площадью 50 га вдоль дороги Севастополь-Евпатория.

В 1998 году войсковой частью 39052 Черноморского флота РФ по поручению городского управления земельных ресурсов были проведены топогеодезические работы в натуре (на местности) по уточнению границ и площади земельного участка под объектом войсковой части 49311 ЧФ РФ – гарнизон «Кача» (код земельного участка 129/1 в «Контрольной ведомости по земельным участкам, находящимся в пользовании Черноморского флота в административных границах города Севастополя, для начисления земельного налога»). В результате проведенных работ установлена общая площадь земельного участка под объектами войсковой части 49311 ЧФ РФ – гарнизон «Кача» (код участка 129/1) составляет 1133,0594 га, площадь земельного участка под жилым фондом (жилой городок, без казарм и хозяйственно-парковой зоны) 24,6273 га. Учитывая изложенное, в «Контрольную ведомость по земельным участкам …» внесены изменения, участок 129/1 разбит на два участка: 1) земельный участок под служебными объектами войсковой части 49311 ЧФ РФ (код участка 129/1) площадью 1108,4321 га, 2) земельный участок под жилым фондом (код участка 129/1а).

Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации -р от 1995 г. «Об изменении категории земель при перераспределении земельных участок между войсковой частью 49311, совхозом им. П.Осипенко и расширении границ поселка Кача, прекращено право постоянного пользования войсковой части 49311 на земельный участок площадью 45 га.

Решением командующего Черноморским флотом от 12 мая 1997 года «О сокращении площадей земельных участков, находящихся                       в пользовании войсковых частей флота», утверждены представленные командирами войсковых частей дополнительные предложения по сокращению площадей земельных участков, отведенных в постоянное пользование. В соответствии с приложением к указанному решению земельный участок военного городка № К1 (), используемый войсковой частью 49311 (<адрес>) площадью 43,8 га подлежит изъятию и передаче местным органам власти, в пользовании войсковой части остается земельный участок площадью 1089,3 га.

Ссылки апеллянта о необоснованном отказе в назначении землеустроительной экспертизы судебная коллегия также не принимает во внимание, поскольку при отсутствии доказательств выделения земельного участка военного городка № К-1 в натуре на местности и установлении его границ, а также принимая во внимание изменение площади военного городка № К1 в сторону уменьшения целесообразность в назначении экспертизы отсутствовала.

    Оценивая доводы апеллянта о необоснованном применении исковой давности к исковым требованиям, судебная коллегия полагает их заслуживающими внимания.

    Ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности, суд первой инстанции указал, что о нарушенном праве истцу должно было быть известно в момент передачи имущественного комплекса – земельного участка военного городка К-1 согласно акту приема передачи имущества к Распоряжению Правительства Севастополя от 20.03.2015 г. -РП.

    В тоже время, данный акт не содержит сведений о нахождении земельного участка ответчика в пределах предаваемого истцу земельного участка военного городка № К-1. О нахождении участка ответчика в границах передаваемого Министерству обороны РФ земельного участка истцу стало известно из акта осмотра от 17.04.2019 г.

    Как следует из разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном ст. 200 ГК РФ, со дня, когда лицо, чье право нарушено узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

    Доказательств, которые бы достоверно подтверждали факт того, что истцу о нарушенном праве стало известно 20.03.2015 г., не имеется.

    При таких обстоятельствах, указанные выводы суда первой инстанции не обоснованы.

    В тоже время, отказ в удовлетворении заявленных требований иска не основан лишь на истечении срока исковой давности. Дело разрешено судом по существу, отказ в иске обоснован, в первую очередь, недоказанностью обстоятельств, приведенных в обоснование заявленных требований. В связи с чем, указанные жалобы основанием к отмене обжалуемого решения не являются.

    Оценка иных доводов жалобы указывает на отсутствие фактов, которые не были учтены судом при разрешении дела по существу, и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали его выводы.

    Судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение отвечает требованиям материального и процессуального закона, постановлено с учетом всех доводов сторон и представленных ими доказательств, которые судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, что нашло отражение в принятом решении. В связи с чем, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

                                                          ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 25 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий:                                                           Ж.В. Григорова

Судьи:                                                                                          А.С. Сулейманова

                                                                                                      О.И. Устинов

33-296/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Министерство Обороны РФ
Ответчики
Шматко Татьяна Александровна
Другие
ФГУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минообороны РФ
Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя
Депаратмент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Вишняков Сергей Викторович
Куимов Максим Владимирович
Департамент по имущественным и земельным отоншениям города Севастополя
Правительство г. Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Григорова Жозефина Владимировна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
25.12.2019Передача дела судье
30.01.2020Судебное заседание
17.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2020Передано в экспедицию
30.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее