ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33-6553/2024

по делу № 2-5797/2023 (03RS0005-01-2023-006293-04)

2 апреля 2024 года                     город Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи            Низамовой А.Р.

судей                             Вахитовой Г.Д.

                                Троценко Ю.Ю.

при ведении протокола секретарем             Щукиным О.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мулюкова Михаила Юрьевича, апелляционной жалобе ООО «УРАЛДОРТРАНС» на решение Октябрьского районного суда г. Уфы от 10 ноября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия

установила:

Мулюков М.Ю. обратился с иском к ООО «УРАЛДОРТРАНС» о взыскании невыплаченной материальной помощи к отпуску на оздоровительные цели за первую половину фактически отработанного времени за 2023 год в размере 40 005 рублей, процентов в размере 0,07% (но не ниже одной сто пятидесятой ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации) за каждый день просрочки, начиная с 26 июня 2023 года, расходы по оплате юридических услуг в размере 8000 рублей.

В обоснование иска указано, 17 октября 2016 года между Мулюковым Ю.Г. и ООО «УРАЛДОРТРАНС» заключён трудовой договор, на основании которого истец принят на должность инженера. Трудовой договор расторгнут 14 июля 2023 года по собственному желанию работника.

В соответствии с п. 9.4 Коллективного договора на 2020-2023 годы работодатель обязуется работникам, проработавшим в организации не менее одного года, оказывать материальную помощь к отпуску на оздоровительные цели в размере должностного оклада на момент ухода в отпуск.

В соответствии с приказом ответчика № 87 от 26 июня 2023 года истцу предоставлен отпуск продолжительностью 14 календарных дней с 26 июня по 10 июля 2023 года. Данный отпуск предоставлен за период работы истца с 17 октября 2022 года по 16 октября 2023 года, то есть за первую половину фактически отработанного времени за 2023 год. Размер должностного оклада на момент ухода в отпуск составлял 80010 рублей. Материальная помощь к отпуску истцу не выплачивалась.

Решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 10 ноября 2023 года постановлено:

удовлетворить частично исковые требования Мулюкова М. Ю. к ООО УРАЛДОРТРАНС о взыскании невыплаченной материальной помощи к отпуску, невыплаченного единовременного вознаграждения за выслугу лет, денежной компенсации за задержку выплат.

Взыскать с ООО УРАЛДОРТРАНС (ИНН 0278958237, ОГРН 1200200017797) в пользу Мулюкова М. Ю., дата г.р.:

невыплаченную материальную помощь к отпуску на оздоровительные цели за первую половину отработанного времени за 2023 год в размере 40005, 00 рублей; проценты (денежную компенсацию) за несвоевременную выплату материальной помощи к отпуску на оздоровительные цели за первую половину отработанного времени за 2023 год, начисленные с суммы 40005, 00 рублей в размере 0,07% за каждый день просрочки, начиная с 26 июня 2023 года по день фактического расчета включительно, судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 8000 рублей.

Взыскать с ООО УРАЛДОРТРАНС (ИНН 0278958237, ОГРН 1200200017797) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1300, 15 руб.

В апелляционной жалобе Мулюков М.Ю. просит решение суда изменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что в мотивированной части решения судом сделан вывод, что подлежат удовлетворению требования истца о взыскании процентов за несвоевременную выплату материальной помощь к отпуску в размере 0,07% (но не ниже 1/150 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации), начиная с 26 июня 2023 года по день фактического исполнения. Однако в резолютивной части решения в части взыскания процентов указано, взыскать проценты за несвоевременную выплату материальной помощи к отпуску в размере 0,07% за каждый день просрочки, начиная с 26 июня по день фактического расчета включительно.

В апелляционной жалобе ООО «УРАЛДОРТРАНС» просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что в материалы дела не представлено доказательств обращения истца за материальной помощью к ответчику. Согласно п. 4.1 Приложения № 1 к Коллективному договору, основанием для оказания единовременной помощи служит личное заявление работника. Данная материальная помощь выплачивается из фонда потребления, сформированного от части чистой прибыли, оставшейся после уплаты налогов. Данная выплата не является оплатой труда, она относится к разряду дополнительных социальных гарантий. Выплата указанной единовременной материальной помощи является правом, а не обязанностью работодателя, и производится при наличии соответствующих финансовых возможностей.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания. Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 17 октября 2016 года между Государственным унитарным предприятием Уфимский проектно-производственный центр «Уралдортранс» и Мулюковым М.Ю. заключен трудовой договор, по условиям которого работник принят в группу проектирования дорог № 1 на должность инженера. За выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается должностной оклад в размере 24050 рублей в месяц, надбавка 15% районный коэффициент (пункт 4.1.).

10 февраля 2023 года к указанному трудовому договору заключено дополнительное соглашение, согласно которому за выполнение трудовых обязанностей, Мулюкову М.Ю. устанавливается должностной оклад в размере 80010 рублей в месяц, надбавка 15% районный коэффициент.

Пунктом 9.4. раздела 9 Коллективного договора предусмотрено, что работодатель обязуется работникам, проработавшим в организации не менее одного года, оказывать материальную помощь к отпуску на оздоровительные цели в размере должностного оклада на момент ухода в отпуск.

Согласно приказу № 87 от 26 июня 2023 года Мулюкову М.Ю. предоставлен отпуск с 26 июня 2023 года по 10 июля 2023 года в количестве 14 календарных дней за период работы с 17 октября 2022 года по 16 октября 2023 года.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение Коллективного договора материальная помощь к отпуску на оздоровительные цели ответчиком не начислена и не выплачена, что нарушает трудовые права истца.

С указанным выводом судебная коллегия соглашается.

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора.

По смыслу части 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации не допускается ограничение в трудовых правах и свободах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, в частности, от социального и должностного положения работника.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 40 Трудового кодекса Российской Федерации коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном настоящим Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (статья 44 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из взаимосвязанных положений статей 40, 41 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений призвано дополнить государственное регулирование, в том числе в части повышения уровня трудовых прав и гарантий работников по сравнению с тем, которое предоставлено трудовым законодательством.

Из содержания коллективного договора усматривается, что его действие распространяется на всех работников организации, включая работников первичной профсоюзной организации (абзац третий пункта 1.4.), при этом, работодатель обязан, в том числе, исполнять обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативно правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовым договором (абзац четвертый пункт 2.1.).

Довод апелляционной жалобы ответчика о необходимости написания личного заявления работником на выплату материальной помощи к отпуску на оздоровительные цели являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и судом верно установлено, что приведенный ответчиком п. 4.1 приложения № 1 к Положению об оплате труда работников ООО «УРАЛДОРТРАНС», не регулирует выплату спорной материальной помощи. Данное приложение не относится к Коллективному договору и не указывает на необходимость написания дополнительного заявления о выдаче материальной помощь к отпуску но оздоровительные цели.

Доводам жалобы ответчика о том, что право работника на установленные коллективным договором выплаты, в частности, материальную помощь к отпуску на оздоровительные цели, поставлено в зависимость от результатов экономической деятельности ответчика судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку сама по себе выплата является гарантированной работодателем, на что имеется указание непосредственно в самом Коллективном договоре (пункт 1.9.). Низкая прибыль организации не может расцениваться как влекущие изменение условий коллективного договора и отказ в выплате материальной помощи к отпуску, в связи с чем довод жалобы о том, что данная выплата является правом, а не обязанностью работодателя, также является несостоятельным.

Аналогичные доводы ранее также проверялись судом апелляционной инстанции по спору между теми же сторонами в отношении другого отпускного периода (дело № 2-3084/2023, 33-18871/2023).

В целом, приведенные ООО «УРАЛДОРТРАНС» доводы в жалобе, являлись предметом проверки суда первой инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанций, и направлены на иную оценку доказательств по делу.

Между тем, доводы апелляционной жалобы Мулюкова Ю.Г. об отсутствии указания в резолютивной части решения суда в части взыскания процентов за несвоевременную выплату материальной помощи к отпуску на оздоровительные цели, начисленных с суммы 40005 рублей, в размере 0,07 %, но не ниже 1/150 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, заслуживают внимания.

Частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент разрешения судами спора) установлено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В нарушение статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации расчет компенсации за задержку выплаты материальной помощи судом первой инстанции не произведен, а также в резолютивной части решения отсутствует указание на взыскание процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, что может привести к неправильному расчету суммы компенсации.

Отсутствие такого указания может привести к выплате компенсации ниже минимально предусмотренного законом размера.

Так, с 15 августа 2023 года ключевая ставка составила 12% и в день составляла 12/150=0,08%, что превышало предусмотренные Коллективным договором 0,07%.

Фактически задержана выплата компенсации за несвоевременную выплату материальной помощи к отпуску на оздоровительные цели в размере 40005 рублей.

С 26 июня 2023 года (дата отпуска) по 10 ноября 2023 года (дата вынесения решения суда) компенсация составила бы 4424,56 рублей.

Задолженность Период просрочки Ставка Доля ставки Формула Проценты
с по дней
40005,00 26.06.2023 14.08.2023 50 0,07% 1 40005,00*50*0,07% 1400,18 р.
40005,00 15.08.2023 17.09.2023 34 12,00% 1/150 40005,00 ? 34 ? 1/150 ? 12% 1 088,14р.
40005,00 18.09.2023 29.10.2023 42 13,00% 1/150 40005,00? 42? 1/150 ? 13% 1 456,18 р.
40005,00 30.10.2023 10.11.2023 12 15,00% 1/150 40005,00? 12 ? 1/150 15% 480,06 р.
Итого: 4424,56 р.

Поскольку данных о выплате причитающихся Мулюкову М.Ю. денежных сумм в материалах дела не имеется, судебная коллегия указывает, что и далее в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат начислению проценты за несвоевременную выплату материальной помощи к отпуску в размере 0,07 % за каждый день просрочки, но не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки от невыплаченной суммы материальной помощи, составляющей на 11 ноября 2023 года 40005 рублей, за период начиная с 11 ноября 2023 года по день фактической выплаты.

Решение суда в данной части подлежит изменению, доводы жалобы Мулюкова М.Ю. признанию обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2023 ░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» (░░░ 0278958237) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ №...) ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4424,56 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 26 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» (░░░ 0278958237) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ 8015 089565) ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 0,07 % ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2023 ░░░░ 40005 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 11 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                 ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░                             ░.░. ░░░░░░░░

                                ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░ 2024 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-6553/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Мулюков Михаил Юрьевич
Ответчики
ООО Уралдортранс
Другие
Государственная инспекция труда республики Башкортостан
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Низамова Алиса Рифовна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
04.03.2024Передача дела судье
02.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2024Передано в экспедицию
02.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее