Решение по делу № 2-940/2018 от 05.03.2018

Решение

Именем Российской Федерации

24 апреля 2018 г. г. Туймазы

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гиниятовой А.А., при секретаре Магомедовой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан к Туймазинскому межрайонному отделу службы приставов Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан (далее – ТМОСП УФССП России по РБ) об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального района Туймазинский район РБ обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит освободить от исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ТМОСП УФССП России по РБ САФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено взыскать с должника Администрации муниципального района Туймазинский район РБ в рамках исполнительного производства -ИП, возбужденного на основании вступившего в законную силу решения Туймазинского межрайонного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу об удовлетворении исковых требований РРА к Администрации муниципального района Туймазинский район РБ о признании распоряжения главы администрации муниципального района Туймазинский район незаконным, признании права на получение жилья, восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту жительства во внеочередном порядке среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании предоставить жилое помещение.

В обоснование исковых требований истец указал, что должником Администрацией муниципального района Туймазинский район РБ были приняты следующие меры для исполнения вступившего в законную силу решения Туймазинского межрайонного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

В целях обеспечения вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями истцом в установленном порядке, ежегодно, в начале года в Министерство образования РБ направляется список детей – сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Кроме того, в Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре ежеквартально истцом предоставляется информация о количестве вступивших в законную силу решений суда об обязании предоставить жилые помещения детям – сиротам.

Таким образом, на начало текущего года перед распределением субвенций Правительство РБ владеет полной информацией о количестве детей – сирот, состоящих в списке, количестве вступивших в законную силу судебных решений и исполнение вступивших в законную силу решений суда напрямую зависит от действий субъекта РФ – от объема выделенных субвенций.

На основании соглашения «О предоставлении субвенций из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджету Туймазинского района на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот жилыми помещениями» от ДД.ММ.ГГГГ бюджету Туймазинского района выделено руб., в том числе: за счет федерального бюджета – руб., за счет бюджета Республики Башкортостан – руб. для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот.

На вышеуказанные средства ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены благоустроенные жилые помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и РРА

Постановлением главы Администрации муниципального района Туймазинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ РРА предоставлена однокомнатная <адрес> по адресу: РБ, <адрес>, и с ней заключен договор специализированного найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании вышеизложенного истец просит освободить его от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного в рамках исполнительного производства -ИП.

В судебном заседании представитель истца Администрации муниципального района Туймазинский район РБ ХЕВ полностью поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что решение суда исполнено, РРА предоставлена однокомнатная <адрес> по адресу: РБ, <адрес>. Вины истца в том, что жилое помещение предоставлено за пределами срока для добровольного исполнения исполнительного документа, не имеется в связи с длительностью в соответствии с установленным действующим законодательством порядке процедуры предоставления жилья.

Представитель ответчика судебный пристав – исполнитель Туймазинского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по РБ САФ, в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины не явки суду не известны.

Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации муниципального района Туймазинский район РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав истца, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.1 ст.105, ч.3 ст.112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Положениями ч. ч. 1 и 3 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

В силу ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Положениями п. 1 ст. 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (п. 75). По смыслу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (п. 78)

Как установлено судом, и подтверждается материалами дела решением Туймазинского межрайонного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу удовлетворены исковые требования РРА к Администрации муниципального района Туймазинский район РБ о признании распоряжения главы администрации муниципального района Туймазинский район незаконным, признании права на получение жилья, восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту жительства во внеочередном порядке среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании предоставить жилое помещение.

Апелляционным определением Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ решение Туймазинского межрайонного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации муниципального района Туймазинский район РБ – без удовлетворения.

Решение суда вступило в законную силу.

Во исполнение данного решения суда Туймазинским межрайонным судом Республики Башкортостан выдан исполнительный лист ФС от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого судебным приставом-исполнителем Туймазинского МО СП УФССП России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство в отношении должника Администрации муниципального района Туймазинский район РБ.

При этом, пунктом 2 указанного постановления должнику в соответствии с частью 12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Одновременно должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника гражданина и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации- пятидесяти тысяч рублей. Одновременно при наличии чрезвычайных, объективно непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

В указанный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке Администрацией муниципального района <адрес> Республики Башкортостан не исполнены, в связи с чем, в отношении должника постановлением судебного пристава – исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с Администрации муниципального района Туймазинский район РБ взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 руб.

Между тем, установленные в ходе рассмотрения данного дела обстоятельства свидетельствуют о том, что истцом были приняты все необходимые меры для исполнения вступившего в законную силу решения Туймазинского межрайонного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 260-з (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ст. 4 данного закона указано, что органы местного самоуправления вправе, в том числе, требовать своевременной и в предусмотренном объеме передачи органам местного самоуправления необходимых для осуществления государственных полномочий материальных и финансовых средств. Из п.2 ст. 5 данного закона следует, что органы государственной власти Республики Башкортостан обязаны, в том числе, обеспечить органы местного самоуправления финансовыми и материальными средствами, необходимыми для осуществления переданных государственных полномочий. В ст. 8 закона установлен порядок передачи органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий. Финансовые средства передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период. Дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются за счет бюджета субъекта РФ.

Из пояснений представителя Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан ХЕВ следует, что в целях обеспечения вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями истцом в установленном порядке, ежегодно, в начале года в Министерство образования РБ направляется список детей – сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Кроме того, в Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре ежеквартально предоставляется информацию о количестве вступивших в законную силу решений суда об обязании предоставить жилые помещения детям – сиротам.

Таким образом, на начало текущего года перед распределением субвенций Правительство РБ владеет полной информацией и о количестве детей – сирот, состоящих в списке и количестве вступивших в законную силу судебных решений и исполнение вступивших в законную силу решений суда напрямую зависит от действий субъекта РФ – от объема выделенных субвенций.

На основании соглашения «О предоставлении субвенций из федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан бюджету <адрес> на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот жилыми помещениями» от ДД.ММ.ГГГГ выделено руб., в том числе: за счет федерального бюджета – руб., за счет бюджета Республики Башкортостан – руб. для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот.

На вышеуказанные средств г. были предоставлены благоустроенные жилые помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и РРА

На день обращения в суд с иском истец решение суда исполнил в полном объеме, что подтверждается постановлением главы Администрации муниципального района Туймазинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым РРА предоставлена однокомнатная <адрес> по адресу: РБ, <адрес>, и заключен договор специализированного найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, истцом приняты все необходимые и возможные меры в установленном законом порядке исполнения судебных решений данной категории для исполнения требований исполнительного документа, и его вина в несвоевременном их исполнении не установлена. Приобретение жилых помещений для лиц, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Истец обязан был подать соответствующие заявки, что и было им сделано, далее истцом осуществлены полномочия на проведение закупок жилых помещений для последующего предоставления гражданам указанной категории. Поэтому, с учетом специфики отношений по предоставлению квартир за счет средств бюджета республики и федерального бюджета, возможность приобрести и предоставить РРА жилое помещение в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, у должника фактически отсутствует.

Поскольку исполнительский сбор, является мерой принуждения, применяемой в связи с несоблюдением должником установленных законом требований исполнения решения суда в добровольном порядке, и по своей сути, это санкция штрафного характера, возлагающая на недобросовестного должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства, а вина истца в ходе судебного разбирательства не установлена, так как Администрация муниципального района Туймазинский район РБ приняла все меры для надлежащего исполнения обязательства в установленные законом сроки, решение суда исполнено в полном объеме, фактически истец возможностью исполнить требование исполнительного документа в срок для добровольного исполнения не обладает, доказательств обратного суду не предоставлено, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об освобождении истца от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного в рамках исполнительного производства -ИП.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан к Туймазинскому межрайонному отделу службы приставов Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан об освобождении от взыскании исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья А.А. Гиниятова

2-940/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация муниципального района Туймазинский район РБ
Ответчики
Туймазинский межрайонный отдел СП УФССП России по РБ
Туймазинский М. О. С. У. Р. П. Р.
Другие
Отдел опеки и попечительства Управления образования Администрации муниципального района Туймазинский район РБ
Суд
Туймазинский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Гиниятова А. А.
Дело на странице суда
tuimazinsky.bkr.sudrf.ru
05.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2018Передача материалов судье
07.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2018Судебное заседание
24.04.2018Судебное заседание
28.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее